КОМПЛЕКСНАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ-СИРОТ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ

1.1. Социально-психолог и ч ее кие проблемы выпускников

детских домов

В Конвенции ООН о правах ребенка подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспече­ния его свободного развития, гарантий самоопределения, саморе­ализации и самоутверждения. В ст. 20 Конвенции провозглашено, что подготовка к самостоятельной жизни детей, утративших ро­дительскую опеку, требует усиленного внимания го стороны госу­дарства и общества: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собствен­ных наилучших интересах не может оставаться в таком окруже­нии, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».

Доминировавшая многие годы ориентация системы образования преимущественно на репродуктивные аспекты педагогической дея­тельности, единообразие и нормативность в обучении и воспитании, формальные оценки результатов практики образовательных учре­ждений, не могла ни отразиться на сфере общественного воспита­ния детей, лишившихся родительской опеки, в том числе и воспи­тывающихся в детском доме. Процесс подготовки воспитанников к самостоятельной жизни не всегда рассматривался в контексте це­ленаправленного создания условий для развития личности ребенка.

Одним из важных шагов на пути обеспечения интересов вос­питанников детских учреждений интернатного типа стало Поста­новление правительства Российской Федерации №409 от 20 июня 1992 г. «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и Детей, оставшихся без попечения родителей». Содержащиеся в этом Постановлении предписания преследуют две основные цели: во-пер­вых, лучшее материальное обеспечение воспитанников, во-вторых, тех из них, кто начинает свою самостоятельную жизнь. Однако ре­ально, как и многие другие законодательно-право вые акты в нашей

стране, данное Постановление выполняется не полностью.

Наибольшую остроту приобретают проблемы, возникающие по­сле выпуска ю интернатного учреждения.

Если правовой статус воспитанника в свое время не был оформ­лен из-за отсутствия решения о лишении родительских прав, нали­чия судебного решения об отобрании независимо от лишения роди­тельских прав, достигшему совершеннолетия воспитаннику ничего не остается другого, как вернуться в прежнюю неблагополучную среду. И его там либо не принимают, либо он начинает жить в явно опасной обстановке. В первом случае бывший воспитанник попа­дает в безвыходное положение из-за отсутствия жилой площади, средств существования. Во втором — он обречен на гибель, а все усилия, предпринятые в свое время по его устройству, оказывают­ся напрасными. Все это означает, что еще в период пребывания воспитанника в детском интернатном учреждении администрация учреждения обязана принять меры к упорядочению правового по­ложения своего воспитанника (предпринять попытки поиска роди­телей, обследовать их быт на предмет возможности возвращения в семью воспитанника, в случае необходимости предъявить иск о ли­шении родителей родительских прав и т.п.). При любом варианте отсутствия родителей или невозможности вернуть им несовершен­нолетнего ему следует до достижения восемнадцати лет назначить попечителя. Что же касается совершеннолетних воспитанников, то, видимо, забота о них со стороны детского учреждения должна про­стираться и далее. Во всяком случае, такая забота должна суще­ствовать хотя бы в первые три года после выпуска. Подобного рода обязанность администрации детского учреждения, во-первых, не нова, в истории охраны детей-сирот России не раз предпринима­лись попытки ее установить. Во-вторых, она не может сводиться к довольно расплывчатому, зависящему от субъективных факто­ров представлению о моральном долге бывших воспитателей. И на­конец, в-третьих, выполнение подобного рода обязанностей — всего лишь завершающий этап всего дела охраны прав воспитанника, па-чало которому было положено еще при его устройстве. В конце концов, это главная, конечная цель устройства. Вот почему и в на­ше время предпринимаются попытки оказывать поддержку и тем, кто после выпуска оказался почему-либо в бедственном положении. В этот период чаще всего возникают две проблемы. Одна связана с обеспечением бывшего воспитанника жилой площадью, другая — с его трудоустройством, без которых не может быть и речи о пред­посылках к нормальному существованию выпускника детского ин­тернатного учреждения.

Поддержка выпускникам сиротских учреждений может быть оказана как социальной службой самого детского дома, так и по­явившимися в России в последнем десятилетии специалистами цен­тров постинтернатной адаптации.

