Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

Организация режима пребывания детей

в образовательном учреждении

В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду. Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). В отличие от зимнего в летний оздоровительный период увеличивается время пребывания детей на прогулке. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня - до обеда и во вторую половину –дня перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже - 15° С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже - 20° С и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ. Дневному сну отводится 3 часа. Самостоятельная деятельность детей (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов.

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, составляет 10 занятий. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня. Для профилактики утомления детей такие занятия сочетаются с физкультурными, музыкальными занятиями.

1.3 Режим дня раннего возраста

Время игр – занятий и их количество в день регламентируется «Примерной Программой» и САНПиНами (не более 2 игр – занятий в день не более 10 минут).

Режим дня составлен с расчетом на 10.00 часового пребывания детей в детском саду.

1. Прием детей 7.00 – 7.55

2. Утренняя гимнастика 7.55 – 8.00

3. Подготовка к завтраку. Завтрак 8.00– 8.30

4. Самостоятельная деятельность 8.30 – 8.50

5. Подготовка и проведение игры- занятия 1 (по подгруппам)

I подгруппа

II подгруппа 8.50 – 9.00

7. Подготовка к прогулке.

Прогулка 9.50 – 10.50

8. Возвращение с прогулки 10.50 – 11.10

9. Подготовка к обеду. Обед 11.10 – 12.00

10. Подготовка ко сну. Сон 12.00 – 15.00

11. Постепенный подъем 15.00 – 15.25

12. Самостоятельная деятельность 15.25 – 16.00

13. Подготовка к полднику. Полдник 16.00 – 16.30

14. Подготовка к прогулке. Прогулка. Уход детей домой 16.30 – 17.30

Режим и режимные процессы

- На период адаптации придерживаться в группе щадящего режима (уменьшение количества пищи непривычной для детей, постепенное увеличение детей участвующих в режимных процессах)

- При проведении режимных процессов учитывать тип высшей нервной деятельности ребенка (брать сначала «медлительных», затем «быстрых»)

- Следить за температурой воздуха в помещении, соблюдать режим проветривания

- На прогулке ежедневно проводить подвижные игры, при организации самостоятельной деятельности детей следить за их двигательной активностью

- Проводить после дневного сна бодрящую гимнастику, используя «тропу здоровья»

- Формировать во время проведения режимных процессов культурно-гигиенические навыки

Игры - занятия

- Во время адаптации заниматься с детьми индивидуально, вести за детьми наблюдения

- После адаптационного периода заниматься с детьми в малых группах (2-3 ребенка, постепенно увеличивая количество детей до подгруппы

- В течение недели проводить 10 занятий, по 2 занятия в день по подгруппам, продолжительностью 8-10 минут

- Приучать детей на занятиях слушать, следить за тем, что делает и показывает воспитатель, подражать его словам и действиям, выполнять его задания

- Воспитывать у детей положительное отношение к занятиям

- В работе с детьми использовать все методы и приемы обучения, отдавать предпочтения наглядному методу с поэтапном словесным объяснением.

- Уделять особое значение развитию речи детей, формировать и расширять активный и пассивный словарь детей. В число занятий по развитию речи включать чтение потешек, стихотворений и рассказов. При этом решать задачу положительного эмоционального настроя детей, развития у них слухового внимания

- В играх-занятиях с дидактическими и строительными материалами, предметами-орудиями на 1 этапе ставить задачи моторного характера, в дальнейшем, на 2 этапе, включать задачи сенсорного и конструктивного характера

- Для сенсорного развития детей предоставить детям в игровых уголках игрушки разных качеств, необходимого количества: большие и маленькие, твердые и мягкие, пушистые и гладкие и т. д.

Самостоятельная игровая деятельность

- В руководстве самостоятельной игровой деятельности детей закреплять знания, умения и навыки, полученные на занятиях

- Следить за тем, чтобы с каждой игрушкой ребенок выполнял характерные для нее целевые действия, доводил их до результата. В дальнейшем добиваться переноса усвоенных детьми действий с одной игрушки на другую

- При играх детей создавать условия для хорошего настроения детей. Воспитывать положительные формы и общения друг с другом, игры «рядом», затем игры «вместе», учить детей старше 1, 5 года согласовывать свои действия друг с другом

- Приемы руководства самостоятельной игровой деятельностью детей

- развернутые игровые ситуации

- оставлять дидактические материалы после занятия

- попросить ребенка назвать предмет

- показать его части, детали

- объяснить детям признаки, качества, назначение предмета

- предлагать задания, выполняя которые ребенок должен высказаться, попросить

- следить за сменой деятельности детей, их передвижением по игровым уголкам

Работа с родителями:

Формы работы с родителями

- родительские собрания

- консультации

- педагогический материал в родительском уголке и папках-передвижках

- индивидуальные беседы

- приглашение родителей на занятия (в конце учебного года)

- занятия – практикум

Темы родительских собраний

- Организационное. Адаптация детей. Особенности психического и физического развития детей 2-го года жизни

Количество

Расширение ориентировки в окружающем 2

Развитие речи 1

Развитие движений 2

Со строительным материалом 1

С дидактическим материалом 2

Музыкальное развитие 2

Общее количество игр – занятий

По действующему СанПиН для детей от 1-2 лет планируют не более 10 занятий в неделю продолжительностью не более 8-10 минут (СанПиН 2.4.12660-10).

1.5 Непосредственная образовательная деятельность

(игра - занятие по подгруппам)

Дни недели Игра - занятие

1 подгруппа 8.50-9.00 1 подгруппа 9.25-9.35

2 подгруппа 9.05-9.15 2 подгруппа 9.40-9.50

Понедельник Занятие со строительным материалом Развитие движений

Вторник Музыкальное занятие Занятие с дидактическим материалом

Среда Развитие речи Расширение ориентировки в окружающем

Четверг Музыкальное занятие Занятие с дидактическим материалом

Пятница Расширение ориентировки в окружающем Развитие движений

Недельная нагрузка 1 час 30 минут

2. Комплексно тематическое планирование

Сентябрь месяц

1. Подготовительный период

Знакомство с мамой и ребенком, посещение детского сада мамы с ребенком. Выяснить у родителей

а) общие вопросы: семья, жилищно-бытовые условия, температура воздуха дома, заболеваемость, питание.

б) Особенности поведения, привычки, эффективные приемы воздействия, сон ребенка, сформированность умений.

Дать мамам рекомендации по режиму дня, питанию, одежде в детском саду.

Договориться с родителями, что и на какой срок мы сохраняем из домашнего быта и как постепенно переводим малыша к режиму детского сада.

2. Период кратковременного пребывания ребенка в детском саду.

Приемы:

- Индивидуальный подход

- Приход в детский сад после завтрака или на прогулку (вместе с мамой)

- Обращение к ребенку должно быть позитивным, по имени, на близком расстоянии

- При проведении режимных процессов соблюдать прием постепенности и последовательности

- В группе запрещаемого должно быть меньше дозволенного

- Соблюдать воспитательные приемы при отрицательном поведении детей: отвлечение, убеждение и прямое обучение, установка на успех, похвала

3. Период окончания острой фазы адаптации

- адекватное поведение ребенка, т. е. все сдвиги, уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам

- сон – спокойный и достаточно продолжительный