Развитие речи детей первого года жизни

Речевое развитие ребенка начинается до его рождения. Примерно с 6го месяца беременности кроха начинает слышать звуки извне. Желательно, чтобы их звучания были приятны для ребенка (нежные и заботливые голоса родителей, классическая музыка и т.п.).

Только что появившийся на свет малыш еще не умеет разговаривать. Но он рождается с потенциальной способностью говорить и воспринимать речь. Его голосовые реакции в виде крика, хныканья, кашля, чихания, зевания, причмокивания ещё очень далеки от звуков человеческой речи. Однако, эти звуки имеют важное значение для её последующего развития – они упражняют голосовой аппарат и являются первыми попытками выразить свои чувства и состояния (голодно, больно, устал, скучно) и получить на них ответные впечатления – нежный мамин голос, ласковые прикосновения, вкусное молочко и др. Замечено, что среди множества окружающих звуков новорожденного больше всего привлекает человеческий голос. Мозг новорожденного развит на столько, что ребенок может различать звуки по тембру, характеру, ритму и выделять из потока человеческой речи отдельные звуки.

Примерно с третьей недели малыш начинает издавать короткие отдельные гласные «ы», «иы» и отрывистые гортанные звуки «к», «х», «н», «кх», «хм», «мм», «кхы» – т.е. «гукать». Иногда согласные могут сочетаться с гласными звуками «кы», «хы». Чтобы произнести свои первые звуки, ребенок испытывает большое сосредоточение. «Гыканье» - это первые попытки общения новорожденного с близкими ему людьми.

В 2-3 месяца прерывистые «гуканья» переходят в долгие певуче - протяжные «гуления»: «а-а-а», «о-о-о», «э-э-э», «ы-ы-ы», «а-ы», «ау», «а-гу», «гы-ы», «бу-у», «бум», «ма», «ам» и др. Все это сопровождается пусканием пузырей слюны и вытягиванием губ, что говорит о развитии их способности изменять своё положение и воспроизводить звуки. Поддерживайте ребенка в его упражнениях - гулите вместе с ним, улыбайтесь ему в ответ, повторяйте за ним его звуки, учите говорить: «Скажи «агу»». Малыш с удовольствием будет вести с вами диалоги, а потом, зарядившись от общения с вами положительной энергией и хорошим настроением, будет и сам подолгу упражняться в распевании звуков.

Постепенно, к концу 4го месяца гуление становится более продолжительным и разнообразным: ребенок стрекочет, булькает, щебечет, рычит, бормочет. В его арсенале появляются новые речевые звуки: «б», «п» и даже что-то похожее на «р», а так же сложные звуковые сочетания типа «тиль», «тилья». В этот период для детей очень важно общение с взрослыми посредством гуления. Дети внимательно прислушиваются к речи родителей, пытаются произносить услышанное и очень радуются, когда родители тоже повторяют за ними их серенады. Так закладываются основы речевого общения ребёнка с окружающими его людьми.

К 5ти месяцам гуление ребенка становится более эмоциональным, интонационным и ритмичным. В этот же период или ближе к 6ти месяцам возможно появление первых лепетных слогов, состоящих из сочетания гласных и согласных звуков. Лепет – это ритмичные многократные повторения слогов: «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «да-да-да», «тя-тя-тя». Также в речи ребёнка появляются короткие эмоционально - насыщенные вскрики – «эа, а, уу, о», с помощью которых малыш выражает радость, удивление, недовольство и пр. Дети всё чаще и чаще используют свои речевые возможности для привлечения к себе внимания мамы и папы и поддержания с ними «беседы». Это очень важно для своевременного речевого развития.

Ко второй половине полугодия у ребенка хорошо развито слуховое сосредоточение, он уже несколько овладел работой голосового аппарата и своими движениями. Поэтому он уже свободно может повторять вслед за взрослым «разученные» им слоги. То, что ребенок слышит звуки, произносимые взрослым и произносимые им самим, позволяет ему накапливать новые звуки («п», «б», «т», «д», «м», «н», «л») и слоги, и приучаться к их звучанию.

