Особенности развития речи детей 4–7 лет

Особенности развития речи детей четвёртого года жизни.

Ребёнок четвёртого года жизни начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. Дети в этом возрасте обычно легко идут на контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми. Всё чаще инициатива общения исходит от ребёнка. Потребность расширить свой кругозор, желание глубже познать окружающий мир вынуждают малыша всё чаще обращаться ко взрослым с разнообразными вопросами: «Что это? », «Зачем? », «Куда? », «Откуда? » и т. д.

Лексический строй речи.

-к концу четвёртого года жизни словарный запас достигает 1500-2000 слов;

-кроме существительных и глаголов дети начинают использовать другие части речи: прилагательные (холодный, горячий, плохой, хороший, местоимения (мой, твой, наречия (хорошо, плохо, числительные (один, два) ;

-испытывает трудности из-за неточности словаря при передаче чужой речи, пересказе сказок, рассказов, передаче событий.

Грамматический строй речи.

- отвечает на вопросы развёрнутыми фразами, состоящими из четырёх и более слов;

- в предложениях использует однородные члены (Тут сидят Оля и Света) ;

- использует существительные и глаголы во множественном числе (Чашки стоят на столе) ;

-допускают грамматические ошибки: неправильно согласуют слова, употребляют падежные окончания («Мама окны моет», «У меня на пальте пуговица оторвалась», допускают ошибки при употреблении существительных множественного числа Р. п. (много ручков, яблоков) .

Связная речь.

Речь носит ситуативный характер: понять содержание рассказа ребёнка без дополнительных вопросов не всегда возможно.

- ребёнок ещё не способен логично, связно и понятно самостоятельно рассказать о событиях, пересказать содержание сказки, рассказа;

-не может самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картинки: называет лишь предметы, действия;

-самостоятельно может рассказать небольшие по объёму стихотворения.

Произносительная сторона речи.

- в многосложных словах пропускают звуки и слоги, переставляют их (пожалуйста- «пожаста», температура- «тематура», бегемот- «гебемот») ;

-дети неплохо перенимают интонацию и правильно передают её, подражая речи взрослых.

-характерным речевым недостатком для детей этого возраста является смягчение речи;

- многие дети не произносят шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ, заменяя их свистящими;

- часто не произносят звуки Р и Л, заменяя или пропуская их.

Особенности развития речи детей пятого года жизни.

На пятом году жизни у ребёнка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Дети начинают выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушать ответы взрослых.

Лексический строй речи.

- словарный запас увеличивается от 2500 до 3000 слов;

- начинают использовать прилагательные для обозначения признаков и качества предметов (голубой, оранжевый, тёмный, твёрдый, гладкий) ;

- чаще используют притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка) ;

- используют сложные предлоги (из-под, из-за) ;

- в словаре появляются обобщающие понятия (посуда, обувь, овощи и т. д.) .

Грамматический строй речи.

Допускают грамматические ошибки: неправильно изменяют глаголы («хочут» вместо «хотят», не согласовывают слова (глаголы и существительные в числе, прилагательные и существительные в роде, нарушают структуру предложения.

Связная речь.

Дети начинают овладевать монологической речью. Свои высказывания ребёнок строит из 2-3 и более простых распространённых предложений. Может самостоятельно пересказать знакомую ему сказку, небольшой прочитанный рассказ (из 4-5 предложений) .

Произносительная сторона речи.

На пятом году жизни у детей значительно улучшается произношение. Ребёнок способен узнавать на слух тот или иной звук, подбирать слова на заданный звук (при условии, если ранее проводилась работа по развитию фонематического восприятия). Дети различают в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечают ускорение и замедление темпа речи, улавливают различные средства выразительности. Подражая взрослым, могут воспроизводить различные интонации. Дети начинают шире пользоваться интонационными средствами выразительности, более точно выражать свои мысли, выразительно читать художественные произведения.

- в речи почти исчезает смягчение, оно наблюдается лишь у немногих;

- появляются шипящие звуки Ш, Ж, Ч, сначала они звучат нечисто, но постепенно дети овладевают ими вполне, хотя для этого возраста характерна неустойчивость произношения;

- дети данного возраста уже произносят звук Р, но он еще недостаточно автоматизирован в речи;

- у некоторых детей этого возраста наблюдается непомерно частое использование звуков Р, Ш, Ж, когда они переходят к их правильному произношению. Ребенок заменяет новым звуком те звуки, которые сами раньше являлись заменителями.

К концу пятого года жизни многие дети овладевают произношением всех звуков родного языка. Детям, у которых в данном возрасте наблюдаются нарушения звукопроизношения, требуется помощь логопеда.

Особенности развития речи детей шестого года жизни.

Лексический строй речи.

- словарь увеличивается на 1000-1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом) ;

-обогащение и расширение словаря осуществляется не только за счёт слов, обозначающих предметы, их свойства и качества, но и за счёт названия отдельных частей, деталей предметов, а также – глаголов;

- всё чаще появляются собирательные существительные, прилагательные, обозначающие материал, свойства, состояние предметов;

Хорошей проверкой и показателем полноценного владения словарём является умение детей подбирать:

- противоположные по смыслу слова (антонимы: хороший-плохой, жарко-холодно, положил-взял) ;

- близкие по смыслу слова (синонимы: ходить- идти, шагать, вышагивать и т. д.) ;

- подбирать прилагательные к существительным (дождь-холодный, сильный, мелкий, грибной и т. д.) ;

- подбирать наречия к глаголам (как может говорить мальчик? – быстро, медленно, хорошо, чётко, тихо, громко и т. д.) .

Грамматический строй речи.

На шестом году жизни ребёнок овладевает грамматическим строем и пользуется им достаточно свободно.

- реже допускают ошибки в согласовании слов, в падежных окончаниях существительных и прилагательных;

- правильно употребляют родительный падеж существительных во множественном числе (окон, ламп, карандашей) ;

- легко образуют существительные и другие части речи при помощи суффиксов (столик, стульчик; учит детей – учитель, строит дом-строитель) ;

- образует прилагательные из существительных (ключ из железа-железный, окно из стекла – стеклянное и т. д.)

Встречаются неточности в употреблении союзов, предлогов (между, из-за, из-под и др.)

Связная речь.

У ребёнка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Речь перестаёт носить ситуативный характер.

- может без помощи взрослого передать содержание сказки, мультфильма, рассказа;

- описывает события, свидетелем которого он был, не только ближайших дней, но и давно прошедших;

- свободно раскрывает содержание картины (но при составлении рассказа концентрирует внимание на основных деталях, а второстепенные упускает) .

Произносительная сторона речи.

- дети хорошо владеют интонационными средствами выразительности (выразительно рассказывают стихи; пользуются вопросительной, повествовательной интонациями; передают свои чувства по отношению к различным явлениям: огорчение, негодование, радость и т. д.) ;

- дети имеют достаточно развитый фонематический слух: хорошо слышат звуки, способны выполнять различные задания, связанные с выделением слогов или слов с заданным звуком; подбирать слова на определённые звуки.

Произношение шестилетних детей мало чем отличается от речи взрослых. Ошибки отмечаются лишь в тех случаях, когда встречаются трудные для ребёнка новые слова, насыщенные сочетанием звуков, которые он ещё недостаточно чётко дифференцирует (например с-ш: Шла Саша по шоссе; Саша любит сушки, а Соня ватрушки).

Особенности развития речи детей седьмого года жизни.

К моменту поступления ребёнка в школу он овладевает правильным звукопроизношением, имеет хороший словарный запас, грамматически правильную речь.

-в словаре будущих первоклассников имеются слова всех частей

речи: в нем довольно много числительных, которыми дети пользу-

ются уже осмысленно, соотнося слово — название числа с количе-

ством предметов; пользуются дети и разными глагольными

формами, в частности, причастиями и деепричастиями; появляются

и сложные предлоги из-за, из-под и другие;

-к семи годам дошкольники должны четко ориентироваться в ро-

довых и видовых отношениях предметов, правильно относить

единичные предметы к той или иной группе предметов, уметь давать определение предмета через родовое название и видовое

своеобразие (сахарница — это посуда, в которой находится сахар) .

-дети хорошо понимают и используют в речи антонимичные

пары прилагательных, обозначающих пространственные понятия

(высокий — низкий, длинный — короткий, состояние предметов

(горячий — холодный, чувства человека (грустный — веселый,

свойства характера (добрый — злой). Им не составляет труда

подбирать слова с противоположным значением и к наречиям,

выражающим пространственные и временные понятия (рано —

поздно, здесь — там, раньше — позже, слева — справа и другие) .