Тропова Е.В. Бас Ю.О. Карабутина Т.В.

Лесосибирский педагогический институт – филиал ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», Лесосибирск.

Роль Комиссии по улучшению жизни детей в борьбе с детской беспризорностью в 20-е гг. ХХ в.

Организация работы с   детьми «группы риска» невозможна без учета уникального исторического опыта борьбы с детской беспризорностью в 1920-е гг. В связи с этим возрастает роль историко-педагогических исследований, которые имеют прямое отношение к   современному российскому социуму, к проблемам, волнующим общество сегодня.

Одной из самых серьезных проблем советского государства в период его становления несомненно была беспризорность и безнадзорность детей. Это было обусловлено резко увеличившимся   числом беспризорных детей после Первой мировой и Гражданской войн. По некоторым данным в 1921 г. в России насчитывалось 4,5 млн. беспризорников, а в 1922 г. приводится цифра близкая к 7 млн. беспризорников [3]. В советской России борьба с беспризорностью стала политической задачей. Принимались различные постановления, создавались комиссии и учреждения для беспризорных детей. После октябрьской революции 1917 г. система благотворительных учреждений в стране была уничтожена. Заботу о детях-сиротах государство полностью взяло на себя. Была законодательно оформлена система социально-правовой защиты несовершеннолетних, создана система взаимосвязанных органов и учреждений, способных вести одновременно и борьбу с беспризорностью и ее профилактику [2]. Уже в январе 1919 г. был основан Государственный совет защиты детей, главной функцией которого являлось изыскание средств для содержания воспитанников в детских учреждениях. В совет входили представители наркоматов социального обеспечения, просвещения, здравоохранения, продовольствия и труда.

В 1921 г. вышло постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета об учреждении Комиссии по улучшению жизни детей. Согласно этому постановлению в состав комиссии должны были войти Председатель, назначаемый Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и шесть членов по одному от Народного Комиссариата Продовольствия, Народного Комиссариата Просвещения, Рабоче-Крестьянской Инспекции, Народного Комиссариата Здравоохранения, Всероссийской Чрезвычайной Комиссии и Всероссийского Центрального Совета Профессиональных Союзов, утверждаемых персонально Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета [1].

Согласно постановлению ВЦИК возлагал на Комиссию по улучшению жизни детей следующие задания: а) помощь в отношении продовольствия, жилищ, топлива и т.д. учреждениям, которым вверяется забота о детях, и в первую очередь оказание помощи учреждениям, ведающим охраной жизни и здоровья беспризорных детей; б) наблюдение за выполнением постановлений центральных и местных органов, изданных в ограждение детей и в целях обеспечения их всем необходимым, а также законодательная инициатива по этим вопросам; в) издание на основе действующих законов и постановлений центральной власти и в пределах прав Комиссии распоряжений, касающихся охраны жизни и здоровья детей. Все свои мероприятия Комиссия должна была проводить через соответствующие органы центральных ведомств, а на местах - через Губернские и Уездные Исполнительные Комитеты, которые назначали по одному уполномоченному на губернию и уезд для непосредственной работы под руководством Комиссии. Уполномоченные были   ответственны как перед Исполнительным Комитетом, так и перед Комиссией.

2 февраля 1925 г. вышел декрет Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. "Положение о Комиссии по улучшению жизни детей при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете", уточняющий обязанности и полномочия данной организации. В декрете указывалось, что Комиссия имеет своею целью оказание помощи детям и в первую очередь беспризорным. Комиссия по улучшению жизни детей при ВЦИКе предпринимала следующие меры: а) привлекала к делу помощи детям советскую общественность, организовывала и руководила ее работой в этой области; б) изыскивала средства помощи детям и организовывала поступление таковых средств; в) согласовывала работу различных ведомств и учреждений в деле помощи детям и оказывала им организационное и материальное содействие в этой работе; г) предоставляла ведомствам и учреждениям, коим она предоставляет средства для оказания помощи детям, указания о назначении и порядке использования названных средств и наблюдает за правильностью и целесообразностью их расходования [1].

Постановлялось следующее: "Комиссия по улучшению жизни детей при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете и ее местные органы пользуются льготами и преимуществами, предоставленными государственным учреждениям, состоящим на государственном бюджете. Комиссия по улучшению жизни детей при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете пользуется правами юридического лица в пределах, необходимых для осуществления задач, вытекающих из настоящего Положения. Комиссии по улучшению жизни детей при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете присваивается гербовая печать с соответствующей надписью" [1].

Согласно этому постановлению средства Комиссии по улучшению жизни детей при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете складывались из следующих источников: добровольные пожертвования, единовременные и периодические, собираемые Комиссией по улучшению жизни детей; доходы от организуемых Комиссией по улучшению жизни детей вечеров, базаров, спектаклей, концертов, кино и т.п.; денежные и материальные поступления от общества или ячеек "Друг детей"; государственные субсидии; другие источники доходов, предоставленных Комиссии по улучшению жизни детей особыми постановлениями законодательных органов [4].

Позднее к этим пунктам была принята поправка согласно которой «все торговые предприятия Комиссии по улучшению жизни детей при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете и местных комиссий по улучшению жизни детей, поскольку они торгуют исключительно предметами, изготовляемыми в детских учебно-производственных мастерских и сельских хозяйствах для беспризорных и безнадзорных детей, освобождаются от всех общегосударственных и местных налогов и сборов».

На протяжении почти двух десятилетий Деткомиссия вела борьбу с беспризорностью в стране, координировала подведомственные ей организации на местах и оказывала помощь учреждениям для беспризорных детей. В эти годы была проведена колоссальная работа по улучшению жизни беспризорных детей и профилактике беспризорности в стране. Комиссия по улучшению жизни детей при ВЦИК и ее местные структуры были ликвидированы 25 сентября 1938 г. в связи с объявлением о том, что проблема беспризорности в стране решена.

Таким образом,   Комиссии по улучшению жизни детей создавались для организации помощи детским учреждениям продовольствием, топливом, одеждой, для руководства и координации деятельности всех государственных учреждений, борющихся с детской беспризорностью. Кроме того, Комиссии имели собственные производственные и торговые предприятия, доходы от которых направлялись на борьбу с беспризорностью.

Литература:

1. Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик.   [Электронный ресурс]. ‒ URL. http://www.libussr.ru/infdoc2.htm   (дата обращения: 17.05.14).

2. Катионова А.О. Социальные и психолого-педагогические основы организации призрения детей в России в 20-30-е гг. XX века: дис. к.п.н. - СПб. 2003. - 186 с.

3. Рожков А.Ю. Борьба с беспризорностью в первое советское десятилетие // Вопросы истории. - 2000. - № 11. - С. 134-137.

4. ОГКУ ГАТО. Фонд   Р - 28. Опись 1. Дело №1033. ЛЛ. 1-2.