Роль воспитателя в жизни детей младшего дошкольного возраста.

В развитии ребенка младшего возраста в детском саду ведущая роль принадлежит воспитателю. Именно воспитатель обеспечивает ребенку все условия, необходимые для развития и укрепления здоровья малыша в дошкольном учреждении.

При общении с ребенком младшего возраста воспитатель должен нести ласку, тепло и ту информацию, которая необходима для развития ума и души ребенка. Воспитателю необходим доброжелательный тон, спокойное, ровное отношение к ребенку. Дети чутко реагируют на обращенную к ним речь, ее интонацию, эмоциональный настрой педагога, легко все это улавливают и заряжаются хорошим настроением.

Однако необходимо помнить, что уравновешенное состояние малыша возможно только в том случае, если спокойная атмосфера будет не только в дошкольном учреждении с воспитателем и няней, но и дома, в семье, с родителями.

Принимая ребенка впервые в группу, воспитатель должен все о нем знать, получив сведения у врача, из беседы с родителями.

В первые дни пребывания малыша в группе воспитателю требуется много терпения, он не должен нарушать то, к чему малыш привык дома, даже если эти привычки, мягко говоря, не совсем правильные. Здесь же опять, воспитатель должен провести работу с родителями, объяснив им, что по возможности малыша необходимо готовить к детскому саду, к правилам в группе, о необходимости формирования определенных навыков дома.

Дети младшего возраста легко внушаемы, им легко передается настроение окружающих их людей. Если у воспитателя в группе будет повышенный, раздражительный тон, резкие переходы от ласки к раздражению, окрику, то такое поведение педагога отрицательно повлияет на поведение и нервную систему малыша.

При воспитании ребенка в детском саду педагогу очень важно правильно пользоваться запретами. Это не значит, что ребенку можно разрешать делать все, что он захочет. Как частые запреты, так и позволение делать все, что захочется ребенку, вредны. В одном случае он должен постоянно себя сдерживать, что для него составляет большой труд, в другом – у него не

формируется умения и навыки, необходимые ему для жизни. Как же поступить воспитателю в общении с детьми младшего возраста?

Прежде всего запреты, конечно, если в них есть необходимость, они должны быть обоснованными. Требования выполнения запретов должны предъявляться воспитателем спокойным голосом. Воспитатель не должен разрешать то, что раньше запрещал. Однако запретов должно быть гораздо меньше того, что позволено делать малышам.

Предъявляемые воспитателем требования должны быть посильными для выполнения детьми младшего возраста. Например, маленьким детям трудно длительное время не двигаться – сидеть, или стоять, сохраняя одну и ту же позу, ждать, пока, например, дойдет до них очередь одеваться на прогулку. Воспитателю это необходимо учитывать при работе с детьми младшего возраста.

В детском саду воспитателю необходимо формировать у детей с младшего возраста самостоятельность. Нужно заметить, что выполнение действий ребенком без помощи взрослого очень рано доставляет ему удовольствие. Нередко можно услышать, что малыш обращается к воспитателю со словами: «Я сам». Эту потребность малыша в проявлении активности, самоутверждении воспитателю следует, насколько это возможно, всячески поддерживать.

В игре часто дети сами пытаются преодолеть какие – то трудности, и воспитателю не надо стремиться тотчас им помогать. Опытный педагог предоставит ребенку попытку самостоятельно выполнить действие. Таким образом воспитатель формирует умения у малыша и его хорошее настроение.

Воспитателю необходимо помнить, что причиной неуравновешенного поведения детей является нарушение его деятельности. Ребенок в младшем

возрасте не может быстро, произвольно переключиться с одного вида деятельности на другой, и поэтому резкий срыв, требование воспитателя немедленно прекратить, например, игру и немедленно заняться чем – то другим ему непосильно, вызывает у него резкий протест. И наоборот, если воспитатель делает это постепенно – вначале предлагает закончить игру, положить игрушки на место, затем дает установку на новый вид деятельности: «Сейчас мы пойдем умываться, возьмем душистое мыло, а на столе нас будет ждать вкусный обед, вы поможете мне поставить тарелки на стол?»- дети охотно подчинятся взрослому.

