Как складывается школьная жизнь ребенка?

Важная перемена в педагогике - то, что в школьной жизни ученика участвуют не только учителя, но и все больше других специалистов. С каждым годом растет число всякого рода консультантов - социальных работников, инспекторов, психиатров, психологов (три четверти которых в наше время - бывшие учителя, прошедшие разнообразные специальные курсы и тренинги). Перед нами очередной пример того, как движение, начавшееся с благой целью помочь ребенку, если у него возникают какие-то особые трудности, в конечном итоге оказывается извращено общей атмосферой учебных перегрузок.

Как складывается школьная жизнь ребенка?

Недавно одна мать рассказала мне следующую историю. Ее сыну-третьекласснику было очень трудно учиться в школе. Он всегда был мальчиком застенчивым и боязливым, однако мать никак не ожидала, что учительница на родительском собрании в начале октября назовет Кении высокомерным, несговорчивым и к тому же закоренелым лентяем.

Мама Кении, конечно, расстроилась и записалась на прием к школьному психологу. «После этого начался трехмесячный кошмар, - рассказывала она мне. - Психолог сказала, что понаблюдает за Кении в классе, а затем мы снова встретимся. Спустя неделю она поз попила и заявила, что у Кении серьезное эмоциональное расстройство и она хочет провести несколько тестов.

Еще через неделю психолог предложила мне приходить беседовать к ней раз или два в неделю, чтобы она помогла мне разобраться в некоторых проблемах Кении. Она сказала, что он слишком сильно идентифицируется со мной, и еще много всего наговорила. Я очень огорчилась, меня мучила совесть - я никак не могла понять, как вышло, что из-за меня мой ребенок так страдает! Но теперь я понимаю, что он действительно был глубоко несчастен. Он не мог делать уроки, все время плакал, так нервничал из-за школы, что его даже тошнило. Это было ужасно, потому что он каждый вечер должен был делать уроки по два-три часа, а оценки за контрольные приносил домой едва ли не каждый день.

Учительница у него была - как-то раз он сдал ей сочинение, над которым как следует поработал, и она поставила ему ВР - в том смысле, что само сочинение неплохое, но оно не зачтено, так как написано недостаточно аккуратным почерком. - Заметив, как я потрясена, мама Кении добавила: - Только не говорите, какая я была дура, что думала, будто это нормальное задание для третьего класса! Сама себе удивляюсь - я была уверена, что у всех остальных детей все получается, а психолог же, наверное, знает свое дело.

А потом случилось две вещи. В нашем клубе я встретила пятерых мам, чьи дети учатся с Кении в одном классе, и оказалось, что у их детей тоже неприятности! Половина мам из нашего класса ходили к тому же психологу, и она их наблюдала и тестировала! И только тогда - вот ужас, правда? - я впервые задумалась: а может, дело не в, дело в учительнице? А потом наступили рождественские каникулы, а сразу после них нам сообщают, что учительницу "в другую школу". Новая учительница - просто сокровище, и все сложности у Кении как рукой сняло!»

Школьные психологи

Институт школьных психологов был задуман как источник прямой помощи «отстающим», страдающим эмоциональными расстройствами, и другим детям, чьи проблемы выражаются иными способами - правонарушениями или прогулами, - а в результате многие школьные психологи оказывают «первую помощь» совершенно нормальным детям, которые ломаются под грузом чрезмерных школьных требований. Из-за того что все больше молодых людей стремятся поступить в колледж, а прием в эти учебные заведения ограничен, психологи, работающие в старших классах, три четверти своего времени тратят на работу с учениками, которые беспокоятся о конкурсе и вступительных требованиях.

В была опубликована заметка, лаконично отражающая растущее влияние школьных психологов: «На открытом уроке в местной школе раскрасневшаяся юная учительница грозила шалуну: "Если ты сию же секунду не сядешь и не будешь хорошо себя вести, пойдешь на первый этаж в кабинет к психологу!»

Несмотря на самые лучшие намерения - стремление обеспечить безусловное приятие, эмоциональную поддержку и поощрение детям которым трудно учиться, - школьные психологические программы в современной напряженной обстановке практически всегда на поверку лишь помогают школьной администрации, которой нужно лишь единообразие в обучении и успеваемости. Если ребенок попадает в беду, слишком часто школьный психолог полагает, будто его задача - «заставить этого шалопая снова учиться», а не усомниться в системе, которая и послужила главной причиной возникших трудностей. Некоторые из самых трудолюбивых и преданных своему делу психологов, которые всерьез сомневаются в современной педагогической политике, признавались мне, что большую часть времени они учат детей учиться, сдавать экзамены, «успевать», а не занимаются особыми психологическими нуждами школьников, зачастую требующими неотложной помощи.