Предметный каталог

Дети знакомятся с характеристикой простудных заболеваний, уясняют их причины, способы профилактики и лечения, получают представление о лечебном питании и его значении для укрепления иммунитета

ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Тема: Питание и простудные заболевания

Общая дидактическая цель занятия. создать условия для: - изменения ошибочного представления участников образовательного процесса о гриппе и ОРВИ как обыденных и несерьезных заболеваниях; - преодоления пренебрежительного отношения к простудным заболеваниям; - формирования элементарных знаний и навыков по осуществлению профилактических мероприятий, лечению заболеваний и ухода за больными, оказанию необходимой помощи ослабленному организму для восстановления после болезни при помощи правильно организованного питания.

Триединая дидактическая цель:

Образовательный аспект:

Формирование знаний о природе и опасности простудных заболеваний, механизме их распространения, симптомах заболеваний и возможных осложнениях; о рациональном питании, культуре здоровья и здорового образа жизни участников образовательного процесса на основе компетентностного подхода;

Развивающий аспект: способствовать формированию и развитию ключевых социальных и предметных компетентностей обучающихся:

1. Коммуникативной: умение работать в групповом режиме, владеть приемами публичных выступлений (монолог, суждение).

2. Информационной: поиск нужной информации в источниках (рабочих карточках, пособиях) и передача её адекватно поставленным вопросам.

3. Технологической: «укладывать» информацию в опорные схемы.

4. Учебно-исследовательской: сравнивать, выделять понятия, давать определения, решать поставленные задачи (проблемы).

5. Социальной: решать учебно-познавательные задачи совместно с коллегами (одноклассниками) и родителями.

6. Рефлексивной: оценка актуальности и практической значимости изучаемого материала.

Воспитательный аспект: содействовать воспитанию ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей, формированию культуры здоровья и здорового образа жизни.

Тип урока: урок изучения нового материала, первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Форма урока: комбинированный с элементами технологий ИКТ и КМЧП (частично поисковый, элементы технологии критического мышления)

Формы организации познавательной деятельности:

- фронтальная (общеклассная);

- групповая (парная);

- индивидуальная (самостоятельная)

Методы обучения, применяемые на занятии:

1. По источнику знаний:

- словесные: рассказ учителя, сообщения (ответы) учащихся;

- наглядные (рисунки, таблицы, схемы в рабочих карточках, презентация);

- практические (работа с источниками, заданиями)

- ИКТ (использование компьютерной презентации);

- уровневой дифференциации (задания разного уровня сложности);

Структура занятия:

1. Начало занятия. Организационный момент

11. Этап целеполагания и мотивации

111. Этап организации познавательной деятельности

1У. Этап первичного усвоения новой учебной информации

У. Этап систематизации знаний, умений и навыков (представление обучающимися результатов своей работы)

У11. Инструктаж выполнения домашнего задания

Вводимые и актуализируемые термины и понятия:

- эпидемия, пандемия

- вирусы гриппа, парагриппа

- аденовирус, респираторно - синтициальный вирус, рео- и риновирусы

- рациональное питание. профилактическое питание

- лечебное питание, диета

Оборудование. компьютер, мультимедийный видеопроектор, проекционный экран, рабочие карточки – задания. Дополнительные ресурсы к занятию: компьютерная презентация, дополнительные материалы, пособия (памятки) для обучающихся и родителей

Ход занятия:

1. Начало занятия. Организационный момент

11. Этап целеполагания и мотивации

Слово учителя: « Тема занятия - «Питание и простудные заболевания».

Эти заболевания занимают первое место по частоте и количеству случаев в мире и составляют 95% всех инфекционных болезней. В России ежегодно регистрируют от 27,3 до 41,2 млн. заболевших гриппов и другими ОРВИ, тысячи людей умирают от осложнений вследствие перенесенных заболеваний.

Тем не менее, большинство людей имеют очень смутное представление о природе простудных заболеваний, механизме их распространения, симптомах, возможных последствиях и осложнениях. Нередки случаи, когда ваши родители не знают о мерах профилактики и правилах ухода за больными и не могут оказать своему ребенку необходимой помощи в преодолении болезни.

Пожалуй, нет ни одного человека, который хотя бы раз не страдал от обычной простуды. Но мало кто знает, что начинать бороться с простудным заболеванием нужно не с применения жаропонижающих средств и антибиотиков, а, как это ни покажется странным, с диеты, так как поглощаемая нами пища имеет одну (помимо всех прочих) особенность - стимулировать иммунную систему и повышать защитные силы организма. Единственное пожелание в период простуды - относиться к себе более бережно, нежели в обычные дни.

