Что дает ребенку отец

Проблема рождаемости остро стоит во всех развитых обществах. И в ее социально-психологической основе лежит вопрос, связанный с повышением культурно-образовательного уровня, ростом благосостояния и индивидуализацией жизни.

Зачем заводить ребенка, особенно мужчине

Для начала придется констатировать, что в современном обществе у все большего числа людей потребность в детях или отсутствует, или просыпается очень поздно. Это касается не только мужчин: реалии таковы, что и многие женщины отказываются от материнства, выбирая для себя карьеру.

К сожалению, часто бывают ситуации, когда ребенка заводят, исходя из общепринятого стереотипа: «взрослому человеку полагается иметь детей». Такая позиция в корне неверна и приводит к тому, что ребенок оказывается не нужен родителям. Поэтому решение завести ребенка должно строиться на желании, а не на долге и обязанности. При этом очень мало людей осознают следующие позитивы, которые ребенок вносит в жизнь своих родителей.

С биологической точки зрения, ребенок—это продолжение рода. Но биологические мотивы сейчас не имеют основополагающего значения. И если еще можно говорить о материнском инстинкте и безусловной материнской любви, то понятия «отцовский инстинкт» не существует в принципе. Есть чувство отцовства, а оно вовсе не является врожденным и генетически обусловленным.

Ребенок—это катализатор эмоционального пробуждения. Это утверждение особенно верно для мужчин. Традиционные стереотипы поведения мужчины по отношению к женщине не предполагают излишней эмоциональности, открытости и тепла. Но при общении с ребенком мужчина раскрывается совсем с другой стороны. Ребенок ощущается отцом как что-то близкое, родное и безопасное. Ведь супруги — биологически чужие друг другу люди, а ребенок делает их родственниками.

Ребенок способствует эмоциональной «реанимации». Играя с ребенком, общаясь с ним, родители как бы возвращаются в свое детство. Для родителей это возможность проявить свои непосредственные эмоции, поскольку в каждом взрослом сохраняется «внутренний ребенок».

Ребенок способствует повышению образовательного уровня. Родителям, так или иначе, приходится участвовать в образовании ребенка, помогать ему в школе, а для этого надо заново изучать школьную программу, вспоминать забытые знания и обновлять их.

Ребенок — это стимул всегда быть в форме. Отцы чаще предпочитают играть с детьми в подвижные игры. А чтобы на равных бегать со своим чадом по двору, гоняя мяч, обучать его технике и навыкам игры, отцу приходится задумываться о своей физической форме.

Ребенок пробуждает креативное мышление. Детский взгляд на вещи бывает очень полезен для решения творческих задач. Из-за недостатка опыта дети находят иногда очень необычный и свежий подход к старой проблеме, какой взрослому просто не приходит в голову.

Ребенок повышает уровень культуры общения. Как правило, взрослые стараются сдерживать себя в присутствии детей, не позволяют себе нецензурной лексики или непристойного поведения.

И наконец, ребенок — это поддержка в старости. Может, это и звучит банально, но, тем не менее, это перспектива, что в преклонном возрасте родители не останутся в одиночестве, и при необходимости им будет на кого опереться, к кому обратиться за помощью.

Таким образом, ребенок не является нахлебником или обузой, и на самом деле он очень многое дает своим родителям. К сожалению, мало кто из взрослых замечает и ценит эти «дары» детей.

Три взгляда на роль отца

В психологии существует разные подходы к пониманию роли отца для ребенка.

Первый подход основан на идеях Фрейда, который говорил о том, что отец в семье — это дисциплина и наказание. У ребенка отец должен вызывать страх. Его задача состоит в том, чтобы оторвать ребенка от матери, к которой тот чрезмерно привязан, и подготовить его к взрослой жизни.

Второй подход представляет отца как некую модель поведения. Глядя на отца, мальчик просто берет с него пример, а девочка получает представление о мире взрослых мужчин и ориентиры для своего будущего спутника жизни.

Исследования показали, что у девочек, растущих без отца, часто возникают проблемы с противоположным полом. Мальчики же не получают образца взаимоотношений между мужчиной и женщиной, а также сталкиваются с большими трудностями в общении со своими сверстниками: они не знают, как необходимо себя вести в той или иной ситуации.

Третий подход предполагает, что отец находится как бы на границе между семьей и обществом, и его задача — вывести ребенка в большой мир, но при этом он не играет роли деспота и контролера.

Что дает ребенку отец

Начнем с того, что вклад обоих родителей в воспитание ребенка очень велик. Каждый из них становится для ребенка эталоном женского и мужского поведения. Наблюдая за взаимоотношениями родителей, ребенок понимает принципы общения, формирует для себя поведенческие нормы. Поэтому наличие отца для детей крайне важно.

Роль матери в жизни ребенка очень значительна. Это естественно, особенно в первые месяцы его жизни. Да и впоследствии большую часть окружения ребенка составляют женщины: воспитательницы, учительницы, врачи в детской поликлинике. А роль мужчины, и в первую очередь отца, оказывается неясной.

К сожалению, сложилась многовековая традиция, что отец в гораздо меньшей степени, по сравнению с матерью, участвует в воспитании ребенка, особенно на первых этапах его жизни.

Это связано с тем, что исторически мужчине отводились роли добытчика и защитника. Но реализация этих функций так называемого «традиционного отца» происходит вне семьи, а дома в роли отца мужчина часто теряется. И, поскольку женщина нередко берет на себя почти всю работу по дому, ее роль ребенку понятна, а вот функционал мужчины в семье весьма туманен.

В результате авторитет матери обычно существенно выше авторитета отца, который вынужден поднимать свою значимость в глазах ребенка либо строгостью и наказаниями, либо задариванием и подкупом. Или же в семьях, где у мужа нет выраженной роли кормильца, он превращается в так называемого «автономного отца»: у него нет конкретных обязанностей, стремления обеспечить своего ребенка и желания участвовать в его жизни.

Как правило, отцы начинают проявлять интерес к детям примерно с трехлетнего возраста. Это поздно. Чем раньше мужчина начнет включаться в жизнь ребенка, тем лучше и гармоничнее сложатся их отношения в будущем. Зачастую молодые матери не позволяют супругам заботиться о младенце, потому что не доверяют, боятся, что мужчина сделает что-нибудь не так.

Но, как показали исследования, дети, за которыми отцы ухаживали с самых первых дней жизни, вырастают отзывчивыми и более умственно развитыми, и в дальнейшем в результате позитивного общения с отцами они становятся более уверенными в себе и не склонными к агрессии.

И если мать — это в первую очередь забота и эмоциональная защита, то отец — это партнер по играм, интересный собеседник, авторитетное мнение. При этом любовь матери—безусловная, отцовская любовь более требовательная.

Оптимальной является роль отца-партнера, понимающего, что для гармоничного развития ребенка необходимо участие обоих родителей.

Еще лучше, если такой отец понимает важность отцовства для него самого, а не только для ребенка. И сейчас таких так называемых «новых отцов», эмоционально и действенно включенных в родительство, становится все больше.

И хорошо, когда отцовство — это не только ответственность и заботы, но и удовольствие.

Что важно:

• Решение завести ребенка должно быть тщательно обдуманным, оба супруга должны этого хотеть и быть готовы к ответственному родительству.

• Отцу следует участвовать в заботе о ребенке, и чем раньше он начнет это делать, тем лучше. Мать в свою очередь должна ему доверять.

• Женщине нужно помнить, что она не только мать, но и супруга, и мужчина тоже нуждается в ее внимании.

• Муж (впрочем, как и жена) должен найти компромисс между работой/карьерой и семьей.