Почему у ребенка возникает стресс?

Исследования стресса стали появляться в медицине только в начале 1960-х годов. Канадец Ганс Селье заметил, что некоторые симптомы, обычно свидетельствующие о тех или иных известных заболеваниях, зачастую связаны с попытками организма адаптироваться к чему-либо, а вовсе не с предполагаемым заболеванием. Так был выявлен общий синдром адаптации, более известный сегодня как стресс. Селье установил, что стресс способен сочетаться с любыми заболеваниями и может возникать при восстановлении после несчастного случая или даже без какой-либо явной причины, просто в качестве реакции на некие внешние раздражители.

Детский стресс изучали и того меньше. Долгое время считалось, что здоровье ребенка с послевоенных лет находится под надежной охраной: современные законы, нормы и правила, повсеместно контролируемые соответствующими организациями, гарантируют безопасность ребенка в детских садах и школах, а также в семейном кругу. Права детей неукоснительно соблюдаются, за этим следит целый ряд

государственных институтов. Так откуда у ребенка XX-XXI веков может быть стресс. Единственная сфера, в которой детскому стрессу уделялось хоть какое-то внимание, - это различные специфические неблагоприятные условия: военные действия, стихийные бедствия, физическое насилие в отношении ребенка, тяжелые травмы в результате аварий, потеря близких родственников и т.д. Сегодня мы можем утверждать: дети подвержены стрессам в повседневной жизни совершенно так же, как и взрослые.

Стресс у взрослых зачастую родом из детства

Очень часто взрослые люди, чувствительные к стрессу, страдали от него еще в детстве, и нерешенные в юном возрасте проблемы сопровождают их в течение всей жизни. Обычно такие люди говорят о себе что-то вроде: «Я всегда был таким», «У меня просто такой темперамент». Они давно смирились, что вся их жизнь будет сопровождаться подобными проблемами, как будто речь идет о каком-то проклятии.

Первый стресс в жизни человека — само рождение. Новорожденный внезапно теряет состояние практически абсолютного комфорта, где у него было все, в чем он нуждался, и попадает в холодный огромный мир, слишком яркий и шумный, где он тут же должен научиться дышать самостоятельно, в то время как расширение легких вызывает у него боль. Наше появление па свет, увы, далеко не приятный процесс. Все малыши без исключения еще в течение нескольких лет переживают стресс своего рождения. Однако с самых первых дней младенцы проявляют свой особенный неповторимый темперамент: некоторые шумные и беспокойные, другие, наоборот, тихие и созерцательные, третьи общительные и улыбчивые. Все мы разные, но если полагать, что характер формируется лишь природным темпераментом человека, мы

впадем в ненужный фатализм. Человек живет в обществе, он социальное существо, и его личность развивается под влиянием общения с окружающими людьми.

Итак, помимо врожденного темперамента, мы получаем некий индивидуальный жизненный опыт, и именно он вызывает у нас состояние стресса. Поскольку накопление положительного и отрицательного опыта неизбежно в жизни каждого человека, столкнуться со стрессом также приходится каждому. Именно поэтому так важно, чтобы ребенок как можно раньше (однако это никогда не поздно) освоил техники защиты от него.

Анна, 32 года: «Я всегда хорошо училась в школе. Мои родители хотели, чтобы я была отличницей, ждали, что я добьюсь успеха в жизни. Перед каждой контрольной у меня начинал болеть живот, и я все время мучилась сомнениями, не забыла ли я что-то и сумею ли вспомнить все, что выучила. Перед выступлением на семинарах в институте у меня поднималось давление, я чуть ли не наизусть заучивала то, что собиралась прочесть перед аудиторией, чтобы не сбиться. И все равно я всегда была собой недовольна».

Карина, 35 лет: «В детстве я часто видела, как ссорятся мои родители. Их ссоры иногда были очень грубыми, а я чувствовала себя парализованной, неспособной сделать что бы то ни было. Мне всегда казалось, что это из-за меня они поругались. Став взрослой, я делаю все, чтобы избежать конфликтов. Если кто-то повышает голос в моем присутствии, это просто парализует меня, и я тут же сдаюсь. »

Павел, 44 года: «Я никогда не был любителем поспать. Ребенком я всегда боялся, что не смогу заснуть. Я прислушивался к шорохам в доме и каждые три минуты смотрел на часы. Сейчас я заставляю себя ложиться пораньше, убеждаю себя, что иначе на следующий день я буду разбитым. Ненавижу вечер воскресенья».

Стресс возникает при крайней необходимости адаптации

Стресс — это комплекс инстинктивных реакций организма, как физиологических, так и психических, на необходимость адаптироваться к каким-либо обстоятельствам. Для ребенка стресс, как правило, связан с неожиданными изменениями в его привычном мире. Возникает «до» и «после»: «до» жизнь протекала спокойно, как медленная река, затем возник резкий, неожиданный поворот, и в состоянии «после» ребенок должен адаптироваться к новым обстоятельствам. Событие, вызвавшее резкие перемены, тот самый «поворот» в течении реки жизни, называют стрессором. Существует огромное количество потенциальных стрессоров в жизни любого человека, но и их можно классифицировать, как мы увидим ниже.

Стрессор может быть как новым, так и повторяющимся событием, но он всегда дестабилизирует состояние человека и каждый раз требует приспособления и привыкания к новым обстоятельствам.

