Мир с детьми. День 3

Ксения Волчик 18.11.2015 4 54 просмотров

У детей есть удивительное свойство: довольно долго они не помнят обид, зато потом обиды помнятся всю жизнь. Обстоятельства, значительно усложняющие отношения с детьми:

  • родители – это идеал, даже для подростков это так (ну, если и не идеал, то модель поведения, которой все равно следуют);
  • дети чувствуют малейшую неискренность. поэтому натянутая, вымученная улыбка или притворно спокойный тон никогда не введут ребенка в заблуждение.

Поэтому будьте искренни и открыты!

Это первый шаг на пути к миру с детьми. Стоит заметить, что бывает очень трудно так себя вести, ведь хочется оградить ребенка от проблем, взять больше на себя, но лучше от этого никому не будет.

Во-первых, ребенку с самого рождения необходимо все объяснять. Простое «нельзя» мало кого остановит. «Нельзя, потому что обожжешься» – другое дело, а если при этом дать потрогать (под присмотром) что-то горячее, то эффект не заставит себя ждать. И если с горячей кружкой это очевидно, то почему-то в других сферах жизни – не всегда. Ищите примеры, ищите объяснения, говорите с ребенком о жизни – и вы построите прекрасную основу для доверия и взаимопонимания.

А во-вторых, беря все на себя, очень легко сорваться. просто от переутомления, от необходимости слишком много всего держать в голове и под контролем.

Еще один ключ к миру с детьми – уважение и вежливость.

Когда мы просим о чем-то взрослого человека, то слова «спасибо» и «пожалуйста» как-то сами слетают с языка. Но стоит попросить ребенка убрать игрушки. или одеться, или помочь, как они куда-то пропадают. Да, «волшебные слова» забываются в суете и по невнимательности, но ребенок это чувствует. Чувствует, что ему приказывают, – и не хочет подчиняться.  Когда ребенок понимает, что его уважают и как равного просят помочь, он это делает, и делает с радостью.

Еще один инструмент в общении с ребенком, помогающий сохранить добрые, спокойные отношения, – это юмор. Приведу пример из книги «Свободные родители, свободные дети» (Адель Фабер, Элейн Мазлиш).

Действующие лица: Энди – постоянно хнычущий ребенок, «Я» – мама.

Энди: Ты обещала мне сделать обложки для книг. Учительница сказала, что поставит двойки, если наши учебники не будут обернуты. Я не хочу двойку. Ты сказала, что сделаешь еще вчера и не сдела…

Он был настолько отвратителен, что мне пришлось собрать все силы, чтобы не копировать его. Я подняла руку:

Я: Энди, пожалуйста… Другим тоном!

Энди не обратил на меня внимания и продолжил жаловаться всему миру.

Я (решительно и твердо): Энди, у тебя жестокосердная мать.

Энди озадаченно смотрит на меня.

Я: Проблема состоит в том, как растопить ее ледяное сердце. (Я выхожу из комнаты. Через пять минут Энди стучится в дверь спальни.)

Я: Входи.

Энди (деловито и сосредоточенно): Мама, мне нужны обложки для книг. Ты можешь мне их сделать?

Я (с удовлетворенным вздохом): Молодой человек, я не могу перед вами устоять. Пошли.

Безусловно, это далеко не все шаги на пути к миру с детьми, но это хорошее начало.

Задание # 3

  • Поговорите с ребенком (если несколько – с каждым отдельно). Искренне поинтересуйтесь, что его беспокоит, над чем он сейчас думает, можете ли вы ему чем-то помочь.
  • Запланируйте время в каждом дне. чтобы узнавать, как дела у детей, что они чувствуют, о чем переживают (даже если это 10 минут, это уже очень хорошо!).
  • Понаблюдайте за собой. всегда ли вы вежливы с ребенком (детьми)? Просите ли вы ребенка (детей) о помощи? Благодарите ли их?

*Конечно, я не предлагаю вам давать подростку пробовать наркотики, чтобы он понял, что это плохо. Нет! И видео вам вряд ли помогут. Не пожалейте времени, сводите чадо в реабилитационный центр – и прививка от наркотиков есть. Ищите действенные пути и у вас все получится.