Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтение в жизни ребёнка

Зиневская Л.Н.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №17», г. Берёзовский

В современном мире меняется роль книги в жизни ребенка. Если ещё до недавнего времени книга была учебником жизни, то сейчас книга – это, прежде всего, источник информации. Появилась прекрасно иллюстрированная познавательная литература, предлагающая фактическую информацию ребенку (что? где? когда?). Объем информации, который воспринимают дети, увеличился во много раз. Современные дети живут в совершенно ином информационном пространстве по сравнению с предыдущим поколением.

Детское чтение сегодня – область, где уже существует и продолжает накапливаться множество проблем. Осознание обществом того, что в этой области назревает острое неблагополучие, отражается средствами массовой информации. Результаты социологических исследований последних лет не радуют. Книга для современных детей престала быть источником духовного роста.

Известный педагог В.А. Сухомлинский считал, что самое страшное в воспитании ребенка это то, когда ему не хочется читать. По его мнению, без книги наступает убогость умственной жизни, что ведет к бездуховности. Для воспитания в детях доброты и широты души надо читать произведения классиков, например, Толстого, Достоевского, Тургенева, Лермонтова, Пушкина и других авторов, чьи работы называют школой жизни. Мало кто из родителей сам может похвастать тем, что еще в школьные годы полностью прочитал «Войну и мир» Толстого, или же «Преступление и наказание» Достоевского.

Чтение дает возможность размышлять над новой информацией, учить ребенка думать самостоятельно и развивает его творческие способности. С тем, что роль книги в развитии фантазии и креативности ребенка огромная, никто не спорит. Но заставлять ребенка читать, когда в доме нет книг, отсутствует библиотека и сами родители не увлекаются чтением, будет просто лукавством.

Дети в дошкольном возрасте способны к восприятию эстетической, художественной сущности литературы и магии поэзии. В младшем школьном возрасте эта способность еще более усиливается. Искреннюю радость испытывают маленькие читатели, слушая размеренную, безгранично богатую  речь русской народной сказки, динамичную, звучную, задорную стихотворную речь С. Михалкова, К. Чуковского, или юмористически окрашенную речь Н. Носова.

Книга, обращенная к детям, должна учитывать их интерес, пристрастия, увлечения, удовлетворять эстетические потребности, доставлять радость, укреплять чувство оптимизма. В.Г. Белинский отмечал, что хорошая детская книга для детей -  это праздник.

Ребёнок - это человек, который только ещё входит в большой мир, полный для него неизведанного, заманчивого, интересного.

Художественная книга для детей младшего школьного возраста разнообразна по своей тематике. Она включает в себя русские народные сказки, повествует о жизни природы, рассказывает о детях и взрослых, заглядывает в самые отдалённые утолки земного шара, излагает увлекательные научные и технические проблемы. Наконец, она вводит своих читателей в жизнь человеческого общества, как прошлого, так и современного, раскрывает перед ними красоту и значение труда в жизни людей. Из книг юные читатели узнают о подвигах своих отцов и дедов.

Нередко произведения, первоначально адресованные взрослым, в тех случаях, когда они оказываются доступными пониманию детей, надолго, а иногда и навсегда переходят в круг детского чтения. Известно, например, что сказки Пушкина, без которых мы не мыслим сейчас детскую литературу, предназначались в первую очередь для взрослых, а не для детей. То же самое можно сказать о баснях Крылова и отдельных лирических произведениях Лермонтова.

Детской литературой принято именовать то, что специально создано для детей, а кругом детского чтения -  всю литературу, читаемую детьми. Естественный процесс расширения круга детского чтения обогащает детскую литературу, усиливает её идейно - воспитательную, гражданственную, патриотическую значимость, потому что книги, пришедшие в детскую литературу из общей литературы, вводят детей в круг проблем и задач большой «взрослой» жизни.

Настоящая литература призвана решать задачи нравственного воспитания. Детская литература обращена к растущему человеку. Поэтому, говоря о педагогических требованиях, предъявляемых к детской литературе, мы должны иметь в виду органическое соединение в ней воспитательной, познавательной и эстетической задач, обязательный учёт возрастного уровня юного читателя.

Хотя увеличился объём воспринимаемой информации, в процентном соотношении уменьшилось количество книг, посвящённых морально-нравственным проблемам. Многим социальным аспектам реальности не даётся однозначной оценки, и у детей не всегда адекватно формируются представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому возрастает роль совместного обсуждения прочитанного ребенком о том, какие выводы он сделал, как он видит окружающую реальность?

Современный рынок во многом ориентирован на развлечения, и часто чтиво, предлагаемое читателям, в том числе и детям, носит сиюминутный развлекательный характер. Окружающая среда не формирует у ребенка потребности думать, переживать. Практически исчезли радио -  и телепостановки, нет такой культурной среды, в которой ребенок даже из самой неблагополучной семьи имел бы возможность погрузиться в мир качественной литературы.

Увлечь ребёнка чтением – задача не из простых. Любовь к книгам не удастся навязать, ребенок должен захотеть читать сам, а родители должны поспособствовать этому. Читайте детям   книги. ведь они очень   важны для ребёнка.  Никогда не отказывайте своему малышу в просьбе почитать. Любовь к книгам, заложенная в раннем детстве, будет полезна ребёнку на протяжении всей его жизни.

Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребёнка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребёнок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети с нетерпением ждут, когда же у мамы или папы найдётся для них время.

Когда родители читают то, что интересно ребёнку и готовы обсуждать с ним значимые для него темы, стремятся как можно лучше понять его взгляды, у ребёнка формируется представление о себе, как о значимой личности, чьи потребности и интересы важны.

Книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Герои книг совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, созвучные с миром ребёнка, или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь. И задача родителей помочь увидеть отражение этих ценностей в жизни ребёнка.

Значение книги неоспоримо.  Книга  не только учебник, с помощью которого овладевают знаниями, но и учебник жизни, который никогда не заменит телевизор, компьютер. Медики утверждают, что для нормального функционирования человеческого мозга каждый человек должен прочитывать 20 – 25 страниц художественного текста каждый день.

Читающий ребёнок – надёжное культурное будущее культуры России. Через несколько лет от него будет зависеть, какое место и какую роль займет книга в обществе. Современным детям предстоит жить в информационно насыщенном мире, поэтому приобщение их к книгам сегодня необычайно важно.

По теме:

методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: Роль компьютера в жизни ребёнка. Санитарные нормы работы детей за компьютером. Влияние компьютера на здоровье детей.

Родительское собрание на тему: Роль компьютера в жизни ребёнка. Санитарные нормы работы детей за компьютером. Влияние компьютера на здоровье детей.

Ваша помощь ребенку в развитии заинтересованности и привязанности к музыке приведет не только к обнаружению различных талантов. Это также будет давать положительный эффект на их общем состоянии.