Школа оптимизма. Уроки социальной жизни для младших школьников

Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию предлагается методическая разработка, которую мы назвали “Школа оптимизма. Уроки социальной жизни для младших школьников”.

Уроки – ежедневная реальность жизни учителя. А социальные уроки – реальность жизни любого человека, поэтому в названии мы не стремились к оригинальности. Однако, мы считаем, что наших уроков не хватает в школе, поэтому мы хотим помочь детям понять, осознать, а что еще более важно, научить позитивному отношению к жизни, иначе говоря, стать оптимистами.

Конечно, нельзя стать оптимистом по заказу. Но можно научиться видеть многоцветие окружающего нас мира и выбирать добро или зло, дружбу или ссору, любовь или ненависть. Выбор, особенно у ребенка, часто может быть импульсивным, а не осознанным, поэтому мы учим детей воспринимать типичные жизненные ситуации “умом и сердцем” и понимать ценность оптимистичного взгляда на жизнь.

Природе ребенка свойственно жизнерадостное оптимистическое мироощущение, проблемы “большого мира” он не осознает, и они его в основном не касаются. Однако ситуация “оптимистичный ребенок в пессимистичном мире” длится недолго, и, если ребенку не помочь увидеть ценность позитивного взгляда на жизнь, в обществе появится на одного пессимиста больше.

Утверждаемая ценность позитивного взгляда на жизнь, по нашему мнению, состоит в:
  • субъектной позиции ученика, т.е. умении ребенка оценивать ситуацию на основе собственного действия, решения, а не слов, оценок, действий других людей;
  • толерантности, как умения принимать разное, отличное от собственного или привычного;
  • рефлексивной оценке как способе решения жизненных задач.

Цели и задачи курса.

Наша программа разрабатывалась в соответствии с основными целями и задачами новых государственных стандартов о развитии социальной компетентности учащихся и учетом закономерностей возрастного психического развития младших школьников.

Теоретическую основу программы составили:

1. Идеи Выготского Л.С. о том, что социально организованное обучение создает зону ближайшего развития ребенка, является необходимым и всеобщим моментом в процессе его развития.

2. Идеи развивающего обучения Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, смысл которых в том, что результатом такого обучения должно стать умение ребенка анализировать, планировать свою деятельность, понимать основания собственных действий (рефлексия), самостоятельно оценивать свои действия.

3. Теория игровой деятельности Д.Б.Эльконина, суть которой – в игре ребенок учится соотносить различные точки зрения, вставать на позицию другого, усваивая моральные и нравственные нормы.

4. Теоретическое содержание понятия “сензитивность” (Ю.Б.Гиппенрейтер, Г.М. Цукерман и др.), которое применительно к младшему школьному возрасту означает, что в течение этого периода у ребенка активно реализуется потенциал развития навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов, усвоение социальных норм нравственного развития.

Основываясь на этих фундаментальных теоретических положениях, мы определили для себя главной целью нашего курса – создание необходимых условий для развития ребенка как индивидуальности, т.е. на основе свободного ответственного выбора и оптимистичного взгляда на жизнь.

