Разделы

Воспитание личным примером и благочестивой жизнью родителей

Есть удивительное, бесценное, непревзойденное богатство, которое отец и мать могут передать каждому ребенку — это Божье благословение. Если бы родители до конца понимали и принимали действие духовных законов на будущее их детей, то, конечно же, их отношения с Господом были бы другими. Но многим родителям даже и в голову не приходит, что их отношения с Богом во многом определяют будущее их детей. Какое это драгоценное духовное богатство — благословение Господне!

«Благословение Господне — оно обогащает, и печали с собою не приносит» (Пр. 10:22).

Господь говорит через Моисея: «Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие. Благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня. » (Втор. 11:26-28).

Библия подчеркивает: «Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Сильно будет на земле семя его; род правых благословится. Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек» (Пс. 111:1-3).

Правильная, чистая и богобоязненная жизнь родителей является тем нетленным богатством, которое они передают своим детям в вечное пользование для всех поколений, и которое будет иметь ценность в вечности.

У Господа есть вернейший индикатор и механизм воздействия на родителей через их детей. Здесь особенно явственно действует духовный закон: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (Гал. 6:7-9).

Господь предупреждает народ Израиля о важности исполнения первой заповеди и о пагубности всех мерзостей идолопоклонства, оккультизма: подчеркивает Его милость к любящим Его: «. да не будет у тебя других богов перед лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог Твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Втор. 5:7-10).

Отношение семьи и родителей к Богу оказывает решающее влияние на последующие поколения. Издатели «Библейского принципа семейной жизни» приводят интересные данные социологических исследований потомков семей, которые по-разному относились к Богу. Мы приведем выдержку из этой статьи.

«История семей Макса Юлеса и Джонатана Эдвардса служит наглядной иллюстрацией такого контраста. Макс Юлес, живший в штате Нью-Йорк, не верил в Бога. Женился он на девушке с такими же убеждениями. Имя Бога не упоминалось в их семье. Социологи провели внимательное исследование 1026 потомков этой семьи, и вот результаты их труда: 300 человек умерли преждевременно, 100 человек получили тюремные сроки и в среднем провели в заключении по 13 лет каждый, 190 занимались проституцией и 100 были алкоголиками. Не имеется никаких сведений о полезных вкладах в общество 1026 потомками Макса Юлеса.

Джонатан Эдвардс, живший в том же штате и приблизительно в то же самое время, был убежденным христианином. Он женился на девушке с такими же убеждениями. Вместе они основали семью, центром которой был Бог. Исследователями были изучены 729 потомков этого брака: 300 из них были университетскими ректорами, 60 — авторами хороших книг, и один стал вице-президентом Соединенных Штатов. Вклад, внесенный в общество 729 потомками Джонатана Эдвардса неизмерим».

Писание напоминает, что «какова мать, такова и дочь» (Иез. 16:44).

Духовное состояние родителей, их характер и наклонности передаются детям, дела родителей связаны с будущим поведением детей. Это не фатальная предопределенность, потому что с приходом к Господу мы имеем другую силу и другой источник. Господь может изменить все, и то, что было невозможно человеку, становится возможным Богу.

Однако влияние жизни родителей на жизнь детей огромное. Глубокий духовный анализ поведения родителей может дать многие ответы на вопросы, почему их ребенок нервный или непослушный, почему плохо спит и часто болеет, почему его поведение непредсказуемо.

То, что происходит в тишине чрева матери еще в начале жизни ребенка, имеет глубокое влияние на всю последующую жизнь: будет ли этот ребенок милым и послушным, будет ли он приносить радость родителям, не доставляя никаких проблем, или будет доставлять постоянные огорчения и печали, не давая покоя ни днем, ни ночью, ни в детстве, ни в юности, ни во взрослом возрасте. Это зависит не только от воспитания, но и от того, что закладывается поведением матери во время беременности. Уже во чреве матери ребенок переживает то, что переживает мать. Если мать сильно нервничает, если она таит в себе злобу, это все отражается и на нем. Если мать, нося ребенка, спокойна, имеет чистые мысли, имеет мир в сердце, проявляет любовь и добро, хранит себя от зла и дурных привычек, то она способствует закладыванию светлых черт характера у ребенка.