Вот несколько примеров типичных стрессоров, о которых рассказывали мои маленькие пациенты: «Телефон звонит, и я подскакиваю», «Этим летом мои родители развелись, и папа теперь живет в шестистах километрах от нас. Я предпочитаю не думать об этом», «Путь до школы занимает у меня пятнадцать минут, и я все время боюсь опоздать», «Учитель испанского в любой момент может начать кричать на нас, если мы не знаем ответа. Весь урок я как на иголках».

Заметьте, что интенсивность стресса совсем не обязательно прямо пропорциональна важности вызвавшего его события. Поэтому никогда не следует преуменьшать значение переживаний ребенка, ведь о наличии стресса свидетельствуют именно его реакции и его состояние, а не тот факт, пережил он какие-то серьезные потрясения или нет.

Поскольку наша жизнь — это и есть последовательность новых событий, адаптироваться к ним означает «взрослеть». Но пока человек еще не достиг взрослого состояния, у него есть дополнительные, чисто детские, слабости перед лицом стресса.

  • Привычки вселяют в детей уверенность. Разве повторение, рутина огорчают ребенка? Как раз наоборот! Обратите внимание, он с удовольствием по сорок раз пересматривает любимые фильмы, предпочитает есть одни и те же блюда, ходить на хорошо знакомую площадку в парке. Все привычное вселяет в него уверенность. Малыш буквально расцветает, когда его жизнь стабильна, а следовательно, вселяет в него веру в собственные силы. Одна из моих клиенток заметила, что дети «страшные консерваторы». И это правда: тяга детей к одинаковому и повторяющемуся объясняется их стремлением к безопасности в нашем изменчивом мире.
  • Их юный возраст ограничивает их возможности. У ребенка нет практически никакой возможности влиять на происходящие вокруг него события, никакой свободы, чтобы избежать нежелательной ситуации, изменить ее или тем более контролировать. Большую часть времени дети бессильны, безнадежно бессильны. Конечно, кое-кто из них наивно полагает, что он несмотря ни на что справится с трудностями сам, но все равно ему часто не удается найти правильное решение. Эта суровая правда усиливает проявления стресса. Ребенок ничего не может сделать, если его переводят в другой класс, «потому что в этом больше нет мест», либо когда его родители решают развестись или переехать в другой город.

Типичные источники стресса в жизни ребенка

Основные объективные стрессоры

Объективные стрессоры существуют для всех. Это явления повседневной жизни, общие для большинства людей.

  • Расписание, ритм жизни (школьное расписание)
Детям трудно следить за временем — оно часто кажется им «резиновым». Когда нужно каждый день просыпаться строго в одно и то же время, чтобы успеть к первому уроку, успевать пообедать в течение отведенного 20-30-минутного перерыва, заканчивать контрольную, когда звенит звонок, — это немалый стресс для ребенка. Точное время входит в жизнь современных детей очень рано, когда они еще не готовы к этому. «Время, которое потребуется на какую-либо деятельность», — это понятие с трудом укладывается в голове младшего школьника.
  • Враждебное окружение Работая в шумной обстановке, сталкиваясь на перемене с задиристыми детьми, проходя каждый день по грязному подъезду, ребенок испытывает острое чувство незащищенности. Многие маленькие девочки избегают туалетов в школе, потому что там так неприятно находиться — грязно, да еще и кабинки не запираются, если они вообще есть. Привычка «сдерживаться», кстати, вызывает не меньшее напряжение и со временем может привести к циститу.
  • Домашние задания, оценки, соревнования Как и многие взрослые, дети помешаны на результатах. Они должны создавать что-то (рисунки, упражнения, конспекты, контрольные. ), и их «продукция» становится предметом качественной и количественной оценки, поддается сравнительному анализу. Каждый ребенок хочет быть «на уровне».
  • Отсутствие школьных принадлежностей, забытых дома. Дети, оставшиеся без каких-либо необходимых принадлежностей (карандаша, линейки, ластика), вынуждены постоянно просить одноклассников поделиться ими и, естественно, чувствуют себя не в своей тарелке. Даже такие ситуации, когда, например, родители забыли расписаться в дневнике или вовремя вернуть анкету, могут вывести ребенка из равновесия. Они считают себя ответственными за эту неприятность, чувствуют себя отстающими от класса.
  • Чрезмерный выбор Этот объективный стрессор парадоксален. Многие родители думают, что доставляют удовольствие своим детям, предлагая им богатый выбор и постоянно спрашивая, что они хотят съесть или куда хотели бы поехать на каникулы^ какую купить обувь. Дети непременно выберут то что им хочется, но позже. Перед лицом огромного выбора ребенок может оказаться в тупике, забеспокоиться, по чувствовать себя неспособным принять решение.
  • Дестабилизирующие события окружающего мира

    Все объективные перемены в привычной жизни ребенка, смена школы, болезнь учителя, переезд друга, развод родителей, насилие в семье. Уровень стресса при этом индивидуален и непредсказуем.

  • Профессор Дэвид Элкинд, американский исследователь в области детской психологии, создал шкалу детского стресса в зависимости от событий, с которыми дети сталкиваются в течение одного года. Интересно отметить, что, совсем как у взрослых, многие из событий расцениваются детьми как позитивные, радостные, но от этого они не перестают быть стрессообразующими, поскольку влекут за собой нарушение стабильности.

    Шкала детских стрессоров по Дэвиду Элкинду

    Смерть одного из родителей