Что должен уметь ребенок первого месяца жизни. Моторное и психическое развитие ребенка

Первый месяц жизни ребенка, вернее 28 дней после появления на свет, называются периодом новорожденности. Это особый этап в развитии каждого малыша, во время которого его организм постепенно адаптируется к внеутробным условиям существования. Быть маминым пузожителем было так просто: покачивайся себе мерно в теплом и тихом аквариуме, не заботясь о необходимости кушать и дышать. Сложно представить, насколько сильный физический и эмоциональный стресс переносит малютка во время родов. На него обрушивается множество новых для него ощущений, которые к тому же доставляют боль и беспокойство: давление матки и костей таза матери во время схваток, яркий свет ламп и шум в родзале. Да еще и акушерка после извлечения плода отсасывает ему слизь изо рта и шлепает оглушенного младенца по попке.

Безусловные рефлексы периода новорожденности

Несмотря на стрессовое состояние новорожденного, ему необходимо очень быстро научиться дышать и сосать мамину грудь. С этим большинство здоровых доношенных детей справляются легко, так как кашель, чихание, сосание и дыхание относятся к основным безусловным рефлексам. с которыми ребенок уже рождается на свет. Чтобы оценить состояние здоровья малютки, педиатр в роддоме обязательно проверит наличие и силу других безусловных рефлексов. К ним относятся:

  • поисковый: при легком раздражении кожи щеки или носогубного треугольника младенец открывает рот и поворачивает голову в поисках соска – источника пищи;
  • вздрагивания: на любой резкий звук, стук или включение яркого света малыш одновременно зажмуривается, вздрагивает, разводит в стороны руки и выпрямляет ноги, а затем прижимает их к животу, как бы обнимая себя. Это примитивный защитный рефлекс, исчезающий к 5 месяцам жизни;
  • хватательный ладонный: малютка сжимает вложенный ему в ладошку палец взрослого с такой силой, что его порой можно за руки без поддержки приподнять над пеленальным столом;
  • ползания и опоры: если младенца приподнять за подмышки и «поставить» на ноги на плотную поверхность или в положении на животике приложить ладонь к стопкам, то он резко и сильно выпрямит ноги на несколько секунд. При этом он будет стоять или проползет лежа на животе вперед;
  • а знаете ли вы, что новорожденный уже умеет «растопырить пальцы веером »? Это рефлекс Бабинского, правда, вызывается он не с рук, а с ног – при штриховом раздражении подошвы в направлении от пятки к пальчикам.

Показатели психического развития в 1 месяц жизни ребенка

По мере развития ребенка безусловные рефлексы угасают, а на их место приходят условные рефлексы. то есть те, которые формируются под влиянием окружения малыша во время его постепенной адаптации. Вначале малыш, случайно «схватывая» взглядом движущийся крупный ярко окрашенный предмет, пытается следить за его движением. Если в возрасте около 2 недель это ступенчатое, то есть прерывистое слежение, то еще через 2 недели – уже плавное, почти как у взрослого человека. К концу первого месяца жизни большинство детей может удерживать взгляд и на неподвижном предмете, рассматривая его все более длительное время. Кроме того, малютка начинает прислушиваться к окружающим его звукам, выделяя из них в первую очередь голос матери. Большинство малышей к окончанию периода новорожденности пытаются приподнять голову из положения лежа на животике.

Хотя перечисленные за первый месяц жизни новорожденного достижения могут показаться совсем незначительными, это не так. Они указывают на способность крохи реагировать на окружающий мир, на наличие у него стремления к эмоциональному контакту.

Как заниматься с ребенком в первый месяц жизни малыша

Чтобы физическое и интеллектуальное развитие ребенка протекало гармонично, заниматься с ним надо начинать с первых дней после рождения. Но важно не забывать, что период новорожденности – это очень сложный этап, являющийся серьезным испытанием здоровья крохи. Главная задача для него – пережить все переходные состояния и постепенно привыкнуть к новым условиям жизни.

Как мама может помочь своему чаду? Не напрягать понапрасну еще слабую нервную систему и обеспечить полноценный сон. Для этого желательно избегать в присутствии ребенка громких, особенно внезапных, звуков, сделать свет приглушенным. Подходя к малютке, ласково тихо с ним разговаривать, стараясь привлечь к себе его внимание и поощряя его на ответную реакцию. Если младенца пеленают. полезно почаще освобождать его ручки и ножки, чтобы он перестал бояться собственных движений.

Массаж и гимнастику делать еще рано, но нежные прикосновения и легкие поглаживания разрешены и положительно влияют на сенсорное развитие детей. Не будет никакого вреда, если мама использует возможности безусловных рефлексов, чтобы укрепить физически своего малыша. Поэтому его можно не только переворачивать на живот, чтобы учить поднимать голову, но и стимулировать ползание на животе и опору на ножки, аккуратно приподнимать его за руки над столом. Такие упражнения выполняются не ранее, чем через час после кормления, если у малютки хорошее настроение. Продолжительность занятия – до появления первых признаков усталости ребенка, обычно не более 5 минут.

Первые игрушки младенца – крупные, ярко окрашенные, мелодично и негромко звучащие. Их надо подвешивать над кроваткой на расстоянии не менее 50 см от лица малыша, так как он в этом возрасте еще дальнозоркий.

Ежедневное регулярное выполнение гигиенических процедур, купание, а к концу первого месяца и плавание, также положительно влияют на развитие ребенка.