Воспитатель в жизни детей должен учитывать их индивидуальные особенности. Педагог должен хорошо разбираться в разных типах нервной деятельности детей в группе, так как предел работоспособность разных детей неодинаков: одни утомляются быстрее и чаще требуют во время игры смены спокойных и подвижных игр, а во время занятий маленьких минуток отдыха. Другие дети сами вступают в контакт с окружающим, требуют, чтобы воспитатель чаще поддерживал их положительное эмоциональное состояние.

В спальне засыпают дети тоже не одинаково: одни медленно, беспокойно, просят, чтобы с ними рядом побыл воспитатель; другие засыпают быстро и не нуждаются в особых воздействиях.

Воспитателю нельзя забывать, что и во время игры он должен находиться постоянно рядом с детьми, так как одни дети легко выполняют задания

(поэтому важно, чтобы оно было достаточно трудным, решалось ими самостоятельно). Другие дети ждут помощи, поддержки, поощрения.

Знание индивидуальных особенностей ребенка не только помогает воспитателю найти нужный подход к нему, но и способствует формированию определенных черт его личности.

Воспитателю необходимо обеспечить детям санитарно – гигиенический уход; проведение закаливающих мероприятий; организацию гимнастики и подвижных игр, то есть достаточную двигательную активность; соблюдение режима дня; выполнение задач умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания; чувства патриотизма и любви к Родине.

Для детей младшего возраста характерна обостренность восприятия. Однако, воспитателю нужно помнить, что внимание ребенка данного возраста носит непроизвольный характер. Заставить такого малыша быть внимательным нельзя, но заинтересовать его можно многим. Постоянное рассматривание с малышами окружающих предметов развивает у них наблюдательность.

На занятиях с детьми младшего возраста воспитателю необходимо совершенствовать у детей понимание речи, функции общения: ребенок должен подражать словам взрослого, у него должен расширяться активный словарь, ребенок все больше и уверенней пользуется речью.

Воспитателю нельзя забывать, что младший возраст – это период наглядных обобщений, когда ребенок объединяет предметы не столько по существенным признакам, сколько по бросающемуся в глаза внешнему сходству.

Воспитатель должен выступать в роли внимательного помощника и доброжелательного учителя. Такой взрослый в глазах ребенка становится настоящим авторитетом, на которого хочется походить во всем.

- объем новых знаний, умений и навыков должен быть посильным, строго выверенным для детей данной возрастной группы. Воспитателю следует учитывать и уровень развития каждого воспитанника;

- значение требований должно быть понятно детям, выполнение их неукоснительно, иначе малыши будут капризничать, демонстрировать упрямство;

- следует использовать лишь адресное обращение к детям, « глаза в глаза», при необходимости присев на корточки – обращение сразу ко всем воспитанникам в этом возрасте неэффективно. Ребенок, увлеченный игрой, зачастую не слышит взрослого;

- в оценке деятельности малыша должно присутствовать больше похвалы, чем порицания. Положительная оценка имеет для ребенка очень большое значение.

Детство – самоценный период, наполненный богатым содержанием, познавая которое взрослый совершенствует свое мастерство.

Воспитатель должен учитывать быстрый темп развития малышей и менять методы и приемы руководства, опираясь при этом на возрастные особенности, уровень развития каждого ребенка, индивидуально – типологические особенности детей.

Роль воспитателя логопедическои? группы в коррекционном процессе

Как и в массовом детском саду, воспитатель в группе ОНР решает общеобразовательные задачи: формирует у детей необходимый, доступный их пониманию объем знаний по той или иной теме во время занятий, наблюдений на прогулках и экскурсиях; способствует развитию речи детей, проводя работу по накоплению, обогащению и активизации словаря, уточнению значений слов и представлений; развивает у детей математические представления, а также обучает детей различным приемам изображения предметов в рисовании, лепке, аппликации, конструировании, сочетая их с развитием речи.

Наряду с этим воспитатель решает коррекционные задачи, направленные на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом он направляет свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии детей, на обогащение их представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью.

В задачи воспитателя входит создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление у детей веры в собственные возможности, формирование интереса к занятиям, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью. Реализация указанных задач возможна на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей.

Воспитатель должен уметь разбираться в различных негативных проявлениях ребенка, вовремя замечать признаки повышенной нервозности, агрессивности или, напротив, повышенной утомляемости, пассивности и вялости. Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя в значительном большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении ребенка.