Вся последующая жизнь родителей и их влияние на детей огромно, и здесь нет мелочей. Все начинается с маленькой мысли, мысли превращаются в привычки, а привычки – в характер.

Самое лучшее, что мы можем передать нашим детям — это отношение любви и мира с Богом и друг с другом. Дети отражают своих родителей, они, живя в среде родителей, не только питаются этой духовной атмосферой, но и копируют родителей. Неудивительно, что дети благочестивых родителей играют в добрые игры. Мы также, к сожалению, наблюдаем, как дети пьяниц играют в пьяниц.

Поведение родителей — решающий момент в воспитании. В воспитании наиболее действенны не столько словесные упражнения, сколько дела, поступки и отношения. Слова могут запутать, а личный пример всегда ясен и вдохновляет. Один правильный поступок часто дороже тысячи слов нравоучений. Дети воспринимают и учатся на нашей жизни, а не на наших словах.

Если мы говорим, что врать нельзя, а сами, не желая разговаривать по телефону, говорим ребенку, чтобы сказал, что нас нет дома, то тем самым мы совершаем реальное действие зла, которое перечеркивает наши нравоучения. Если мы учим ребенка почтительно относиться к женщине, а сами неуважительно относимся к жене, то такое воспитание является лицемерием и ничего, кроме раздражения и недоверия, не вызывает. Если мы учим детей трудиться, а сами ленивы и не можем делать элементарную работу, то наших детей трудно будет приучить к труду.

Римский философ Сенека говорил: «Долог путь поучений, короток и успешен путь примеров». Английский философ и педагог Д. Локк сказал: «Дурные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил».

Апостол Павел предупреждает о влиянии среды: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1Kop. 15:33).

Мы больше всего воспитываем детей своей жизнью. Дети воспринимают от нас как доброе, так и плохое.

Однажды после богослужения Эмерсон сказал молодому проповеднику: «Ваша личная жизнь говорит так громко, что я не могу расслышать, что вы проповедуете».

Своим поведением мы ведем детей либо во тьму, либо к свету. Дети могут и должны впервые увидеть свет Божий в своих родителях. «Наилучшее воспитание молодых людей, да и самих себя, заключается не во внушениях, а в явном для всех осуществлении в собственной жизни того, что внушается другому», — говорил Платон.

Чешский педагог Ян Коменский (1592 - 1670) писал: «Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применения на деле. Без примера ничему не выучишься. Легко следовать правильно за тем, кто правильно идет впереди».

Весь родительский труд будет посрамлен, если дети не будут такими, какими желает их видеть Господь. Они очень часто реагируют на нашу истинную сущность, и скрыть от детей свои несовершенные действия и мысли не представляется возможным.

Через поведение детей Бог часто наказывает родителей и показывает им их самые потаенные грехи. Посмотрите на своих детей! Все их недостатки — это скрытые наши грехи и привычки, родители! Дети — это самопознание родителей. Родители должны содрогнуться от того, что тяжелой ношей возлагают свои грехи на плечи детей.

Тертуллиан, предостерегая родителей от греховных поступков, говорит: «Казалось бы, одно сознание того, что преступное дело вызывает такие последствия, которые отражаются и на детях наших, одно это сознание всего строже должно удерживать нас от всякого преступления».

Хорошие примеры — это лучшие подарки детям. Лицемерие, эгоизм, отсутствие любви, несдержанный гнев, многословие, непоследовательность, ложь, лень родителей — все это является ядом для душ детей. В то время как любовь, доброта, кротость, смирение, прощение, искренность — это целительный бальзам на сердца детей. Дети впитывают все, как губка, и если слово у нас расходится с делом, то дети большее значение будут придавать делам. И это особенно проявляется в семье, дома. В семье ребенок строит фундамент мировоззрения и поведения, а основополагающим материалом этого фундамента является пример родителей.

Авторы книги «Сеется семя» дают следующие советы родителям по воспитанию детей личным примером:

Будь сам тем, кем желаешь, чтобы стали дети твои.

Чего требуешь от детей, то делай сам.

Что запрещаешь детям, откажись от того и ты.

Будь примером для детей не только тогда, когда они видят или слышат тебя, но и в отсутствие их.

Заметив недостатки детей, обрати внимание и на свои поступки, на свои слова и действия.

Обнаружив недостатки и ошибки в своей жизни, старайся исправиться, а затем уже исправляй детей.

