Легенда "Тройного"

Наверное невозможно встретить в России ни одного человека, который хоть раз в жизни не слышал бы о «Тройном» одеколоне и его «специфических» качествах. Именно поэтому у старшего поколения скорее всего возникнут характерные ассоциации связанные, скажем так, с его нетрадиционным употреблением. Это подтверждает еще и тот факт, что такие «произведения парфюмерного искусства» как «Лесной», «Шипр» и «Саша» даже рядом не стояли (по утверждению «гурманов»), да и употреблялись гораздо реже по сравнению с «Тройным». Однако мало кто догадывается, что столь популярный в Совдеповские времена одеколон имеет очень интересную и долгую историю.

Так вот оказывается, что «Тройной» - одеколон поистине переживший столетия, одеколон-легенда, одеколон-история. Видоизменяясь и усовершенствуясь, он через века (правда к нашему времени это утверждение, к сожалению, не относится) пронес свой универсальный запах и целебные свойства. Сегодня чудо-одеколон может отметить удивительный для парфюмерного средства юбилей - 300 лет. Именно три столетия назад, в 1694 году, появилась на свет его прямая прародительница - знаменитая Кельнская вода, Eau de Cologne, от которой и произошло само слово «одеколон».

Лечитесь одеколоном.

Нам уже трудно себе представить, что в те далекие годы люди не имели ни малейшего понятия о парфюмерии. Да и о ней ли было думать, когда даже в самых крупных городах не было освещения, канализации, а санитарно-гигиенические условия и отсутствие лекарств вызывали постоянные вспышки эпидемий. И тем не менее, Кельнская вода появилась именно тогда. Правда, не как парфюмерно-косметическое средство, а как «чудодейственный» эликсир, исцеляющий от всех недугов и представляющий собой смесь эфирных масел, полученных из цитрусовых растений, разбавленную высокопроцентным спиртом. Неудивительно, ведь входящие в ее состав цитрусовые эфирные масла обладают известным антисептическим воздействием и по сей день находят широкое применение при терапии всех инфекций горла: грипп, простуда, насморк, кашель и так далее.

«Смертельный» секрет.

«Таинственное» возникновение воды связано с именем Джованни Паола де Феминиса, итальянца по происхождению. По существовавшей тогда легенде, секрет ее производства был подарен Феминису монахом-арабом, которого он приютил у себя и ухаживал за ним до конца его дней. Итальянец, в свою очередь, перед смертью передал секрет уже ставшей знаменитой Eau de Cologne своему то ли другу, то ли родственнику Иоганну Марии Фарине.

Таким образом, в дальнейшем правом на производство Кельнской воды владело большое семейство Фарине. Его братья и племянники открыли филиалы по изготовлению и продаже этого уникального средства во многих городах страны. А с 1737 года начался экспорт воды во Францию, Англию, Португалию, Испанию и Голландию.

Универсальная вода.

Популярность Кельнской воды быстро росла. В то время она еще не обладала никакими ароматическими свойствами, но по составу и подбору компонентов была незаменимым исцеляющим и заживляющим средством. Так во время эпидемии оспы в Берлине изготовители Eau de Cologne к каждому флакончику прилагали инструкцию: «Эта чудодейственная вода является средством против яда, предохраняет от чумы. Она лечит желтуху, катар, обмороки, колики, боль в животе, боку, груди, исцеляет от ожогов, является прекрасным средством от зубной боли, придет силы женщинам при родах, способствует откашливанию, а также ослабевает звон в ушах, и, наконец, придает красоту, так как это косметическое средство делает кожу гладкой и наделяет ее прекрасным цветом».

Слова «предохраняет от чумы», в пояснении сказаны не напрасно. Входящая в состав одеколона лаванда издревле славилась своими антисептическими особенностями и была признана отличным средством против инфекций и эпидемий. Примером может служить тот факт, что в XVIII веке английское местечко Буклесбери спаслось от мора благодаря тому, что было центром производства и торговли лавандой. Воздух, насыщенный этим маслом, обладал дезинфицирующими свойствами. Известно также, что средневековые парфюмеры из центра эфирных масел в Грассе, на юге Франции, редко подвергались опасности в случаях эпидемий холеры и других инфекционных заболеваний.

