Возрастная периодизация жизни

Неравномерность роста и развития является основанием для группировки детей и подростков разного возраста и выработки научных принципов возрастной периодизации. При организации образовательно-воспитательной работы возникает необходимость объединения детей разного возраста. Кроме того, следует правильно установить возрастную границу поступления ребенка в ясли, детский сад и школу, определить возможность начала трудовой деятельности и др.

В основе всех возрастных периодизаций лежит деление детства на несколько периодов, характеризующихся общими физиологическими особенностями.

В понятие «возрастной период» входит отрезок времени, в пределах которого процесс роста и развития, а также физиологические особенности организма тождественны, а реакции на раздражители более или менее однозначны. В то же время возрастной период - это время, требующееся для завершения определенного этапа морфофункционального развития организма и достижения готовности ребенка к той или иной деятельности.

На международном симпозиуме в Москве в 1965 г. предложена схема возрастной периодизации, основанная на оценке особенностей роста и развития организма. В соответствии с этой схемой, которую называют биологической, в онтогенезе (индивидуальном развитии человека) выделено 7 периодов созревания. Возрастные периоды чаще меняются в первые годы жизни.

Период новорожденности длится всего 10 дней, поскольку свойственный ему тип физиологических реакций отмечается в течение очень короткого отрезка времени. Однако чем старше ребенок, тем больший отрезок жизни можно объединить в возрастной период.

Период грудного возраста - от 10 дней до года.

Раннее детство - от года до 3 лет.

Второе детство - от 8 до 12 лет у мальчиков и от 8 до 11 лет у девочек.

Подростковый возраст у мальчиков длится с 13 до 16, а у девочек - с 12 до 15 лет.

Юношеский возраст - от 17 до 21 года у юношей и от 16 до 20 лет у девушек. Такое деление построено на биологическом принципе: этот период охватывает время от начала полового созревания до момента, когда молодой организм обретает способность к эффективной репродуктивной функции. Его еще называют переходным - пубертатным.

Временные границы юношеского возраста (17-21 год) также дифференцируются в зависимости от пола. Девочки и девушки на год раньше вступают в эти периоды развития и раньше их завершают. Это обусловливается влиянием пола на интенсивность роста и развития.

На сегодняшний день самого серьезного внимания требует состояние здоровья детей и подростков, которое, по данным обращаемости, продолжает ухудшаться. В России имеется выраженная тенденция к росту общей заболеваемости этого контингента практически по всем классам болезней, особенно по заболеваемости костно-мышечной, эндокринной системы, болезням крови и кроветворных органов, новообразованиям и врожденным аномалиям развития. Достаточно высок уровень заболеваемости детей и подростков психическими болезнями, а также число детей с умственной отсталостью и слабоумием.

По данным научных исследований, за последнее десятилетие в России значительно ухудшились показатели физического развития, полового созревания, заболеваемости школьников. В 1,5 раза увеличилось число школьников с дефицитом массы тела, частота выявляемых функциональных нарушений и хронических болезней возросла почти на 20%, более чем у 25% школьников-подростков отмечается задержка полового созревания.

В связи с интенсификацией учебного процесса, особенно в образовательных учреждениях нового типа (лицеи, гимназии), у подростков регистрируются синдромные проявления усталости, повышение артериального давления, неврозоподобные реакции, нарушения сна, гиподинамия.

В результате у значительного числа детей, оканчивающих школу, имеются хронические заболевания. Среди пополнения последних призывов в армию 40% не могли выполнить нормативы по физической подготовке, 15% имели дефицит массы тела. Каждому четвертому из новобранцев требовался медицинский контроль по причине ослабленного здоровья и наличия хронических заболеваний, а у 28% обнаружилось отставание умственного развития.

При комплексной оценке состояния здоровья детей выделяют 5 групп здоровья :

I группа. Клинически здоровые дети, нормально и гармонично развитые, болеющие не более 3 раз в году простудными заболеваниями с легким их течением. Осматриваются врачом-педиатром и соответствующими специалистами согласно декретированным срокам обследования.

II группа. Дети с функциональными нарушениями, отклонениями в темпах и характере роста и развития: отягощенный акушерский анамнез, недоношенность, неблагополучное течение раннего неонатального периода; неблагополучный семейный анамнез; рахит I степени, дефицит или избыток массы тела I степени; понижение содержания гемоглобина, гипертрофия вилочковой железы; увеличение щитовидной железы Ш степени без нарушения функции; гипертрофия аденоидов Ш степени, гипертрофия миндалин Ш степени; врожденные аномалии, не требующие оперативного вмешательства (неполный крипторхизм, расширение пупочного кольца, расхождение прямых мышц живота); малые размеры большого родничка при рождении; дефекты осанки, уплощенная стопа; дисфункции желудочно-кишечного тракта (периодические боли в области живота, тошнота, рвота, нарушение аппетита, дискинезии желчевыводящих путей); глистная инвазия без интоксикации; пороки развития зубов и аномалии прикуса; аллергические реакции без стойких изменений; частые острые респираторные инфекции (более 4 раз в году), пневмонии, бронхиты; функциональные изменения сердечно-сосудистой системы (вегетативная лабильность, функциональный систолический шум, юношеская гипертрофия сердца, малое сердце); отдельные невротические реакции, патологические привычки, задержка нервно-психического развития, астенические состояния; миопия слабой степени, дальнозоркость средней степени, аккомодационное косоглазие при остроте зрения с коррекцией на оба глаза не менее 1,0 без нарушения бинокулярного зрения; вираж туберкулиновой пробы; состояние реконвалесценции после перенесенных острых инфекционных и неинфекционных заболеваний с длительным нарушением общего состояния.

Врачи-педиатры и специалисты должны осматривать этих детей чаще (по показаниям), чем детей

I группы здоровья. не дожидаясь декретированных сроков обследования.

III группа. Больные дети с компенсированным течением хронической патологии или врожденных дефектов развития органов и систем. Имеются функциональные отклонения и патологически измененная система или орган без клинических проявлений и функциональных отклонений других органов и систем. Отмечаются обострения основного заболевания без выраженного ухудшения общего состояния.

Осматриваются врачом-педиатром 2 раза в год с проведением специфических лечебно-профилактических мероприятий.

IV группа. Больные дети с субкомпенсированным течением хронических заболеваний, врожденных дефектов развития систем и органов при наличии функциональных отклонений патологически измененного органа, системы и других органов и систем. Наблюдаются частые обострения основного хронического заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия после обострения. После интеркуррентного заболевания отмечается затяжной период реконвалесценции.

Осматриваются врачом-педиатром не менее 4 раз в год с проведением противорецидивных мероприятий или организацией стационарного лечения.

V группа. Больные дети с декомпенсированным течением тяжелой хронической патологии или тяжелого врожденного порока, определяющим инвалидность ребенка и резкое нарушение функциональных возможностей организма.

Наблюдаются врачом-педиатром постоянно. В детский коллектив не допускаются.

Дети с хроническими заболеваниями (Ш-У группы здоровья), как правило, состоят на диспансерном учете, систематически наблюдаются педиатром, им проводят соответствующие лечебные и оздоровительные мероприятия. Вместе с тем, дети II группы здоровья, так называемой группы «риска», наиболее «неблагополучны» в том плане, что часто выпадают из поля зрения педиатров и других специалистов, поэтому они в первую очередь формируют основную группу больных с хроническими заболеваниями.