Помни, что то, что окружает тебя, есть часто не что иное, как отражение твоего внутреннего «я».

Если ты ежедневно ищешь у Господа очищения путем покаяния и молитвы, то ты ежедневно пребываешь в общении с Ним, а вместе с тобой и твои дети.

Если в повседневной жизни Господь руководит тобою, то дети тем охотнее будут подчиняться твоему руководству.

Чем послушнее ты будешь Господу, тем большее послушание будут оказывать тебе дети твои.

Как только воспитатели начинают пренебрегать общением с Господом, так и в детях начинает укореняться небрежность к наставлениям и советам родителей.

Всякая преграда между воспитателем и Господом есть большой вред для духовного развития детей.

Не будет полноты духовного и нравственного роста у детей, если родители сами этого не имеют. Поэтому так важно помнить, что, воспитывая себя и приближая себя к Богу, мы приближаем к Богу детей. Все время нужно помнить, что источник благословений не в нас самих, а в Боге, Который действует через нас.

Очень полезно, чтобы родители задавали себе вопрос: «Что думают обо мне дети?» И полезно также в семье играть в искренние игры-анкеты типа «Какими я хочу видеть своих папу и маму» или беседовать об этом. «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4).

Греческое слово, переведенное здесь словом «отцы», в Послании к Евреям переводится словом «родители», т.е. мы имеем основание предполагать, что здесь обращение идет как к отцам, так и к матерям. Повеление «не раздражайте детей ваших» означает следующее:

Единство слова и дела родителей. Дети унывают и раздражаются, если родители заставляют их делать то, что сами не делают. Дети тогда говорят: «Папа это тоже не делает» или «А мама поступает так же, как и я». Отсутствие единства слова и дела у воспитателей подрывает не только их авторитет в глазах детей, но и веру в людей, в их честность и добросовестность.

Последовательность в поведении и в принципах справедливости. Поведение родителей и их поступки не должны запутывать детей (например, при вопиюще плохом поступке не последовало наказания, потому что отец был в хорошем настроении, а при небольшой шалости было суровое наказание, так как ребенок «попал под горячую руку»).

Бережное отношение к душе ребенка и уважительное отношение к нему в реальной жизни, уважение его как личности; поведение родителей, которое не разрушает личности ребенка и не создает условий для конфликта детей из-за любимчиков или из-за лицеприятного отношения родителей к детям.

Исполнение обещаний.

Понимание слабостей характера ребенка и возрастных особенностей.

Отсутствие «перегрузки» нотациями, упреками, суровостью; отсутствие чрезмерного наказания, запугивания, горьких слов и жестокости.

Отсутствие излишнего недоверия и устранение чрезмерной родительской опеки.

Кроме повеления «не раздражайте детей ваших» (Еф. 6:4), Писание дает также родителям повеление воспитывать «их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4), а также повеление наставлять «юношу при начале пути его» (Пр. 22:6).

Слово «наставь» на древнееврейском языке имело во времена написания Книги Притчей два значения:

а) научить повиноваться, чтобы получить результат, подобный результату при укрощении дикой лошади;

б) развить жажду того, что полезно для ребенка.

Родители должны возбудить в своем ребенке жажду к прекрасному. К прекрасному относится все, что имеет непреходящую ценность в земной жизни и что будет иметь значение в вечности: жажда святости, стремление к добру, свету и любви. Но если родители не имеют этого сами, то они не могут дать детям того, чего у них нет. В таком случае они смогут дать лишь то, что они имеют, а без Бога и без веры в Него «сокровищницы» родителей пусты, и ребенок будет питаться некачественной духовной пищей.

Родители, чтобы привести своих детей к Богу, сами должны быть детьми Божьими; чтобы воспитать послушных детей, сами должны быть послушны Богу; чтобы видеть любовь в детях, сами должны любить детей и Того, Кто дает эту любовь; чтобы дети не принесли худых плодов, а только добрые плоды, родители сами не должны питаться греховной пищей этого мира. Любые слова научения могут быть непонятны ребенку, но благочестивая жизнь родителей понятна всегда, и она облекает детей в благодать Божью, которая будет трудиться в них и сделает свое дело. Без труда над собой, без духовного совершенствования, без оставления грехов и освящения, без молитв и без служения для славы Божьей родители становятся бессильны в воспитании детей.