После 6ти месяцев Малыш начинает понимать речь взрослого (идет накопление пассивного словаря), он связывает известные ему звукосочетания с определенными действиями и предметами: «тик-так» (смотрит на часы), «иди ко мне» (протягивает ручки навстречу маме).

К 7ми месяцам по просьбе взрослого он находит взглядом предмет, который ранее неоднократно ему показывали и называли.

В 8 месяцев по слову взрослого может показать несколько предметов и выполнить простые действия (без показа взрослого): «ладушки» (хлопает ручками), «до свидания» (машет ручкой).

В 9 месяцев понимает названия нескольких предметов и может найти их в разных местах, дает игрушку по просьбе взрослого, знает свое имя, понимает простые просьбы и слова, относящиеся к режимным моментам, а так же запретные: «нельзя!», «нет!» и поощрительные слова: «да!», «хорошо!», «молодец!». Таким образом, речь взрослого постепенно начинает регулировать действия ребенка.

С 10 месяцев малыш начинает овладевать первыми лепетными и облегченными словами: «мама», «баба», «ляля», «бах», «бобо» (больно).

Пока они заменяют целые предложения и в зависимости от ситуации, ребенок может вкладывать в одни и те же слова разный смысл. Может повторять за взрослыми только что услышанные новые слоги или целые слова. В этот период нужно продолжать много говорить с ребенком, разглядывать вместе с ним картинки и книжки и комментировать их простыми словами. Побуждайте детей имитировать голоса животных: «как ежик сопит», «как кошка мяукает» и т.д.

К концу первого года жизни ребенок уже понимает значение более двадцати слов, обозначающих действия, звукоподражания (кач-кач, дзинь- дзинь, мяу-мяу), названия игрушек, мебели, одежды, частей тела, имена. Малыш уже может произнести самостоятельно пять-десять слов («мама», «папа», «баба», «кис» (кошка), «па» (упал), «ням-ням» (кушать)» и т. п.), а остальную речь заменяет невнятный лепет, мимика и жесты.

Как можно помочь малышу в развитии его речи

Одной из главных предпосылок для овладения речью ребенка является заложенная в нем способность к подражанию. Но желание «говорить» появляется у малыша только в моменты радостно – положительной активности.

Развитие речи имеет два основных направления – пассивное (понимание ребенком речи – примерно с 6ти месяцев), затем активное (непосредственное говорение ребенка – примерно с 10ти месяцев). Очень важно пополнять пассивный словарный запас, которому в скором времени суждено стать активным.

• Общаясь с малышом – смотрите ему в глаза, улыбайтесь, ласково разговаривайте с ним, прикасайтесь к нему.

• Повторяйте за малышом его голосовые упражнения, реагируйте на его призывы к общению, внимательно выслушивайте то, о чем вам «рассказывает» кроха, угадывайте и озвучиваете его желания: «Ты хочешь кушать?», делайте паузы в разговоре с малышом, предоставляя ему возможность высказаться.

• Старайтесь «перехватывать» протестующие «заявления» вашего малыша, переводя их в мелодию, песенку или в звуковую игру.

• Играйте в забавные, веселые и ритмичные игры, побуждайте малыша повторять за вами: «Скажи «а-гу»», «Вот как кубик упал – бах».

• Чётко и правильно называть разнообразные предметы, действия, явления, характеристики.

• Комментируйте свои действия: «Будем пить», «Идем спать», рассказывайте, что происходит вокруг: «Папа пришел с работы», «На улице идет снег».

• Описывайте чувства малыша и других людей и объясняйте их причину: «Ты сердишься, что мама долго не подходила к тебе», «Маме весело, потому что ты спел очень смешную песню» и т.п.

• Старайтесь использовать позитивные установки: «У тебя получится» (вместо: «У тебя не получается?»)

• Рассказывайте малышу потешки, стихи, сказки, читайте книги, пойте песни.

• Будьте с ребенком вежливы – уже сейчас необходимо наполнять пассивный словарь ребенка словами «пожалуйста», «спасибо», «доброе утро» и др.

• Развивайте мелкую моторику ребенка, которая неразрывно связана с речевой функцией. Делайте массаж пальчиков и ладошек, пальчиковую гимнастику со стихами и потешками (сгибание и разгибание пальчиков и кулачков, щекотание ладошек и др.), занимайте ребенка перебиранием и ощупыванием игрушек и различных предметов и т.д.

Что нужно знать о развитии речи малыша

Услышав звуки, настораживается и прислушивается.

Реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом.

При общении издает тихие гортанные звуки (гуканье, гыканье).

При спокойном бодрствовании непродолжительное время издает звуки, как будто беседует сам с собой.

Следит за движением губ родителей, шевелит губами, как бы подражая движениям взрослого.

Улыбается родителям при общении с ними.

Сопровождает свою радость произнесением простых гласных звуков: «а», «э», «о».

Повторно произносит отдельные звуки без учитываемого раздражителя.

Возникает потребность в общении с взрослым, ребенок сам проявляет инициативу.

Ребенок прислушивается к голосу взрослого, радостно реагирует на обращение к нему речь («комплекс оживления»), узнает знакомые голоса.

Реагирует на направление звука.

«Поет», меняя интонацию голоса (вопросительная, утвердительная).

Поворачивает голову к источнику звука.

Показывает голосом три или более чувства.

Произносит множество разнообразных звуков: рычит, ворчит, чмокает.

Начинает произносить отдельные лепетные слоги – «ма», «ба».

Прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.

На вопрос «Где?» ищет и находит взглядом предмет, постоянно находящийся в определенном месте.

Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги (2-3 раза: «ма-ма-ма», «ка-ка-ка»).

Для привлечения внимания окружающих малыш использует различные голосовые реакции и интонационные просьбы.

На вопрос «Где?» находит 2-3 предмета, расположенных на постоянном месте.

По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа) – «Ладушки», «Дай ручку», «До свидания», «Поцелуй лялю».

Громко и четко повторно произносит различные слоги лепета: «ба-ба», «да-да», «па-па», «ма-ма».

В речи использует звуки: «п, б, м, г, к, э, а».

Произносит разнообразные и однообразные слоги, интонированные и не интонированные.

На вопрос «Где?» находят несколько знакомых предметов в разных местах независимо от их постоянного месторасположения.

Откликается на свое имя, оборачивается на зов, улыбается.

Понимает запрет: «Нет!», «нельзя!», но может и не послушаться.

Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в его лепете, и жесты.

В речи малыша появляются новые звуки: «в», «л», «с» и очень отчетливо «к» и «га».

Произносит слоги – разнообразные, однообразные, слоговые цепочки, отдельные слоги, редкие слоги, недифференцированные звуки, интонированные, не интонированные.

Активно общается с помощью жестов.

По просьбе «Дай» - находит и дает знакомые предметы, «До свидания» - машет рукой.

Во время игр «Догоню-догоню», «Сорока-ворона», «Прятки» и другие выполняет разученные действия и движения.

Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете.

Использует в общении как минимум 1–2 «лепетных» слова („мама“, „папа“, „ляля“, „баба“).

По словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку и др.).

Появляются первые обобщения (по просьбе взрослого находит, дает любую куклу, машинку, мячик, кубик, часы, которые видит среди игрушек).

Произносит первые слова «ав-ав», «кис-кис», «дай», «ням».

Понимает (без показа) названия нескё1234567890их предметов, действий, имена взрослых и детей.

Выполняет отдельные поручения («Найди», «Принеси», «Дай папе», «Положи на место» и др.)

По слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками («Положи кирпичик», «Положи еще», «Надень кольцо» и др.).

Знает части тела и показывает их на маме, игрушках и на себе.

Узнает изображение знакомых предметов, игрушек на предметной картинке.

Легко подражает новым слогам.

Говорит 6-10 облегченных слов.

(таблица приводится по результатам психолого-педагогических исследований нервно-психического развития детей первого года жизни, которые проводились Н.М. Келовановым, С.М. Кривиной, Э.Л.Фрухт, К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой и др.).

Автор: Дарья Колдина