Мой малыш. Первые три года жизни.

В течение своих первых лет жизни малыш не просто учится видеть трехмерный мир, ползать, ходить, брать предметы и говорить, он учиться ценить себя, испытывать доверие к миру, быть независимым и уметь принимать решения.

Первые три года жизни ребенка  – это один из важнейших этапов развития. Чему здесь стоит уделять внимание и как лучше справляться с трудностями? Какие стадии развития здесь можно отметить.

Первая стадия развития в три первых года ребенка  – это симбиотическая, когда ярко выражена зависимость малыша от его мамы. Эта кроха только попала в этот мир, и он для него пока представляется очень пугающим и непонятным. Сильные звуки, резкие или неожиданные движений, новые запахи, появление незнакомцев или даже мамы в бигудях могут сильно напугать. Поэтому самое главное для гармоничного развития малыша в этот период – это постоянное присутствие рядом мамы, которая сможет его успокоить, ведь пока она единственный человек, который дает понять, что все в порядке и с ним ничего не случиться.

Конечно, мама не должна пытаться успокоить ребенка в каждой ситуации, главное не допускать сильных негативных эмоциональных реакций. С какой-то долей тревоги ребенок должен учиться постепенно справляться сам.

Ребенок великолепно чувствует эмоции людей и если мама сомневается, начинает переживать, не знает, как успокоить малыша, эта тревога и сомнения передаются и ему. Поэтому только спокойствие – вы «спасательный круг» для вашего чада, чем увереннее вы с ним взаимодействуете, тем ему легче привыкать к этому миру. Ведь он пока живет по принципу «Если мама этого не боится, то значит все хорошо!»

Задача мамы здесь также понять, какая порция тревоги терпима для ее малыша и он уже может сам с ней справиться, а когда ему нужна ее помощь. Чем более чувствительный малыш, резче и активнее реагирует даже на какие-то малейшие звуки или незнакомые предметы, тем больше и дольше по времени ему нужна ее забота и присутствие рядом.

На этом этапе уже начинает формироваться собственное Я малыша, закладывается основа самоуважения, формируется эмоциональная привязанность, которая будет определять последующие взаимоотношения.

Чем больше маме удалось оказать помощь и поддержку своему малышу, тем легче ему перейти на следующую стадию развития – когда происходит его первичное отделение от мамы. Ребенок становиться более самостоятельным, мир для него уже не столько пугающий, сколько интересный, он уже может ползать, начинает на какое-то расстояние отползать от любимой мамочки, чтобы удовлетворить свое любопытство.

Он манипулирует предметами, все тянет в рот, чтобы лучше познакомиться с данной вещичкой, рассматривает лица, безумно радуется, когда предмет то пропадает, то вдруг откуда-то снова появляется. Это период, когда для малыша мир из некого подобия хаоса начинает превращаться во что-то понятное и предсказуемое. Теперь он уже узнает маму и близких в различной одежде и не пугается их нового вида.

Следующий этап развития  в первые три года жизни– это стадия практики, начинающаяся ориентировочно с года. Ребенок учиться управлять своим телом. Он отползает, отходит от мамы, увлекается новым опытом, пытается манипулировать предметами. И задача мамы дать ему достаточно свободы для проявления своего любопытства. Сдерживание и огораживание могут его напугать и снизить познавательную активность, которая так ему будет необходима в будущем.

С полутора лет и до трех идет стадия, которую называют – восстановление своего могущества. До этого малыш чувствовал себя всемогущим, чтобы не происходило, как правило, по его зову появлялась мама и все проблемы решались. Теперь, он начинает осознавать, что не всегда может получить ее внимание или игрушки, которые он хочет, что-то у него не получается, а мама и окружающие его близкие справляются с этим намного лучше.

Вера в себя и свои способности начинает подвергаться сомнениям. Малыш начинает чаще и больше требовать материнского внимания, становится капризным, раздражительным, пытается сделать что-то сам («я сам»), а когда у него не получатся, сильно расстраивается, злиться на себя. Он пытается заполучить одобрения мамы и, если этого не получает, обижается. В это время у детей появляются вспышки агрессии, злости. И здесь опять становится очень важным доступность мамы, которая своим безусловным принятием сможет успокоить ребенка и показать, что он все равно важен и ценен.

Очень важно, чтобы мама сама умела контролировать в это время свои эмоции, ведь именно на ее опыте ребенок также учиться контролировать себя и справляться с возникающими трудностями. Если поддержка мамой была оказана в нужное время и в нужной дозе, то ребенок постепенно учится контролировать свои эмоции, терпимо относиться к запретам, мама перестает быть для него, то плохой, то хорошей.

Это признаки благоприятного завершения данной стадии и перехода на новый уровень – осознания себя в группе и начала первичного взаимодействия со сверстниками, когда поддержка мамы уже не так важна, а ребенок ощущает себя более самостоятельным. После прохождения этой стадии большинство детей уже готовы к посещению детских садов.

Основные рекомендации в первые три года жизни:

Самое первое – никогда не сомневайтесь в том, что вы хорошая мать! Если что-то не получается, это только потому, что у вас пока еще не было здесь достаточно практики, и вы не приобрели нужные навыки.

Ваш ребенок уникален и только вы знаете, что для него лучше и как с ним надо взаимодействовать. Ваша интуиция – лучший подсказчик.

И не бойтесь лишний раз приласкать малыша или взять его на ручки, когда он плачет или капризничает. Телесный контакт и ваше внимание только пойдут на пользу.

Вопросы воспитания:

  • Нельзя сегодня что-то запрещать ребенку, а завтра разрешать это. Если уж вы что-то запрещаете, то запрещаете при любых обстоятельствах и условиях. Иначе, он не будет понимать, почему сегодня было можно, а завтра уже это не разрешают. Такие ситуации будут его путать и мешать адекватно оценивать свое поведение, хорошо он сделал или плохо, накажут его или похвалят. А такая путаница приводит только к увеличению внутреннего напряжения и тревоге, ведь малыш не знает, а что же собственно он должен делать.
  • В этот период для ребенка очень важен режим сна и бодрствования. Старайтесь его точно соблюдать. В таком случае нервная система вашего малыша не будет испытывать чрезмерных нагрузок. После периода активности, получения нового опыта, переживания различных эмоций, должен быть период успокоения, расслабления, отдыха. Это своего рода тренировка, которая учит организм привыкать к активной и плодотворной деятельности в определенный период и умению быстро расслабиться и отдохнуть в другой.
  • В этот период дети иногда кусаются, щиплются. Чтобы постараться убрать такое поведение из арсенала вашего малыша, не стоит ему каждый раз объяснять мягким голосом, терпя боль, что так поступать нельзя, что маме больно, что это не хорошо. Просто достаточно строго скажите «нельзя». Если вы видите, что он уже нацелился и готов сейчас укусить, прикройте его рот рукой, как бы создавая преграду, и опять же строго скажите «нельзя». Также понаблюдайте, когда именно или после чего чаще всего возникает такое поведение. Возможно, ребенку не хватает вашего внимания и заботы и ему требуется ваш эмоциональный отклик.Публикуемый материал имеет авторские права. Полное или частичное его использование разрешается только с согласия автора.Психолог-консультант

Наталья Дороднева