Необходимость созданиящентров иостинтернатной адаптации связана с рядом причин, наиболее важные из них:

- значительный рост числа детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей, в связи с материальными и жилищными

трудностями родителей, ростом внебрачной рождаемости, пониже­

нием стабильности брака;

- отсутствие современных научно обоснованных методик вос­

питания, профориентации и социальной подготовки выпускников к

трудностям реальной жизни;

— изменение социального состава сиротства, ухудшение физиче­ского состояния детей, появление детей со сложными, комплексны­ми видами отклонений, разными формами задержек психическо­го развития, с трудностями в обучении, поведении (склонность к бродяжничеству, табакокурению, наркомании и токсикомании). У значительной части воспитанников (95%) имеется задержка психи­ческого развития, интеллектуальные отклонения, 65% имеют III и IV группы здоровья;

- неблагоприятная социально-экономическая ситуация, сло­жившаяся в стране, остро ставит вопрос о социальной защите вы­пускников-сирот.

В течение длительного времени дети-сироты, и прежде всего выпускники, не были объектом пристальных научных исследова­ний, в то время как их проблемы в последние годы необычайно усложнились и приобрели острейшую социально-экономическую и социальную значимость.

Наиболее важные из них следующие.

1. Проблема здоровья.

Исследования детей в детских домах показали, что 'среди си­рот нет совершенно здоровых детей. Их физические и психические нарушения часто связаны с факторами неблагоприятной наслед­ственности. Неизбежны и психологические травмы, обусловленные отсутствием родителей.

Лишение детей материнской привязанности с последующей пси­хической депривацией в сиротских учреждениях, сказываются на их социальном, психическом, физическом здоровье.

Проблемы медицинского характера обусловлены патологически­ми отклонениями в состоянии здоровья детей-сирот, у детей-сирот наиболее частая причина патологии — поражение головного мозга.

В детских домах не удается обеспечить полноценное психиче­ское развитие детей-сирот, так как 1) дети приходят в детские до­ма с нарушением развития: 2) отсутствуют эффективные техноло­гии воспитания детей-сирот; 3) не имеется достаточного числа под­готовленных специалистов для работы с сиротами (воспитателей, психологов, социальных работников и др.).

2. Проблема интеграции и социальной адаптации.

Важное значение в адаптации и интеграции детей-сирот имеет правильная и рациональная организация их трудового обучения, способствующая повышению их уровня конкурентности на рынке труда.

Исходя из понимания положения детей-сирот в нашем обществе и учитывая сложность для них в обучении по традиционным учеб­ным технологиям, главная задача— организация системы воспи­тания и образования, имеющая целью комплексную подготовку де­тей-сирот к полноценной самостоятельной жизни после выхода из детского дома.

Решение этой задачи предполагает:

- удовлетворение потребности детей-сирот в интеллектуаль­ном, культурном и нравственном развитии, получении професси­онального образования и квалификации в избранной области дея­тельности;

- разработка и внедрение новых методов обучения;

— организация непрерывного образования (в том числе в систе­

ме реабилитации детей-сирот с отклонениями в развитии) по пре­

стижным и конкурентоспособным профессиям на рынке труда.

Самое главное — это преодоление психологических трудностей, которые заключаются в привычке жить в замкнутом, закрытом обществе, неумении интегрироваться в открытое, создавать новые контакты с людьми, с которыми им предстоит общаться.

В жизненном и профессиональном самоопределении воспитан­ники детских домов испытывают значительные трудности, связан­ные с отсутствием опыт решения житейских проблем, которые другие дети получают в семье, наблюдая за тем, как поступают в подобных ситуациях их родители или окружающие.

Педагоги могут помочь своим воспитанникам сформировать комплекс качеств, благодаря которым они совершают осознанный выбор и адаптируются в новой ситуации [219, 230]. К таким каче­ствам можно отнести:

— автономность;

- информированность и соотнесение информации со своими

особенностями;

— умение принимать решения;

— умение планировать;

- положительное эмоциональное отношение к необходимости

сделать выбор и принять решение (193].

Большинство выпускников интернатных учреждений обладают особенностями, которые значительно осложняют их самостоятель­ную жизнь, как то:

—отсутствие личного опыта нормальной жизни в семье, тесных

эмоциональных отношений;

—недостаточное развитие индивидуальности, что характеризу­

ется низким уровнем сознания, сниженной собственной активно­

стью;

—отсутствие нравственного иммунитета к условиям той среды,

из которой большинство из них происходит. Специфическая груп­

повая субкультура низкого уровня;

—плохое состояние здоровья.

Как показывает опыт работы психологов, педагогов и социаль­ных педагогов детских домов, перечисленные проблемы значитель­но обостряются в тех случаях, когда выпускники имеют интеллек­туальные нарушения. Результаты анкетирования, наблюдений по­казали, что для большинства воспитанников детского дома стар­шего школьного возраста, имеющих проблемы в интеллектуальном развитии, характерны: