Хеликобактер пилори: лечение и диагностика

Pylori H. бактерия, которая обладает удивительной способностью к выживанию в одном из самых суровых условиях человеческого тела — в желудке, который имеет чрезвычайно кислую среду с рН ниже 4. Кислотность желудка является одним из механизмов защиты нашего организма от бактерий, которые поступают внутрь с пищей.

Практически ни одно живое существо не выживает в такой кислой среде. Тем не менее, хеликобактер обладает некоторыми свойствами, приобретенными в период эволюции, что позволило ей адаптироваться к окружающей среде, даже к враждебной.

Бактерия производит вещества, которые нейтрализуют кислоту, образуя своего рода защитное облако вокруг нее. Это позволяет ей безопасно находиться в желудке, чтобы найти место, где она может обосноваться. В дополнение к этой защите, H.pylori, может преодолеть барьер слизи, которой покрыт желудок, чтобы защищать стенки от желудочного сока, и распространить под слизью, где кислотность значительно менее интенсивная. Таким образом, помимо производства вещества против кислотности, H. Pylori может проникнуть в желудке в места, где условия менее агрессивные.

Как происходит заражение

Как человек заражается H. Pylori до сих пор не полностью известно. Известном, что передача может произойти от инфицированного человека к здоровому человеку, через контакт с фекалиями и рвотными массами, в виде загрязненной воды или пищи.

Люди являются основными носителями бактерий, однако, H. Pylori была обнаружена у других приматов, у овец и домашних кошек, предполагая, что они получили бактерию от человека.

Загрязненная вода, особенно в развивающихся странах, часто служат источником бактерий. H.pylori, может оставаться жизнеспособной в воде в течение нескольких дней. В странах, с повсеместной антисанитарией, большинство детей инфицированы в возрасте до 10 лет, а распространенность среди взрослого населения больше, чем 80%. В развитых странах, зараженность у детей встречается редко, но передача в зрелом возрасте бывает часто. Более 50% населения в возрасте старше 60 лет инфицированы.

Когда один член семьи заражен Helicobacter Pylori, риск передачи бактерии детям и другим членам семьи очень высока. Эта передача может произойти даже в домах с хорошими условиями гигиены, что ставит под сомнение, является ли передача всегда  фекально/оральным путем.

Передача через слюну еще не доказано. H.pylori может быть найден во рту, особенно в зубном налете, однако, концентрация будет слишком низкой, чтобы заразить. Так же, говорит против этой формы передачи то, что стоматологи не имеют более высокие уровни распространения инфекций среди других людей, которые не занимаются постоянно со слюной и бактериальным налетом.

Какие заболевания вызывает хеликобактер пилори

Как уже упоминалось ранее, хеликобактер обычно попадает в стенки желудка, как раз под защитным слоем слизи. Этот слой необходим для защиты желудка, предотвращая его от воздействия соляной кислоты. Проблема в том, что хеликобактер производит целый ряд ферментов, одни из них непосредственно раздражают клетки желудка, а другие работают против слизистого слоя, делая его более слабым, оставляя незащищенными стенки желудка от кислоты. Эти действия вызывают воспаление слизистой оболочки желудка, что приводит к гастриту и, в некоторых случаях, к формированию язвенной болезни и даже опухоли.

В общем, наличие Helicobacter Pylori может привести к повреждению желудка и двенадцатиперстной кишки, и, таким образом, связано с возникновением таких заболеваний:

• Гастрит
  • Дуоденит (воспаление двенадцатиперстной кишки)
  • Язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки
  • Язвенная болезнь желудка
  • Рак желудка
  • Лимфома желудка

Симптомы заражения хеликобактер пилори

Подавляющее большинство пациентов, инфицированных H. Pylori не испытывают каких-либо симптомов или осложнений. Есть более агрессивные штаммы бактерий и более «ленивые» штаммы, что и объясняет, почему симптомы возникают не у всех инфицированных. Следует отметить, что Helicobacter Pylori сам по себе не вызывает симптомов. Пациенты, инфицированные этой бактерией, жалуются на симптомы вызванные наличием гастрита или язвенной болезни, которые вызывает бактерия. В этих случаях наиболее распространенными симптомами являются:

• Боль или дискомфорт, как правило жжение в верхней части живота
  • Ощущение тяжести в животе
  • Быстрое насыщение и тяжесть, как правило после небольшого количества пищи голод проходит.