Наполеон в восторге.

В XVIII веке вокруг Кельнской воды развернулись настоящие баталии. Фирмы Фарине распадались и соединялись вновь, секрет производства столь популярного препарата дополнялся и усовершенствовался, появлялись подделки и конкуренты, восемнадцать из которых сумели даже воспользоваться товарным знаком Фарине.

Но Кельнская вода «выстояла» и долгие годы оставалась универсальным целебным средством, вплоть до своего удивительного превращения в ароматную воду. А превращение это неразрывно связно с именем Наполеона Бонапарта.

Приводя в порядок французское и европейское законодательство 18 августа 1810 года он издал декрет, требовавший открыть рецепты всех лечебных средств. Чтобы избежать раскрытия секрета производства Кельнской воды, изготовители решили представить ее не как медицинский препарат, а как ароматную воду. Добавив необходимые компоненты, они получили желаемый результат. Наполеон был в восторге от новинки парфюмерии, тем более, что она как нельзя лучше соответствовала вкусам расцветающего французского и английского двора. Говорят, что этот одеколон настолько понравился Наполеону, что он постоянно возил его с собой и даже взял в поход 1812 года.

Кельнская вода меняет название.

Это был новый, невиданный еще взлет Кельнской воды, ставшей теперь настоящим Eau de Cologne - одеколоном, с приятным запахом и лечебно-профилактическими свойствами.

Такова трехвековая история, вернее предыстория появления «Тройного» одеколона. Именно Кельнская вода, известная сегодня в мире парфюмерии под номером 4711, стала основой для его производства.

Добавив к ней в определенных пропорциях три главных компонента: лимон, бергамот и нероли, российские парфюмеры получили свой Eau de Cologne, назвав его «Тройным», по числу основных составляющих. Одеколон обладал всеми целебными качествами Кельнской воды и при этом имел свежий природный запах.

Однако новое средство не только отлично лечило и одновременно ароматизировало кожу, но и прекрасно опохмеляло. Но это уже совсем другая история.

На безденежье и «Тройной» - деликатес.

Предельно доступная цена и высокое содержание спирта сделали «Тройной» популярным и уже успевшим стать у невежественных потомков традиционным средством «распития», при тогдашней относительной дороговизне алкоголя. «Тройной» стоил почти в два раза дешевле водки, что для небогатых выпивох было почти подарком. Обычно одеколон разводили водой до нужной консистенции, получая при этом те же пол-литра. Правда жидкость приобретала не совсем эстетичный мутновато-белый оттенок, вкусом обладала преотвратнейшим, однако успехом пользовалась неизменным.

Прямо на задворках Промтоварного магазина (где и находил свой сбыт «чудодейственный эликсир») нередко можно было встретить картину, смахивавшую чем-то по композиции на произведение известного художника «Апофеоз войны». Горы пустых «пузырей» столь знаменитой когда-то (в хорошем смысле этого слова) Eau de Cologne горделиво высились как на поле битвы, заботливо сложенные руками «аккуратных» алкоголиков.

«Тройной» обновили.

Сегодня былую славу «Тройного» пытаются возродить специалисты крупнейшей в России парфюмерной фабрики «Новая Заря». Для этого они разработали и пустили в производство фитолосьены, изготовляемые только на натуральных продуктах. И перед названием «Тройного» появилась новая приставка «фито».

Ученые и специалисты-медики, якобы, установили, что фитоодеколон «Тройной» стимулирует умственную и физическую энергию людей, поднимает настроение, вселяет бодрость и уверенность в себе, повышает жизненный тонус, благодаря, входящему в его состав водноспитровому экстракту натурального женьшеня, который значительно расширил лечебно-профилактические качества одеколона и наделил его прекрасными тонирующими свойствами.

В заключении хочется сказать, что как бы ни оживляли «Тройной» различными приставками типа «фито», его былая слава навсегда останется в прошлом. Этот продукт никогда не составит конкуренцию французским одеколонам. Остается только надеяться на чудо. И тогда может быть «Тройной» окажется в душистом арсенале какого ни будь современного плейбоя.