Скачать:

Предварительный просмотр:

Едукова Людмила Ивановна

МДОУ «Детский сад №91

компенсирующего вида»

г.о. Саранск, воспитатель

430013 ул. Коваленко,

д.53,корп.2, кв.23

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

(для Едуковой Л.И.)

РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье рассматривается значение игры в жизни ребенка с ОВЗ и особенности обучения детей подвижной игре с дидактической направленностью. Приводится перечень и краткое описание подвижно-дидактических игр.

Игра как форма активности занимает значительное место в жизни ребенка. Загадка и ценность игры имеют глубокие внутренние корни, так как стремление человека играть, зарождается еще в раннем детстве, сопровождает его всю жизнь до глубокой старости, от погремушки и куклы до азартных игр.

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

Игра формирует личность ребенка. Маленький ребенок – это деятель, и деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, вещах и явлениях приходят к ребенку через движения его глаз, языка, рук, через перемещение в пространстве, через взаимодействие с игрушками. Чем больше разнообразная информация поступает в его мозг, тем интенсивнее протекает его интеллектуальное и психическое развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития. В игре не только выражаются наклонность ребенка и сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей, а следовательно, и на будущую судьбу. Понять природу игры – значит познать природу детства.

Играя, ребенок вливается в различные образы, знакомится с многообразием социальной действительности. Вступая в общение, он познает свой внутренний мир и отношения людей, секреты их взаимодействий, переживает радость и неудачи. Сначала он только подражает, затем приходит период осмысления, чтобы в дальнейшем уже самостоятельно определять собственные социально-психологические мотивы, установки, ориентиры.

Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления.

Для ребенка самая большая радость в игре – это удовлетворение естественной потребности в общении, эмоционального контакта с другими детьми и взрослыми, возможность проявления своих чувств. Обстановка доброжелательности, доверия, взаимопомощи, одобрение действий, уважение и признание в группе сверстников, сопереживание и взаимодействие с партнерами как людьми, близкими по духу, - все это является постоянно действующим стимулом и главной ценностью подвижной игры, особенно для детей – инвалидов и детей с нарушением в развитии. Как правило, эти дети в силу снижения двигательной активности испытывают дефицит общения, что по-разному сказывается на психике ребенка.

Это обстоятельство имеет принципиально важное значение, если принять во внимание, что будущее ребенка связано с общественно полезным трудом, главнейшее качество которого – совместное, коллективное решение задач, направленных на достижение общей цели.

В игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становится дети, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции.

Для обучения через игру и созданы подвижные и дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Подвижная игра может выполнять роль дидактической со всеми ее особенностями. В этом случае её можно назвать подвижной игрой  с дидактической направленностью. Благодаря ощущению радости движения ребенок с ОВЗ выполняет дидактическую задачу игры более эффективно без ущерба для здоровья, так как не ущемляется потребность дошкольника в природной подвижности. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом, познают свои физические возможности.

Каждая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, преодоление препятствий, игровых и организационных отношений. Физические упражнения и положительные эмоции способствуют решению ее дидактических задач, влияют на восприятие, внимание, память, способность быстро ориентироваться, сопоставлять, обобщать, делать выводы. В условиях игры получает развитие один из  важных компонентов учебной деятельности – произвольность.

Важным аспектом подвижной игры дидактической направленности (ПИНД) является общение и взаимодействие детей в совместной деятельности. В процессе игры дети с ОВЗ учатся понимать:

- достичь успеха в одиночку невозможно, выполнить задачу должны все члены команды;

- важность индивидуальной ответственности – необходимость личного вклада в достижение цели;

- значение совместной оценки результата деятельности, успешности или  не успешности выполнения задачи.

Основные принципы ПИНД:

- активность и сознательность;

- постепенность (от знакомых игр и не знакомых);

- соответствие возрастным и физическим особенностям детей  (готовность к выполнению двигательных и дидактических задач);

- соответствие месту (соответствует ли место, время и условия поставленным в игре задачам).

Положительный эффект от использования таких игр во время обучающих занятий состоит в том, что дети не утомляются, не раздражаются, обеспечивается необходимая двигательная активность, благоприятная психоэмоциональное состояние.

При отборе игр необходимо учитывать следующие требования:

- дидактическое и двигательное содержание должно соответствовать содержанию воспитательно-образовательной программы для данной возрастной группы;

- игра должна развивать способности детей (быстроту реакции, пространственные и временные отношения и т.д.);

- постепенное усложнение двигательных и дидактических задач с учетом психофизиологических особенностей детей.

При отборе игр необходимо учитывать следующие условия:

Правила игры должны быть просты, четко сформулированы и понятны детям, той группе, для которой она проводится

Игра должна способствовать мыслительной и двигательной активности

Игра не должна подвергать детей риску, угрожать их здоровью

Каждый участник игры должен принимать в ней активное участие

В играх должны решаться двигательные и обучающие задачи

Игру нельзя оставлять несовершенной

Инвентарь должен быть красивым, интересным, безопасным

Подвижная игра дидактической направленности (ПИДН) «Красивый букет».

Дидактическая задача: Познакомить детей с цветами, и их названиями. Учить детей определять по внешнему виду цветок и место произрастания (садовый, полевой).

Динамическая задача: Внимание, быстрота реакции, ориентировка в пространстве. Дети по сигналу воспитателя выполняют движения.

Ветер семена цветов подхватил,

Закружил, закружил (бегают, кружатся).

Ветер стих, семена в землю вошли (встали, присели)

Из них цветы выросли (поднимаются).

Дети называют цветок (медаль с изображением цветка), какой цветок (садовый или полевой).

ПИДН «Радуга».

Дидактическая задача: Познакомить с явлениями природы (радуга), расположением цветов в спектре; коммуникабельность.

Динамическая задача: Быстрота, ловкость, внимание.

Дети по сигналу воспитателя выполняют движения.

Мелкий дождик моросит (присели, встали).

Дождик капать перестал.

С неба радугу позвал (дети бегут к черте, переворачивают эмблемы и выстраиваются по порядку по цветовому спектру радуги).

У детей на шее медальки – эмблемы, с одной стороны капелька дождя, с другой стороны – цвет радуги.

ПИДН «Сбор фруктов».

Дидактическая задача: развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины, значение цвета, коммуникативность.

Динамическая задача: ловкость, быстрота, внимание.

Дети делятся на две команды, одна собирает в большую корзину большие (красные яблоки с яблони, другая команда – маленькие зеленые). Какая команда быстрее соберет все яблоки, одержит победу.

ПДИ «Теремок».

Дидактическая задача: математика, внимание, коммуникабельность,

быстрота реакции.

Динамическая задача: в зависимости от выбранных педагогом заданий.

По сигналу воспитателя дети выполняют заданные движения, по второму сигналу дети с одинаковыми карточками встают в один обруч, затем считают, сколько детей живет в каждом домике.

ПИДН «По мостику».

Динамическая задача: ловкость, упражнения на лавочке.

Дидактическая задача: собранность.

Дети строятся в две команды. Перед ними лавочки, в конце лежат призы. Загадываются упражнения по мостику, правильно выполняются, получают приз.

Подвижная игра дидактической направленности становится эффективным средством закрепления знаний, умений, навыков (математического развития, познания, музыкального развития, коммуникабельности, здоровья, социализации и т.д.).

Литература:

Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М. Просвещение, 1992.

Под редакцией Васильевой М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – М. Просвещение,1986.

Под редакцией Шапковой. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии. – СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.

Под редакцией Венгера Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М. Просвещение, 1973.

Катаева А.А. Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – М. Владос, 2001.

Касаткина Е.И. Игровые технологии в образовании и воспитании… Существуют ли они? – Дошкольное воспитание. № 12.

По теме:

Использование народных игр в работе по формированию пространственно-количественных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья.

В материалах выступления на районном методическом объединении музыкальных руководителей представлен опыт работы по развитию дошкольников в театрализованной деятельности.

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМЛЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Развивая мелкую моторику рук - развиваем речь, гибкость пальцев, готовим к успешному обучению в школе.

Третий год жизни характеризуется стремлением ребенка к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, появлением новых форм отношений между детьми. Работа с детьми этого возраста строитс.

Роль игры для детей с ограниченными возможностями здоровья

Роль игры для социализации и развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Игра как интегративная деятельность, с помощью которой может обеспечиваться синтез всех образовательных областей в.

Бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Вологодской области «Великоустюгский центр психолого - медико – социального сопровожд.

Сообщение «Методика проведения подвижных игр с детьми с ограниченными возможностями здоровья». Заслушали на М.О. Воспитатель Пахомова Е.С.

Пособие содержит дидактические игры и коррекционные упражнения на развитие сенсорно – моторной зоны у детей с ограниченными возможностями здоровья. Данный материал разработан на основе методик известн.

Наиболее универсальное значение для общего психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеет игра. Через игру ребенок развивается физически, умственно и эмоционально, чере.