Однако необходимо учитывать, что из двух направлений первое – коррекционно- воспитательное – является наиболее значимым, ведущим, а второе – общеобразовательное – подчиненным.

Индивидуальные занятия по заданию логопеда проводятся воспитателем во второй половине дня, после дневного сна. Это так называемый логопедический час. Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетради для заданий. Такая тетрадь заполняется ежедневно.

Очень важно, чтобы во время индивидуального занятия воспитателя с ребенком все остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми. Лучше всего для этой цели подходят настольные и печатные игры. А если воспитатель при их распределении учитывает особенности каждого ребенка, то такая игра одновременно дает и обучающий эффект.

Занятия с детьми лучше проводить в специально оборудованном логопедическом кабинете или уголке. Здесь устанавливается большое зеркало, в котором могут отразить лица ребенка и воспитателя одновременно.

Занимаясь с ребенком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала по тетради должно происходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом – произноситься утрированно. Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребенка. Занятие может быть продолжено лишь после того, как ребенок все скажет правильно. Весь речевой материал воспитатель обязательно должен проговаривать громко, четко, медленно и добиваться того же от ребенка.

Проведение этих занятий в логопедической группе существенно отличается от проведения аналогичных занятий в массовой группе.

Во-первых, на занятиях по развитию речи в течение одного месяца проводятся все виды работ в рамках трех-четырех лексических тем. Виды работ по каждой теме планируются с учетом обще дидактического принципа: от простого к сложному. Такая концентрация на определенной теме, своеобразная «лексическая замкнутость », позволяет стойко формировать обобщающие понятия, детально прорабатывать каждую лексическую тему, значительно пополнять недостаточный словарный запас детей, поэтапно формировать у них связную речь.

Во-вторых, в течение длительного времени, пока связная речь у детей не разовьется в достаточной степени, на фронтальных занятиях используются только « простые », виды работ: чтение, разбор рассказов и сказок, рассматривание объектов, сюжетных картинок, пересказ коротких текстов и т.п. Нецелесообразно в начале обучения требовать от детей пересказа объемных текстов, составление рассказов-описаний, придумывание сказок, рассказов и др. Коллективное разучивание стихов проводится только тогда, когда большинство детей уже овладели правильным произношением. ( Разучивание стихов, когда воспроизводимые звуки еще дефектны, может только закрепить неправильное произношение ).

В-третьих, в отличие от массовых групп, здесь на занятиях по развитию речи требуется уточнение значительно большого количества понятий.

И, наконец, в-четвертых, на занятиях по развитию речи все виды работ должны быть обеспечены наглядным материалом. Не следует включать в программу игры и упражнения, лишенные зрительной опоры, особенно на начальном этапе обучения. К этому обязывают речевые трудности детей, особенности их внимания, восприятия и мышления. Естественно, что воспитателю логопедической группы приходится готовить значительно больше пособий, чем его коллегам из массовых групп.

Возложение на воспитателя этой задачи связано со спецификой воспитательской деятельности. Воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, умывальной комнате, спальне, уголок природы, игровом уголке и других местах, где имеется широкая наглядная база для формирования словарного запаса.

Большое развивающее значение имеет оречевление воспитателем всего процесса ухода за ребенком: одевания и раздевания, умывания и кормления. В перечисленных ситуациях речь воспитателя не должна быть стереотипной. В связи с этим не рекомендуется начинать обращение к детям одной и той же фразой. « Пошли мыть руки » можно заменить на « Вымоем руки », «Сейчас будем мыть руки » и т. д.; вместо « Сейчас будем заниматься » можно сказать: «Приготовьтесь к занятию ».

Время бодрствования детей ( вне занятий ) следует максимально использовать для развития их речевых навыков. Воспитатель должен отвечать на любые обращения ребенка, задавать ему вопросы и т.д.

Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Причем очень важно, чтобы все ошибки детей исправлялись воспитателем корректно. Ни в коем случае не следует передразнивать ребенка, высмеивать его, так как это может спровоцировать снижение речевой активности ( вплоть до полного молчания в группе), замкнутость, отрицательное отношение ребенка к воспитателю, к обучению в целом.

