Л К Балацкая Воображение в жизни ребенка

Воображение - самая способность, с помощью которой человек познает окружающий мир как общественное существо Большую роль играет воображение в жизни детей Наиболее полно захватывает воображение детей сказка

Дети любят красивые сказки, в которых желаемое принимается за действительное Любовь к сказке связана со стремлением ребенка одухотворять окружающую Это очень важное свойство детской психики, которая подсказывает интересные мет тоди воспитаниюня.

Как известно, в 20-х и начале 30-х годов у нас нашлись педагоги, которые отрицали воображение, сказки, фантастику, мечты ребенка, видя в них опасность для воспитания, и считали нужным бороться с этим \"с зломзлом".

В наше время сказка, фантастика восстановлены в своих правах Но и сейчас встречаются отдельные случаи неправильного отношения к ним

Сказка имеет воспитательное значение Ведь для детей совершенно неважно, кто герой сказки: человек или животное, растение или насекомое Важно другое - что он делает, во имя чего, который он: красивый и добрый, уродливые й И злой В сказках, как и в окружающей действительности, есть страдание, борьба, поражения, победы Народ, создавая сказочные образы своих защитников от врагов, прекрасно понимал, что рано или поздно ребенок ус Трин подобные ситуации в жизни, и чем раньше она все это воспримет через сказку, тем устойчивее защитником добра Вырастутосте.

Если присмотреться к играм, рисунков детей, прислушиваться к их языку, можно попобачиты, насколько солнечным, ярким, полным невероятными чудесами кажется им мир Даже в страшных сказках улавливаю ют они что-то радостное, а в обыденных событиях - необычное, не замечают взрослые <. >

За эту праздничность чувств любят детство, вспоминают его с благодарностью эссе жизнь Однако не каждому удается сохранить и во взрослом возрасте это умение видеть красоту Как справедливо отмечал С Михалков, именно тем, кто свежо воспринимает мир, мы обязаны прекрасной музыкой, хорошими книгами Они раскрывают перед нами в звуках, цвете, слове красоту и мудрость мира, потому что талант и начинается с детской уязвимо сти и умноженной на жизненный опыт и духовную зрелость способности открывать в обыденной прекраснокрасне.

О Довженко, выдающийся кинорежиссер и писатель, первые годы познания мира называл чарами детства, когда все впечатления бытия сливаются в бессмертную гармонию, человечную, драгоценную Печально и грустно человеку, я если высыхает и слепнет воображение, если вспоминая детство и юношество, ничего не видит дорогого, радостного Бесцветная та человек и труд ее бесцветнымний.

Всем детям без исключения свойственно видеть мир счастливым и добрым Разрушить это впечатление грубым вмешательством - значит причинить ребенку, зло К фантазии и игр детей нужно относиться с уважением, стараясь сде озумиты их «.<. >

Без воображения ребенок не мог бы предвидеть последствия своих действий, поступков Это существенная функция воображения, которую надо развивать Необходимо учить детей предвидеть результаты своих собственных действий не только в отношении себя, но и относительно других людей Воображение является регулятором поведениянки.

Мнимые мотивы, иногда выдвигает ребенок, усиливают ее желание, помогают защитить свое достоинство, воспитать самодисциплину Игровые ситуации организует воспитатель, дисциплинируют ребенка в обучении уя явные мотивы - это обходной путь влияния взрослых на младей.

Фантазия как средство познания

присвоения общественного опыта - важная функция воображения ребенка Одним из способов такого присвоения является игра

Ребенок охотно берет на себя определенную роль: я - машина, шофер, папа и т др. По мнению известного швейцарского ученого Ж Пьяже, в этом видна тенденция к воспроизведению того, что поразило, до припоминание того, что понравилось, т.е. к конструированию широкой сферы своих отношениях с действительностьюстю.

Изучение особенностей воображения младших школьников показывает, что она служит им, как и дошкольникам, не только для проявления собственной активности, но и для познания окружающего мира Если основное внимание дошкольников в обращено на осознание назначение предметов, то младшие школьники пытаются понять также связь одних предметов с другими, причины их происхождения и способы изготовления Проявляя умственную акты тивность, дети всегда дополняют свой ограниченный опыт и знания образами воображения Они выражают смелые предположения, ссылаются на факты, известные только им одним, по-своему толкуют существующие в природе и с успильстви зависимости При этом младшие школьники критично, чем дошкольники, относятся к своим фантазиям, а главное, пытаются придать сочинений событиям черты достоверности і. <. >

В каждом коллективе есть дети, которые, имея более яркую, развитую фантазию, чем у их ровесников, нередко используют ее для самоутверждения в коллективе, получения себе авторитета В отдельных случаях х тенденция к непрерывному фантазирование может привести к тому, что ребенок постепенно привыкнет к более легкого способа объяснения причинно-следственных связей, функций и вещей и явлений, вместо того, чтобы искать истинные связи Итак, положительно относясь к детских фантазий, надо вовремя направлять детей на то, чтобы эоны умели рационально использовать в своих выдумках (пусть - удивительных) элементы реальных знаний <. >

Быть такими как взрослые Общение со взрослыми, эмоциональное отношение к ним вызывает у ребенка стремление уподоблять себя им С этой целью дошкольники и младшие школьники играют различные роли в младшей ших школьников воплощение в роль бывает более длительным, они не ограничиваются лишь называнием персонажа или объекта, но и воспроизводят его действия, отдельные свойства, внешний вид Возьмем, например, такой ф акт Отец с сыном пришли в парикмахерскую постричься \"Какую прическу тебе сделать?\" номанитниших фантазий детей разного возраста Даже неэстетичные черты его внешности нравятся ребенку ішності подобаються дитині. <. >

В процессе фантазии ребенок будто расширяет связи с внешним миром И это позволяет ей участвовать в широком круге событий, проявлять собственную активность

Наблюдения показывают, что время дошкольники и младшие школьники, играя в одиночестве, представляют себя в разных ролях Вот, трехлетний Антон мчится на \"мотоцикле\", затем на \"Волге\" Затем он подходит к ба Абуна и делает движения рукой, будто фотографирует ее Оказывается далее, мальчик решил, что бабушка - известная киноартистка и он ведет съемки нового фильма Так в течение очень короткого времени мальчик успел \"сделаю ити \"несколько разных дел обити" кілька різних справ. <. >

Дошкольники в процессе игры охотно заменяют один предмет другим Палочка - воображаемый конь, верно служил и служит ребятам всех времен и народов Она имеет неоценимые преимущества перед игрушечным конем Н На первой можно мчаться в разных направлениях, на втором - далеко не уедешь По какой аналогии выбирает малыш заменитель, трудно сказать Здесь бывает близка и отдаленное сходство, а иногда и никакихіякої.

Все ранее сказанное отрицает распространенное мнение, будто бы только на пятом году жизни намечается переход от деятельности, требующей внешней опоры, к самостоятельной внутренней, связанной с ростом ц целеустремленности и произвольности представлений.

Присваивая общественный опыт, ребенок с помощью воображения переносит полученные знания в новые условия

В этом проявляется стремление подрастающей личности объяснить неизвестное через известное Следовательно, воображение включается в мыслительные действия Все дети в раннем дошкольном и младшем школьном возрасте имеют тенденцию п обращаться с предметами так, будто они имеют человеческие черты и качества Детские игрушки преимущественно являются копиями живых существ Проекция человеческих отношений на игрушечный мир - главное содержание игры Поэтому в детских фан тазу отражается и уровень познания ребенком окружающего мира, и его социальная сущность Это очень хорошо отразил в своих наблюдениях за детской игрой К Д Ушинский Он писал: \"У одной девочки кукла моет, стряпает, шьет и гладит, у второй - ликует диване, принимает гостей, спешит в театр или на раут, в третьей - бьет людей, заводит себе копилку, перечисляет деньги Нам случалось видеть мальчиком в в которых пряничные человечки получали чины и брали взятки Поэтому не думайте, что все это пройдет бесследно с периодом игры, погибнет вместе с разбитыми куклами и поломанными барабанщиками; вполне вероятно, щ в по этому завязываются впоследствии ассоциации представлений и плетенки этих ассоциаций, которые со временем, если какой-нибудь сильный, страстный направление чувства и мысли не разорвет и не преодолеет их на новый лад, звьяжут ься в одну обширную сеть, которая определит характер и направление человекаі напрям людини".

Известно, что дети часто приписывают стихийным явлениям природы человеческие качества, чувства, даже намерения В этом проявляется активность детского воображения как средства познания Ведь одухотворяючы природу, дети с помо Омогой аналогий пытаются раскрыть неизвестные им причинно-следственные связи, существующие между предметами и явлениямми.

Иногда, благодаря далеким аналогиям, которые проводят дети, между явлениями и фантазиями, казалось бы, нет никаких связей Поэтому некоторые из психологов считает, что воображение, в отличие от мышления, алогична действительности и ж детское воображение имеет свою логику, которая часто противоречит объективной логике по причине ограниченного опыта ребенка Однако даже в таких случаях детские фантазии является первой ступенькой на извилистых тропах познавательных ннння.

сказочными приемами, основанные на антропоморфизме, т.е. на одухотворении ребенком вещей и явлений, легче осуществлять воспитательное воздействие на нее Игровые элементы, которые непременно включают фантазию, переутомление илення, всегда захватывают младенцеву.

Часто игровые ситуации вводятся взрослыми для активизации интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер ребенка Так, проведенные психологами исследования показали, что дети запоминали гораздо больше названий рез зких предметов, когда им предлагали игру \"в магазин\", где выигрывал тот, кто был наименее забывчивым покупателем Или, например, дети могли простоять \"на посту\", считая себя стражами важных государственных объектов, очень долго, в то время как просто приказ взрослого не давал желаемых результатеав бажаних результатів.

Каждый труд лучше выполняется, когда человеку помогает воображение, мечта Конечно, легко мечтать, представляя себя знаменитой артисткой на сцене, и гораздо труднее фантазировать, стирая белье или пропалывая грядке ки Важно сделать интересной работу будничную, а иногда и скучную <. >

С помощью воображения не только дети, но и мы, взрослые, переносим на Других людей, на природу наши переживания, чувства, понимая каждого по-своему, исходя из своих чувств, принципов, своего свитосприйман ния, то есть субъективно.

Так называемые ошибки в людях бывают именно тогда, когда мы кому-то приписываем желаемые нам самим взгляды, черты, чувства Если потом оказывается, что все это человеку не присуще, мы начинаем обижаться на нее Да ак может возникнуть конкт.

В жизни имеют место и противоположные факты, когда люди \"меряют\" всех, как говорится на \"свой аршин\", представляют и оценивают другого по образу и подобию своему

присвоение и перенос опыта, чувств - процессы взаимосвязаны и составляют противоречивое единство Ими надо умело управлять при воспитании ребенка, используя их как действующие способы познания ней ю окружающей действительностиі.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter