Консультация для родителей «Третий год жизни. Нравственное воспитание детей»

Овчинникова Зиля Флюровна, педагог-психолог,

МАДОО д/с №9 "Алан" г. Набережные Челны

Третий год жизни. В этом возрасте организм ребёнка становится более выносливым благодаря совершенствованию функций всех органов, менее подвержен заболеваниям по сравнению с детьми второго года. У детей третьего года жизни совершенствуется высшая нервная деятельность: возрас­тает работоспособность коры головного мозга, благодаря чему ребё­нок этого возраста может длительнее бодрствовать до 6-6, 5 час подряд); быстрее образуются временные связи, вследствие чего ребенок может запомнить новое слово, действие - с одного-двух объяснений; возрастает регулирующая роль коры больших полушарий головного мозга - ребенок может сдерживать свои чувства и желания.

Однако по сравнению с детьми постарше они чаще болеют, быст­рее утомляются, не способны к длительному ожиданию, которое при­водит к возбуждению, а условные связи еще недостаточно прочны.

На третьем году большое внимание должно уделяться воспитанию у детей положительных взаимоотношений, сочувствия другим, вежли­вости, умения уступить другому ребёнку игрушку, оказать помощь, доводить дело до конца. Воспитательница приучает детей не шуметь в спальне, когда не все дети проснулись, предлагает старшему ребёнку помочь малышу надеть пальто при сборах на прогулку, учит благодарить, выходя из-за стола, и таким образом использует различные моменты для нравственного воспитания детей.

Решение указанных задач осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности детей, при проведении всех режимных моментов.

Дети третьего года жизни должны иметь режим дня, при котором перерывы между приемами пищи составляют 4 часа, общее количество сна в сутки 11, 5-12 часов. Дневной сон продолжается 2, 5 часа. Несмотря на то, что режим дня составляется общий для всех детей 3-е го года, при его выполнении следует делать различия между детьми первого и второго полугодия. Дети в возрасте до 2-2, 5 лет должны иметь несколько более продолжительный дневной сон, чем дети постарше. Это достигается путём укладывания младших в первую и подъема в последнюю очередь. Таким образом, продолжительность дневного сна детей младшей подгруппы составляет 3-3, 5 часа,

Очень правильно организовать прием детей, так как от того как начался день, во многом зависит настроение и самочувствие ребенка на протяжении всего дня. Принимая детей. воспитательница должна приветливо встретить каждого ребенка, поговорить с ним, заметить новую одежду, похвалить красивый бантик на голове у девочки, расспросить ребенка, что он видел по дороге в детский сад.

До завтрака дети играют. На протяжении всего дня необходимо так организовать проведение всех режимных моментов, чтобы пере­ход от одного из них к другому осуществлялся через игру. Дети не должны тратить время на ожидание. Бездеятельное состояние лишь утомляет их.

Воспитание культурно - гигиенических навыков и самостоятельности. При умывании на до учить детей мыть лицо и руки, самостоятельно вытирать их, знать, куда повесить свое полотенце, и не пользоваться чужим.

Во время еды надо приучать ребёнка правильно держать ложку в руке, пользоваться салфеткой по мере необходимости, есть аккуратно, не выходить из-за стола, не окончив еду, а по оконча­нии - благодарить воспитательницу.

Во время укладывания и подъема, сборов на прогулку, надо также стимулировать активность детей, учить их надевать и снимать одежду и обувь в определенной последовательности, расстёгивать и застёгивать пуговицы, расположенные спереди.

Надо приучать детей этого возраста пользоваться носовыми платками, замечать непорядок в своей одежде, закреплять умение проситься на горшок.

При выработке умения и навыков у детей третьего года большую роль играет словесное объяснение, применяемое и в этом возрасте наряду с показом того, как следует правильно выполнить действие.

Следует возможно шире использовать кормление, одевание, умывание, прогулку для обогащения детей знаниями, разнообразным впечатлениями, для развития их речи. Детям этого возраста доступны не только усвоение названий предметов, явлений, их назначения но и причиной зависимости некоторых явлений. Например, воспитатель, говорит ребенку, снявшему рукавички: "Надень рукавички: у тебя ручки замерзнут и будет больно", или обращает внимание детей на лужи, сообщая: "Вот какой дождик прошел, на участке стало сыро" На прогулке следует разговаривать с детьми о происходящем вокруг, т. к. сами дети этого возраста могут многого не заметить.

Особенно большое значение для развития детей имеет правильная организация их деятельности во все моменты, свободные от еда, сна, умывания. Надо позаботиться, чтобы дети были заняты, активны, радостно настроены.

Дети этого возраста еще не в состоянии сами занимать себя в течение продолжительного времени. Они еще быстро утомляются и не всегда могут самостоятельно переключится на другой вид деятельности. Поэтому они нуждаются в постоянном руководстве со стороны взрослых. Воспитательница должна заботиться о том, чтобы игры детей были разнообразны, чтобы обогащалось их содержание, учить детей правильно использовать игрушки, береж­но с ними обращаться. В распоряжений детей должны быть разнооб­разные игрушки. Важно правильно расположить их, рассредоточив в разных частях комнаты, в доступных детям местах: на полках, стеллажах, так, чтобы, дети могли достать привлекшую их внима­ние игрушку.

Вместе с тем расположение игрушек должно быть таким, чтобы оно наталкивало детей на усложнение игры, на использование деталей. Например, вблизи крупного строительного материала хорошо поместить различные игрушки, которые могут служить дополнением к нему: машины, для которых дети могут строить гараж, кукол и животных - чтобы они стали обитателями домика, и т. п.

«Сельский детский сад» Р. А. Курбатова Т. А. Маркова