Манеры исправления ошибок в речи детей вне занятий и во время занятий отличаются друг от друга. Так, во время игр и бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-то из них, лучше это делать незаметно от остальных. Можно подозвать к себе ребенка и предложить ему послушать правильный и неправильный варианты произношения слов или грамматической формы. А затем спросить: « Как лучше сказать? » И только потом просить повторить правильно.

Если же ошибки встречаются в обращении к воспитателю, то можно реагировать так: « Ты же можешь правильно сказать, ну-ка попробуй! » или « Я не понимаю тебя. Подумай и скажи правильно ».

Теперь об исправлении ошибок на занятиях. Здесь, во-первых, ограничено время и долгие, пространственные выяснения того, как лучше сказать, со стороны воспитателя неуместны. Во-вторых, внимание детей приковано к речи отвечающего, и незаметно исправить его ошибки невозможно, да и не нужно. И, в третьих, занятия, в отличие от случаев спонтанного неконтролируемого ребенком общения, должны проводить при максимальной мобилизации внимания отвечающего, с установкой на грамотную, четкую речь.

В связи со сказанным, ошибки в ходе занятий должны фиксироваться воспитателем моментально ( «Неверно», «Неправильно», «Не так сказал» ). К исправлению грамматических неточностей привлекаются все дети. Сам воспитатель исправляет грамматическую ошибку только тогда, когда большинство детей не смогло этого сделать. Ошибки в произношении также следует фиксировать и исправлять по ходу ответа.

Для того, чтобы дети на всех занятиях говорили внятно и с наименьшим количеством фонетических ошибок, воспитатель должен своей очень четкой, достаточно громкой и неторопливой речью задавать тон.

Процесс нормализации речи и угасание патологического рефлекса возможны только при повышенном внимании ребенка к речи окружающих и своей собственной. Естественно, что такая работа требует от воспитателя терпения, такта, собранности и постоянной изобретательности.

Внимание и память – процессы, тесно связанные с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме. Заниматься этим воспитателю необходимо не только на занятиях, но и во время некоторых режимных моментов. Например, собираясь на прогулку, можно предложить ребятам, чтобы они проверили, все ли в порядке в одежде товарищей и своей собственной ( правильно ли зашнурованы ботинки, повязан шарф и т.д. ).

Собираясь с детьми на музыкальное занятие, можно спросить их: « Кто за кем стоял на прошлом занятии? », « Кто лучше всех танцевал? » и т.д. На прогулке можно поиграть с детьми в игру « Летает – не летает ». По такому же принципу проводятся игры на выделение любого обобщающего понятия. Задуманное обобщение можно выделять среди других хлопками, прыжками, приседаниями и другими действиями. Можно попросить детей посмотреть вокруг и назвать все зеленое ( деревянное, покрашенное, металлическое, высокое, длинное, толстое и т.д. ) Такое упражнение увеличивает объем внимания и его устойчивость.

Полезно также проводить и традиционные, хорошо известные воспитателям игры: « Чего нет? », « Что изменилось? », « Что прибавилось? », « Найди отличие? », « Разложи картинки так, как я скажу » и т.д.

Словесно-логическое мышление – одно из трех видов мышления – характеризуется использованием суждений и умозаключений ( два других – наглядно-действенное и наглядно-образное – осуществляются, соответственно, посредством действий и образов ). Оно не возможно без речи и в то же время является одной из ее функций. Иными словами, речь и мышление тесно связаны между собой и, постоянно взаимодействуя, развивают друг друга.

С первых дней пребывания ребенка в логопедической группе воспитатель должен помогать ему осмысливать события и явления, искать их причины и следствия, взаимосвязь и отличительные особенности.

Важно приучать детей задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из рассказов взрослых, кино, радио- и телепередач. Воспитателю не следует торопиться все тут же объяснять детям. Нужно задать наводящий вопрос, дать толчок для мысли, выяснить всем вмести.

Важной операцией мышления является сравнение. Наиболее полезно искать различие в сходном и общее в различном. Например, чем различаются кукла и девочка; диван и кровать и т.д. Что общего у дерева и цветка; стола и кубика и т.д. Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок.

Развитие артикуляционной моторики проводится воспитателем вслед за активной работой логопедом. Она осуществляется с самого начала обучения ежедневно. Как показывает опыт, вполне достаточно 3-5 минут каждодневных упражнений со всей группой. Их можно проводить перед завтраком, обедом и ужином и после сна. Такая артикуляционная гимнастика впрямую улучшает произношение детей.

