От 0 до 3 лет. Краткая хронология событий в первые годы жизни ребенка.

Новорожденный ребенок – это крохотный беззащитный комочек, который пока еще почти ничего не умеет. И первые дни вам кажется, что он таким и останется – кричащим, хаотично дергающим ручками и ножками и не отзывающимся на свое имя. Но дети растут удивительно быстро – только вчера ваш малыш не мог держать головку, а сегодня он уже активно ползает по ковру и смело сидит на стуле. Первые три года в жизни малыша полны открытий и новых впечатлений. И почти каждый день ребенок учится чему-нибудь новому. Задача родителей – помогать малышу набираться новых знаний, но не требовать от него больше, чем положено ему по возрасту.

Первые три месяца жизни ребенка называют иногда “четвертым триместром беременности”. Малыш очень привязан к маме и нуждается скорее в любви и ласке, чем в активных развивающих играх. В этот период рекомендуется давать слушать малышу классическую музыку и разговаривать с ним как можно чаще. Со второго месяца, после консультации у хирурга, можно начинать специальный детский массаж. Также вам может пригодиться пара ярких погремушек, с их помощью развивают внимание малыша. К концу третьего месяца ребенок уже умеет переворачиваться на бочок со спинки и делает первые робкие попытки ухватить близко висящую игрушку.

Следующие три месяца малыш активно совершенствует первоначальные умения – хватает предметы двумя руками, вертится с животика на спинку и обратно, начинает произносить отдельные слоги, а к концу шестого месяца понимает отдельные жесты взрослого - “иди ко мне”, “посмотри туда”. Это последние месяцы относительного отдыха для родителей, поскольку на седьмом месяце малыш начинает садиться и ползать. Сейчас уместно значительно расширить количество детских игрушек и стараться менять их примерно раз в неделю, чтобы они не успели надоесть малышу. Через неделю кроха забудет про свои старые погремушки и будет радоваться им как новым. Прогулки на свежем воздухе в лесу или парке подарят ребенку множество новых впечатлений, в которых он так нуждается. Не забывайте разговаривать с малышом, читать ему стишки и петь колыбельные. Не сюсюкайте, четко произносите слова и следите за интонацией – все это сказывается в дальнейшем на развитии ребенка. На шестом месяце у крохи начинают резаться зубки и тогда же рекомендуется вводить первый прикорм.

На седьмом месяце малыш уже уверенно сидит и даже пытается встать на четвереньки. Он с легкостью берет и бросает игрушки, рвет бумагу. Не ругайте кроху, для него это важные этапы развития, ведь бросать сложнее, чем брать. Основным инструментом исследования для малыша является рот, так что тщательно мойте упавшие игрушки и не запрещайте ребенку их облизывать. Разглядывайте с малышом специальные книжки с яркими картинками, Давайте ему щупать различные по фактуре лоскутки ткани, рассказывайте крохе, что он видит и чувствует. На восьмом месяце ребенок с легкостью может показать пальчиком, где лежит погремушка или мячик, а к девятому вы, скорее всего, наконец-то услышите долгожданное “мама” или “папа”. В это же время у малыша просыпается любовь к громким звукам, и он с увлечением барабанит одним предметом о другой.

Любопытство крохи возрастает с каждым днем, так что сейчас самое время подумать о безопасности и приобрести специальные заглушки для розеток и фиксаторы для дверей.

К году ваш малыш знает почти все основные движения. В десять месяцев он осторожно встает на ноги, в одиннадцать делает первый шаг, а в двенадцать – ходит и почти бегает. Его лицо выражает множество эмоций – радость, боль, грусть, любопытство, недовольство, восторг. Он стремится играть самостоятельно, теперь его девиз: ”Я сам!”. Пусть он делает что-то неловко или неаккуратно – дайте малышу возможность использовать накопленные знания и умения. Разрешайте крохе помогать по дому, но не ставьте это ему в обязанность – он пока не знает, что такое ответственность. Пришла пора башенок из кубиков и простых паззлов. Ненавязчиво помогайте малышу только в тех случаях, когда он не справляется сам, не торопите его. Дайте ребенку фломастеры и бумагу, покажите, как оставлять следы на бумаге. Такие упражнения отлично развивают мелкую моторику малыша. Если во время ходьбы ребенок упадет, не огорчайтесь и не причитайте – это может испугать малыша. Подбодрите его ласковыми словами и предложите попробовать еще раз.

В год и 3 месяца ребенок уже хорошо ориентируется в размерах и формах предметов. Предоставляйте малышу игрушки для сравнения: круглый-квадратный, белый-черный, маленький-большой. Запас понимаемых слов значительно расширяется, хотя для общения кроха использует одно-двусложные слова. Продолжайте разговаривать с ребенком, рассказывайте ему сказки, пойте песенки. Помните, никакие аудиозаписи или мультфильмы не заменят вашему ребенку живого общения. Дети любят подражать взрослым, поэтому старайтесь, чтобы у ребенка перед глазами был хороший пример для подражания.

В год и 6 месяцев дети активно используют облегченные слова (машина – “би-би”). Используйте детские облегченные слова вместе с обычными, чтобы ребенок понял, о чем речь, но не говорите на детском языке, иначе малыш не будет стремиться произносить слово правильно. Ваш кроха уже вовсю перешагивает через препятствия и даже ходит по низким ступенькам приставным шагом. Не забывайте подбадривать его и отмечать его успехи. Продолжайте сравнивать различные предметы по цвету, размеру и форме.

В год и 9 месяцев ребенок начинает овладевать навыками самообслуживания – снимает шапку, приносит чашку. Не забывайте поощрять малыша, но не перехваливайте. Не стоит хвалить ребенка за те действия, которые он умеет делать уже давно. Теперь малыш умеет отвечать на ваши вопросы одним-двумя предложениями и может составить несложный рассказ по двум-трем сюжетным картинкам с помощью наводящих вопросов. Спрашивайте кроху, как прошел его день. Говоря с ребенком не употребляйте сложных для понимания слов, например, научных терминов – он может заучить их значение, но в любом случае не поймет смысла.

В два года ваш малыш уже многого достиг. Он знает разницу между «далеко» и «близко», узнает близких людей на фотографии, может сам подняться и спуститься по лестнице. Он хорошо ест ложкой, расчесывается, умывается. Теперь кроха узнает себя в зеркале, он называет себя по имени и говорит о себе в третьем лице: “Саша поел”. Это признак осознания ребенком своей личности, своей “отдельности” от других людей. Малышу нравится быть чистым, и он пробует управлять своими физиологическими потребностями. Это хороший момент для приучения ребенка к горшку. Ваш малыш начинает интересоваться общением со сверстниками. Чтобы помочь ему адаптироваться, начните приводить его на детскую площадку 2-3 раза в неделю. Постепенно кроха научится играть с другими детьми и делиться с ними своими игрушками. Несмотря на то, что ребенку нравятся шумные игры, он одновременно становится более усидчивым и способен более получаса провести за конструктором или книжкой с картинками. Поощряйте малыша приобретением развивающих игрушек – пирамидок, кубиков, паззлов. Попробуйте устроить кукольный театр. Сначала ставьте спектакли сами, а потом поручите малышу какую-нибудь роль. Эти занятия развивают воображение и позволяют незаметно воспитывать ребенка с помощью сказок.