РАЗДЕЛ IV. ПРАВА и ОБЯЗАННОСТИ

РОДИТЕЛЕЙ и ДЕТЕЙ

Глава 12. ПРАВА и ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Статья 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью

1. Применение таких мер защиты интересов ребенка, как лишение родителей родительских прав или ограничение родительских прав, требует обязательного судебного разбирательства и вынесения судом соответствующего решения, что, естественно, не может быть сделано достаточно быстро. В то же время на практике возникают ситуации, когда действия по защите прав ребенка должны быть осуществлены немедленно, так как существует серьезная и реальная угроза жизни или здоровью ребенка. Поэтому СК в комментируемой статье предусматривает принципиальную возможность немедленного отобрания ребенка у родителей (в административном порядке) органом опеки и попечительства до принятия решения судом о лишении родителей родительских прав или об ограничении их в родительских правах при следующих условиях:

а) наличие непосредственной угрозы жизни ребенка или его здоровью, носящей прямой и явный характер, не вызывающей сомнения в возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью ребенка в силу самых разнообразных причин (избиения родителями, от голода из-за непредоставления пищи, истязаний и т.п.);

б) вынесение органом местного самоуправления по результатам рассмотрения сообщения о наличии такой угрозы соответствующего акта об отобрании ребенка (постановления, распоряжения);

в) исполнение данного акта органом опеки и попечительства в безотлагательном порядке (т.е. немедленно).

2. Конкретное название акта органа местного самоуправления об отобрании ребенка у родителей (одного из них) СК не определяется и в разных субъектах РФ может быть различным. Это связано с тем, что в соответствии со ст. 44 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822; 2004. N 33. Ст. 3368; 2005. N 1. Ст. 12, 17, 25) виды муниципальных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, определяются Уставом муниципального образования. Как установлено п. 2 комментируемой статьи, орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить об отобрании ребенка у родителей прокурора. Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека (в том числе за законностью отобрания детей у родителей) и принимает при наличии соответствующих оснований предусмотренные законом меры, включая возбуждение уголовного дела в отношении родителей (в случае совершения ими преступления в отношении детей). Прокурор (или его заместитель) наделен правом на принесение протеста на решение органа местного самоуправления об отобрании ребенка (если оно незаконно или необоснованно) или на внесение представления органу местного самоуправления об устранении допущенных нарушений закона (ст. 23-28 Закона о прокуратуре).

При отобрании ребенка у родителей (одного из них) на основании акта органа местного самоуправления одновременно на орган опеки и попечительства СК возлагается обязанность обеспечить временное устройство ребенка. Подобное устройство как носящее временный характер возможно в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, центрах помощи детям и других специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Здесь ребенку кроме временного проживания и обеспечения содержания может быть оказана при необходимости экстренная медико-социальная помощь (п. 2, 11 Примерного положения о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, п. 2, 11 Примерного положения о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, п. 2, 11 Примерного положения о социальном приюте для детей, утв. постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 896//СЗ РФ. 2000. N 49. Ст. 4822). С учетом чрезвычайного характера меры по отобранию ребенка он может быть размещен органом опеки и попечительства и в иных учреждениях (воспитательном учреждении, школе-интернате, доме (базе) отдыха, санатории и т.п.). Ребенок может быть также передан родственникам (дедушке, бабушке и др.), если таковые имеются и изъявили желание принять ребенка.

3. Орган опеки и попечительства может отобрать ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью у лиц, заменяющих ему родителей: опекунов (попечителей) (с последующим отстранением их от выполнения опекунских, попечительских обязанностей - п. 3 ст. 39 ГК); приемных родителей (договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью соответственно расторгается - п. 2 ст. 152 СК); усыновителей (усыновление в последующем отменяется в судебном порядке по иску органа опеки и попечительства - ст. 141, 142 СК).

4. В целях охраны прав отобранного ребенка у родителей (одного из них) и определения его дальнейшей судьбы комментируемой статьей (п. 2) установлена обязанность органа опеки и попечительства обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав в течение семи дней после вынесения органом местного самоуправления акта об отобрании ребенка.