Эти симптомы называются диспепсия.

В случае язв, появляются следующие признаки и симптомы:

• тошнота или рвота
  • темный стул
  • анемия

Если пациент не имеет гастрит или язву, само присутствие H. Pylori не может нести ответственность за такие симптомы, как боли в животе. В качестве примера, приводятся исследования, которые показывают, что только у 1 из 14 пациентов с болями в желудке, но без гастрита или язвы, при приведенной эндоскопии обнаружили H.pylori.

H. Pylori также ответственна за появление рецидивирующих язвы у некоторых пациентов.

Как диагностировать

В настоящее время существует несколько методов, чтобы диагностировать наличие бактерии Helicobacter Pylori. Ранее исследование хеликобактер проводилось только методом эндоскопии, через биопсию желудка. В настоящее время существует неинвазивные тесты, через фекалии, кровь или дыхание. Однако, у пациентов, которые жалуются на боли в желудке, эндоскопия, поможет оценить состояние желудка, а также диагностировать гастрит, язвы или опухоли.

Так что в большинстве случаев, диагностика хеликобактер по-прежнему производится при помощи  эндоскопии, через биопсию и уреазный тест. Неинвазивные тесты используется в основном после лечения, для того, чтобы подтвердить удаление бактерий.

Пациенты моложе 55 лет, которые жалуются на боль в желудке, но не имеют никаких других признаков, которые могут указывать на опухоль или активные язвы (кровотечение, анемия, необъяснимая потеря веса, периодическая рвота, семейный анамнез желудочно-кишечного рака) могут проходить неинвазивный тест. После чего назначается лечение, если результаты теста будут позитивными для хеликобактер. Эндоскопия назначается, только если нет никакого улучшения в процессе лечения.

Helicobacter Pylori и рак желудка

Большая часть населения заражена H.Pylori, однако, только у очень маленькой части развивается рак желудка. Таким образом, мы можем заключить, что хеликобактер увеличивает риск развития рака, но не является единственным фактором вызывающим его. Таким образом, лечения против Helicobacter Pylori не показано для всех, у кто есть эта бактерия. Только пациенты с семейной историей рака желудка должны быть обеспокоены наличием бессимптомной хеликобактер. В этих случаях, даже если пациент не имеет симптомов, необходимо пройти диагностику бактерий и пройти лечение для ее искоренения.

Pylori H. связана с появлением того или иного вида лимфомы желудка. Связь между бактерией и этим заболеванием настолько сильная, что лечение этой опухоли проводится с помощью антибиотиков и ведет к искоренению бактерии, что приводит к излечению заболевания.

Лечение хеликобактер пилори

Лечение хеликобактер обычно проводиться с помощью трех препаратов, от 7 до 14 дней. В течении этого времени применяются:

Ингибитор протонного насоса (омепразол, лансопразол или пантопразол) + два антибиотика. такие как кларитромицин и метронидазол и кларитромицин или амоксициллин.

Спустя 4 недели после окончания лечения, пациент может выполнять неинвазивные тесты, чтобы подтвердить устранение бактерий.

Повторное заражение

Вопреки тому, что считалось ранее, повторного заражения H.pylori, после правильного и успешного лечения, быть не должно. В общем, когда пациент лечится, а через некоторое время обнаруживается, что он все еще ​​заражен бактерией, это потому, что лечение не было успешным, и не привело к полному искоренению хеликобактер. Риск повторного заражения выше в районах с плохими санитарными условиями и при употреблении неправильной воды для питья или купания.