Основные задачи курса:
  • формировать у младших школьников представление о себе как умелом, успешном и нравственном человеке;
  • дать ребенку представление о собственном внутреннем мире, о его месте в окружающей жизни;
  • побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, к осознанию собственной внутренней позиции и жизненных ценностей;
  • формировать у учащихся приемы и способы конструктивной, коммуникативной, познавательной, учебной и других видов деятельности;
  • способствовать разнообразному самовыражению учащихся, их творческому отношению к собственной жизни;
  • учить детей понимать смешное.
Наша программа имеет следующие отличительные черты:
  1. Она соединяет дошкольный и внешкольный опыт учеников со школьным. Через игру, общение, познание создается возможность освоения ребенком социальной жизни. Как показывает опыт, и школьная и социальная адаптация ребенка вообще осуществляется более успешно, если ребенку присущи не только высокий уровень познавательного развития и сформированность учебных навыков, но и игровая культура, культура общения и поведения. Таким образом, программа способствует успешной адаптации учащихся к школьной жизни и адекватного восприятия социальной жизни.
  2. Программа также позволяет педагогам создать в классе атмосферу внутреннего комфорта и защищенности, что обусловлено личностно–ориентированным стилем общения. Программа уроков социальной жизни предполагает проведение занятий с детьми как во внеурочное время, так и включенными в структуру урока, что позволяет учителю решать широкий спектр учебно-воспитательных задач и разнообразить методический арсенал.
  3. Являясь сторонниками концепции развивающего обучения, мы ориентировались на развитие у детей важнейших психических новообразований возраста. Сложность заданий с сензитивностью возраста и зоной ближайшего развития детей. В программе представлены задания, предполагающие вариативность в подборе изучаемого материала с учетом возможностей и интересов детей.
  4. Особенностью программы является ее построение на основе принципа событийности. Это означает, что усвоение социальных, психологических, этических и других знаний является результатом анализа собственного опыта, что позволяет придать информации личностный смысл, облегчает ее дальнейшее применение в жизни. Это также предполагает живой отклик педагога и класса на реальные события, происходящие в жизни детей.
  5. Содержательным стержнем программы, определяющим цели работы является понятие “оптимизм”. Выделенные нами аспекты позитивного взгляда на жизнь составляют основу содержания нашего курса. Интеграция этих аспектов позволяет построить в сознании детей адекватную возрасту целостную “картину человека” и целостный образ “Я”.
  6. Специфика предмета изучения определяет особенности форм и методов работы с детьми.
Наряду с традиционными методами преподавания мы использовали адаптированные психологические методы:
  • групповая дискуссия;
  • анализ конкретных жизненных ситуаций, текстов, решение задач;
  • создание проблемных ситуаций, их анализ в микрогруппах с последующей рефлексией;
  • элементы наблюдения, самонаблюдения, эксперимент;
  • ролевые игры;
  • драматизация;
  • тестирование и другие диагностические процедуры;
  • элементы социально-психологического тренинга.
Общие рекомендации по проведению занятий:
  • Имеет смысл регулярно в конце темы или в конце занятия проводить совместную рефлексию по поводу того, какое впечатление осталось у детей от работы; обсудить, что они поняли и чего не поняли, что чувствовали, что понравилось и что не понравилось, что больше всего запомнилось; спросить их, для чего это нужно знать и уметь, где это может пригодиться и др.
  • Нужно уметь гибко реагировать на высказывания детей, быть готовым обсуждать то, что их интересует в настоящий момент больше всего.
  • Желательно, чтобы учитель служил для учеников хорошей ролевой моделью. Это предполагает принятие педагогом игровой позиции, его готовность взять на себя игровые роли, владение режиссерскими и актерскими умениями, раскрепощенность и непосредственность.
  • Поскольку предлагается учебный курс, а на учебных занятиях без оценки не обойтись, то важно придерживаться правил:
  • поддерживать не только даже небольшой успех учащегося, но и его усилия;
  • оценивать действия ребенка, а не личность;
  • давать ребенку конструктивную оценку, показывать ему положительные перспективы его развития.
  • Целесообразно иметь рабочие тетради для учащихся, в которых они будут фиксировать пройденный материал и свой личный опыт в виде заданий, рисунков, пиктограмм, записей для осознания и запоминания впечатлений.
  • Для более эффективной работы имеет смысл привлекать родителей, семью к выполнения заданий. Допускается присутствие родителей на занятиях и участие в некоторых из них. Также очень полезно и для родителей, и для детей, и для педагогов получение обратной связи по поводу отработки изучаемых в курсе навыков.
  • Вести занятия могут как психолог, так и подготовленный учитель начальных классов, владеющий приемами групповой работы с детьми, имеющий представление об особенностях конкретных детей, умеющий установить доверительные отношения с детьми и родителями.
  • Тематическое планирование занятий представлено без четких сценариев, что предполагает построение различных сценарных линий занятий в зависимости от ситуации на уроке, класса, времени и места проведения занятий.
  • При планировании мы не предполагали четкой почасовой структуры, нас больше интересовал процесс формирования социальных компетенций ученика.

Тематическое планирование.

В нашем понимании “уроки социальной жизни” - это форма специально организованного общения, направленного на развитие социальной и личностной компетентности младших школьников, формирование у них позитивного оптимистичного взгляда на жизнь.

Мы строили тематическое планирование, основываясь не на возрастном подходе, а на психологической и социальной подготовленности классов. Учитель имеет возможность выбрать такие задания, которые будут соответствовать социальному опыту учеников его класса и будут отображать проблемы, которые существуют в данном классе.

Для решения проблем выбора мы сочли необходимым показать ученикам весь спектр той или иной проблемы. В названиях тем мы обозначили своеобразную “полюсность” и выделили 6 приоритетных “полюсных” тем:
  1. “Радоваться жизни или жаловаться на судьбу?”
  2. “Любить или ненавидеть?”
  3. “Дружить или ссориться?”
  4. “Верить в успех или надеяться на удачу?”
  5. “Стремиться к цели или ждать чуда?”
  6. “Творить добро или разрушать то, что сделали другие?”