Психофизические особенности детей 6-го года жизни

Вот ваши дети перешли в старшую группу, стали совсем уже большими.

В 5-6 лет ребенок по-прежнему смотрит на мир широко открытыми глазами. Ему все интересно, его все манит и привлекает, но он еще не в состоянии глубоко и правильно осознать это и переработать поток поступающей информации о большом мире.

В этом возрасте интересы приобретают разносторонний характер и родители начинают даже испытывать трудности в удовлетворении их. Именно на 6 году у ребенка наблюдается пик познавательных вопросов, которые рассматриваются как проявление любознательности, стремление понять окружающий мир.

Возрастной период с 5 до 6 лет – значительный этап в развитии познавательной сферы дошкольника. В широком смысле слова под умственным развитием понимается развитие основных познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения. Какие же изменения происходят здесь?

  1. Ребенок знает не только цвета, но и называется оттенки цветов: голубой, розовый, фиолетовый, серый.
  2. Различает разновидности геометрических форм, называет новые геометрические формы: ромб, овал.
  3. Может сопоставить по величине 10 и более предметов.
  1. Ребенок может запомнить по просьбе взрослого 7-8 названий предметов.
  2. Может изложить содержание небольшого рассказа, сказки.

В старшем дошкольном возрасте происходит переход от непроизвольного к произвольному вниманию (т.е. ребенок ставит перед собой цель), однако преобладает все же непроизвольное внимание. Например: для ребенка доступно такое задание или игра, которые можете проводить дома, «Запрещенные слова» – на развитие внимания. Взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, при этом нельзя говорить «Да» и «Нет» и не называть цвет, например, белый. Например, «Снег какой?» - «Пушистый, холодный, красивый»; «Ты мальчик?» – «Я девочка». В 5-6 лет ребенок может заниматься необходимой, но неинтересной для него деятельностью в течение 10 минут и больше. Нужно обратить внимание на тех детей, которые не могут сосредоточиться даже в течение 5 минут, так как это все-таки уже старший дошкольный возраст, совсем недалеко до школы. На это надо обратить внимание и вырабатывать у таких детей усидчивость. В этом возрасте ребенок может действовать в соответствии с правилами (например, заштриховать необходимую фигуру).

  1. Ребенок может дорисовать начатое изображение, дополнить его деталями, а также, дополнив, сделать сюжет, композицию.
  2. Может сочинить сказку или историю на заданную тему, оригинальную и наполненную деталями.
  1. Может обобщать (транспорт, одежда, обувь)
  2. Ребенок может выстраивать по картинкам последовательность событий.
  3. Может распределить предметы по группам на основе выделения какого-то признака, т.е. осуществить классификацию.

Ребенок должен знать последовательность времен года и дней недели.

Данные показатели дают возможность вам оценивать развитие ребенка. Но это вовсе не означает, что при отсутствии того или иного показателя можно говорить о его недостаточном умственном развитии. Это связано с индивидуальными особенностями.

В старшем дошкольном возрасте происходят качественные изменения в регуляции поведения – формируется саморегуляция, т.е. дети начинают сами предъявлять к себе те требования, которые ранее предъявлялись им другими. Дети осознают общепринятые нормы и правила, понимают обязательность их выполнения.

Дети уже могут, не отвлекаясь на более интересные дела, выполнять трудные обязанности, доводить до конца малопривлекательную работу, убирать игрушки, наводить порядок в игровой комнате.

Довольно успешно 5-летние дети регулируют свое поведение в соответствии с этическими нормами, например, дружно играть, делиться игрушками, говорить правду. Однако дети соблюдают такие нормы только во взаимодействии с теми, кто им наиболее симпатичен, т.е. саморегуляция остается ограниченной.

В старшем дошкольном возрасте дети уже хотят разговаривать не только на познавательные темы, но и на личностные, касающиеся жизни людей.

Теперь для него становится очень важно получить оценку тех или иных качеств и поступков, нуждается в оценке не конкретных умений, а качеств личности в целом. У ребенка формируется потребность во взаимопонимании. (Чтобы поддержать стремление ребенка быть хорошим нужно всячески поощрять его положительные поступки, черты характера.

Поэтому больше разговаривайте с детьми, беседуйте, находите время позаниматься, так как только совместная работа детского сада и семьи будет более эффективной для развития детей.

Уже сейчас необходимо начинать подготовку к школе, так как есть достаточное время и если есть какие-то проблемы, то лучше сейчас обратить на них внимание, чтобы вовремя исправить (если не усидчив, не внимателен и др.)

  1. Обучение требует систематичности, лучше 10-15 минут в день, чем 1-2 часа в выходные.
  2. Учитывать принцип от простого к сложному.
  3. Оценивать успехи детей.
  4. Старайтесь не создавать у ребенка впечатление, что занятия и игры с ним являются смыслом вашей жизни: например, беседуйте, играйте во время приготовления ужина на кухне, по дороге в детский сад, в автобусе, пополняйте словарный запас, знания об окружающем мире.
  5. Если у вас нет настроения, плохо себя чувствуете, то лучше не заниматься с ребенком, так как пользы это не принесет. Дети эмоционально отзывчивы, через силу с ребенком не играйте.