муниципальные документы

документы образовательной организации

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий — то, что И. П. Павлов называл внешним стереотипом,— обязательное условие правильного воспитания ребенка.

Режим дня — это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.

На основе передового опыта дошкольных учреждений и достижений педагогической науки выработан примерный режим дня для каждой возрастной группы яслей-сада, который включен в «Программу воспитания в детском саду». Типовой режим рассчитан на 12-часовое пребывание детей в дошкольном учреждении; дополнительно указан распорядок жизни дома.

В зависимости от сезона, климатических и местных условий, характера работы родителей руководители детского сада могут вносить в типовой режим некоторые изменения. Однако количество времени, отведенное на игры, занятия, прогулки, а также чередование различных видов деятельности при этом не меняются. После игр и занятий, требующих значительного умственного и волевого напряжения, относительной неподвижности, детям нужна деятельность подвижного характера, не связанная с большими усилиями. После энергичных движений, сильного возбуждения отдыхом для детей будут спокойные игры.

Обслуживающий персонал детского сада должен вовремя приготовить и подать еду, убрать помещение, подготовить ко сну кроватки и т. д. Заведующий контролирует выполнение установленного режима дня всеми сотрудниками детского учреждения (воспитателями, нянями, работниками пищеблока, медицинским персоналом, музыкальным руководителем).

Ребенок не сразу привыкает к определенному режиму дня: от воспитателей и родителей здесь требуется большая выдержка и терпение. При этом важно учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей, их прошлый жизненный опыт, состояние здоровья и нервной системы. Строгое соблюдение режима приучает детей к порядку, дисциплинированности.

День в детском саду с ежедневным повторением в одном и том же порядке с незначительными изменениями прогулок, сна, еды не должен оставлять у детей впечатления однообразия, монотонности. В некоторые моменты воспитатель должен требовать от детей тишины (еда, сон, занятия), однако нельзя в течение всего дня держать детей в напряжении, пресекать их шумные игры и разговоры. Необходимо, чтобы в детском саду детям было весело, чтобы воспитатель умел вовремя и пошутить, и посмеяться. Любящий свое дело педагог хорошо знает детей, он использует для общения с ними каждую минуту, старается расшевелить вялых, пассивных, дает разумное направление энергии чрезмерно возбудимым, приучает детей сосредоточиваться на выполнении начатого дела и доводить его до конца.

В периоды бодрствования с детьми проводятся занятия, прогулки; они играют, занимаются другой самостоятельной деятельностью.

Количество занятий и их продолжительность устанавливаются в соответствии с возрастными возможностями детей. Занятия проводятся с несколькими детьми, по подгруппам или со всей группой сразу.

Организация и проведение занятий требуют руководства и контроля со стороны заведующего и воспитателя-методиста. Прежде всего должно быть составлено расписание занятий на неделю, предусматривающее рациональное для детей данного возраста чередование умственной и физической нагрузки. Накануне занятий воспитатель подготавливает весь необходимый материал в таком объеме, чтобы обеспечить полноценную учебную деятельность всех детей; продумывает, как организовать динамические паузы между занятиями и во время некоторых занятий; делает все, чтобы избежать посторонних разговоров, лишних звуковых и световых раздражений.

Соответствующую обстановку нужно создать и во время приема пищи: сервировка должна быть привлекательной, первое, второе и третье блюда подаваться без задержек.

Прогулка — непременная составная часть режима дня в детском саду. Для детей с полутора лет предусмотрены две прогулки, утром и вечером, продолжительностью 1—2 часа каждая (в зависимости от возраста детей). Заведующий отвечает за правильную организацию прогулок: проверяет готовность оборудования на участке, следит за соблюдением длительности прогулки, соответствием одежды и обуви погодным условиям, а также за тем, позаботились ли воспитатели, чтобы деятельность детей на прогулке была разнообразной (наблюдения, труд, подвижные и творческие игры), достаточно ли дети двигаются.

При организации сна важно не только соблюдать его длительность, но и следить за тем, чтобы дети хорошо спали. В спальнях, важно создать условия для спокойного сна: удобные постели, неяркий свет, тишина. Воспитатель должен находиться в спальне с детьми.