Вне занятий воспитатель может предлагать детям, у которых заметны нарушения пальцевой моторики, собирать мозаику, работать с конструктором, застегивать и расстегивать пуговицы, собирать рассыпанные мелкие предметы, нанизывать бусы и т.п. Желательно, чтобы в группе был оборудован соответствующий уголок, где ребенок, которому необходимо, всегда может выбрать игру или занятие по душе.

Вторым направлением в работе воспитателя логопедической группы является общеобразовательное. Оно включает в себя:

Эти задачи осуществляются воспитателем относительно самостоятельно, но и здесь необходимы рабочий контакт с логопедом и некоторая его помощь. Если в коррекционно - воспитательной работе ведущая роль принадлежит логопеду, а воспитатель является его активным помощником, то при выполнении общеобразовательных задач их роли меняются.

В некоторых случаях коррекционно-речевая работа воспитателя предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в других – воспитатель сосредотачивает свои усилия на закреплении уже достигнутых детьми результатов.

Одним из важных звеньев является определение логопедом и воспитателем коррекционного содержания работы. Воспитатель присутствует на фронтальных занятиях логопеда; некоторые элементы включаются в работу, которую воспитатель проводит в вечернее время; кроме того, воспитатель помогает логопеду проводить различные речевые игры с детьми во время занятий, а также следит за дисциплиной.

Фронтальные занятия логопеда должны носить интегрированный характер: отрабатываемый на них звук так или иначе в течении недели включается в используемый воспитателем на занятиях материал. Например, если логопедическое занятие посвящено звуку Ш, воспитатель может организовать занятие по аппликации «КОШКА».В процессе работы детей задает следующие вопросы: что ты составляешь? Из чего ты составляешь? Какого цвета бумага? Чем ты вырезал детали? Где ты расположил кошку? Что ты расположил в правом верхнем углу? Сколько у тебя деталей? Сколько частей в слове кошка? Какой звук мы учим в слове кошка? Где он находится в слове?

Для исправления речевых недостатков не менее значимы занятия воспитателя в вечернее время по заданию логопеда. Впервые два месяца коррекционно-учебного процесса воспитатель организует преимущественно подгрупповые занятия или фронтальные занятия с детьми; в это время еще нет «материала» для работы по коррекции звукопроизношения (звуки еще не поставлены логопедом). Преимущественное внимание уделяется работе по развитию моторики артикуляционного аппарата, развитию сенсомоторной сферы, мелкой моторики рук, а также накоплению лексических средств языка.Важна и индивидуальная работа воспитателя в вечернее время по заданию логопеда: артикуляционные упражнения, запоминание подобранных логопедом предметных и сюжетных картинок, повторение текстов и стихотворений, различные задания на развитие памяти,внимания, умений различать звуки. Все виды заданий должны быть знакомы детям, так как на занятиях с воспитателем дети лишь закрепляют уже поставленный логопедом звук.

Наиболее продуктивной формой автоматизации звуков мы считаем коррекционно-развивающие упражнения, которые фиксируются в детских рабочих тетрадях логопедом с помощью родителей. Так, если у Саши исправлен звук Л, логопед задает домашнее задание для родителей и детей – приклеить картинки, в названии которых имеется этот звук. Далее логопед проводит следующую работу по этим картинкам, а воспитатель вечером закрепляет достигнутые результаты.

Совместная работа логопеда с воспитателем отражается в тетради взаимосвязи, остановимся более конкретно на некоторых видах совместной работы логопеда и воспитателя, где логопед оставляет свои задания на каждого ребенка, а воспитатель их выполняет, вносит свои коррективы и пишет отметки о выполнении.

Грамматика: Д/ упр. « Один – много » - определение единственного и множественного числа ( утка – утки, лебедь – лебеди. ).

Вывод. исходя из выше сказанного, можно с уверенностью сказать: эффективность реабилитации детей с нарушением речи во многом зависит от уровня и качества взаимосвязи работы логопеда и воспитателя логопедической группы. В сотрудничестве логопед-педагог в нашем детском саду преобладает творческое начало. Основной приоритет в совместной работе принадлежит коррекционно-развивающим упражнениям вербальной направленности. Благодаря этому программа преодоления речевой патологии успешно выполняется.