На занятии мы постараемся получить необходимые знания о гриппе и ОРВИ, чтобы изменить халатное отношение к простуде; сформировать элементарные знания и навыки осуществления профилактических мероприятий, лечения и ухода за больными, оказания необходимой помощи ослабленному организму в восстановлении после болезни при помощи правильного питания».

111. Этап организации познавательной деятельности

Учитель: «В процессе занятия в течение 2-х уроков нам предстоит рассмотреть следующие вопросы нашей темы:

Ø Что такое грипп и ОРВИ. (Слово учителя, демонстрация слайдов).

Ø Вирус гриппа. (Работа в парах с карточками-заданиями).

Ø Как происходит заражение (Слово учителя, демонстрация слайдов).

Ø Симптомы гриппа. (Работа в парах с карточками-заданиями).

Ø Осложнения и последствия гриппа. (Работа с карточками-заданиями).

Ø Эпидемиология. Эпидемии и пандемии. (Работа с карточками-заданиями).

Ø Разновидности гриппа. (Слово учителя, демонстрация слайдов).

Ø Грипп и общество: социально-экономические последствия (Слово учителя).

Ø «Острое респираторное заболевание» (ОРЗ) или «Острая респираторная вирусная инфекция» (ОРВИ). (Слово учителя, демонстрация слайдов).

Ø Лечение и профилактика простудных заболеваний. (Работа в парах).

Ø Комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья(Слово учителя).

Ø Профилактическая направленность питания детей. (Слово учителя)

Ø Питание и здоровье ребенка. (Работа с карточками-заданиями)

Ø Диета при простуде. (Слово учителя)

Ø Лечебное питание. (Работа с карточками-заданиями)

Ø Диетотерапия после гриппа и ОРВИ. (Работа с карточками-заданиями)

Часть вопросов мы рассмотрим в ходе совместной деятельности (рассказ и объяснение учителя, демонстрация слайдов презентации, ответы на вопросы обучающихся), а остальные вам предстоит изучить в процессе парной и самостоятельной работы с карточками-заданиями. По мере выполнения заданий каждая пара сдает карточку учителю и получает новое задание. После рассмотрения всех вопросов и выполнения заданий мы обсудим и оценим результаты нашей работы и рассмотрим задание на дом».

1У. Этап первичного усвоения новой учебной информации

Что такое грипп и ОРВИ. История гриппа

(Рассказ учителя, демонстрация слайдов презентации)

Грипп – (итал. influenza, лат. influentia, дословно — влияние) - острое инфекционное заболевание дыхательных путей, вызываемое вирусом гриппа. Входит в группу острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ). Это тяжелая вирусная инфекция, которая поражает мужчин, женщин и детей всех возрастов и национальностей. Заболевание гриппом сопровождает высокая смертность, особенно у маленьких детей и пожилых людей. Периодически распространяется в виде эпидемий и пандемий. В настоящее время выявлено более 2000 вариантов вируса гриппа, различающиеся между собой антигенным спектром. Эпидемии гриппа случаются каждый год обычно в холодное время года и поражают до 15% населения Земного шара. Человек проводит эти месяцы в недеятельном состоянии, страдая от лихорадки, общей разбитости, головной боли, отравления организма ядовитыми вирусными белками.

Нередко словом «грипп» в обиходе также называют любое острое респираторное заболевание (ОРВИ), что ошибочно, так как кроме гриппа на сегодняшний день описано еще более 200 видов других респираторных вирусов (аденовирусы, риновирусы, респираторно-синцитиальные вирусы и др.), вызывающих гриппоподобные заболевания у человека.

Термин "острое респираторное заболевание" (ОРЗ) или "острая респираторная вирусная инфекция" (ОРВИ) охватывает большое количество заболеваний, во многом похожих друг на друга. Основное их сходство состоит в том, что все они вызываются вирусами, проникающими в организм вместе с вдыхаемым воздухом через рот и носоглотку, а также в том, что все они характеризуются одним и тем же набором симптомов. У больного несколько дней отмечается повышенная температура тела, воспаленное горло, кашель и головная боль. Самым распространенным респираторным заболеванием является острый ринит (насморк); он вызывается целым рядом родственных вирусов, известных как риновирусы. При выздоровлении, все эти симптомы исчезают и не оставляют после себя никаких следов. Однако, было бы совершенно неправильным называть все ОРЗ и ОРВИ гриппом. Грипп вызывается непосредственно вирусом гриппа (Myxovirus influenzae, семейства ортомиксовирусов).

Грипп и ОРВИ постепенно подрывают сердечно-сосудистую систему, сокращая на несколько лет среднюю продолжительность жизни человека. При тяжелом течении гриппа часто возникают необратимые поражения сердечно-сосудистой системы, дыхательных органов, центральной нервной системы, провоцирующие заболевания сердца и сосудов, пневмонии, трахеобронхиты, менингоэнцефалиты.

История гриппа

Первые упоминания о гриппе были отмечены много веков назад - еще в 412 году до н.э. описание гриппоподобного заболевания было сделано Гиппократом. Также гриппоподобные вспышки были отмечены в 1173 году. Первая документально зафиксированная пандемия гриппа, случилась в 1580 году.

В 1889-1891 гг. произошла пандемия, вызванная вирусом H3N2.

Печально известная "Испанка", вызванная вирусом H1N1 произошла в 1918-1920 гг. Это самая сильная из известных пандемий, унесшая по самым скромным подсчетам более 20 млн. жизней. От "испанки" серьезно пострадало 20-40% населения земного шара. Смерть наступала крайне быстро. Человек мог быть еще абсолютно здоров утром, к полудню он заболевал и умирал к ночи. Те же, кто не умер в первые дни, часто умирали от осложнений, вызванных гриппом, например, пневмонии. Необычной особенностью "испанки" было то, что она часто поражала молодых людей (обычно от гриппа в первую очередь страдают дети и пожилые лица).

Возбудитель заболевания, вирус гриппа, был открыт Richard Shope в 1931 году. Вирус гриппа А впервые был идентифицирован английскими вирусологами Smith, Andrews и Laidlaw (National Institute for Medical Research, Лондон) в 1933 году. Тремя годами позже Francis выделил вирус гриппа В.

В 1940 году было сделано важное открытие - вирус гриппа может быть культивирован на куриных эмбрионах. Благодаря этому появились новые возможности для изучения вируса гриппа.

В 1947 году Тейлором был впервые выделен вирус гриппа С.

В 1957-1958 гг. случилась пандемия, которая получила название "азиатский грипп", вызванная вирусом H2N2. Пандемия началась в феврале 1957 года на Дальнем Востоке и быстро распространилась по всему миру. Только в США во время этой пандемии скончалось более 70000 человек.

В 1968-1969 гг. произошел средний по тяжести "Гонконгский грипп", вызванный вирусом H3N2. Пандемия началась в Гонконге в начале 1968 года. Наиболее часто от вируса страдали пожилые люди старше 65 летнего возраста. Всего число погибших от этой пандемии составило 33800 человек.

В 1977-1978 гг. произошла относительно легкая по степени тяжести пандемия, названная "русским" гриппом. Вирус гриппа (H1N1), вызвавший эту пандемию уже вызывал эпидемию в 50-х г. Поэтому в первую очередь пострадали лица, родившиеся позже.

По поводу происхождения слова "инфлюэнца" (устаревшее название гриппа) существует несколько версий. По одной из них, оно родилось в Италии в середине 15 века, после серьезной эпидемии, которую приписывали воздействию звезд (influence). По другим гипотезам – это слово произошло от латинского "influere" (вторгаться) или от итальянского "influenza di freddo" (последствие охлаждения). Голландское слово "griep", которое применяют в разговорном языке подобно английскому "flu", происходит от французского "gripper" и является собирательным понятием, обозначающим большое число респираторных заболеваний, вызываемых более чем 100 вирусами, являющимися возбудителями инфекций верхних дыхательных путей. По другой версии, название болезни происходит от русского слова «хрип» — звуки, издаваемые больными. Во время Семилетней войны (1756—1763) это название распространилось в европейские языки, обозначая уже саму болезнь, а не отдельный симптом. Затем произошло вторичное заимствование в русский язык от французского «grippe».

Существует также версии происхождения названия от какого-то насекомого «la Grippe», с которым связывали распространение болезни, а также от немецкого «greifen» или французского «agripper» — «жадно хватать, схватывать».

Вирус гриппа (работа в парах с карточками-заданиями)

Как происходит заражение. Рассказ учителя (демонстрация слайдов):

Вирус гриппа очень легко передается. Самый распространенный путь передачи инфекции - воздушно-капельный. Также возможен (хотя и более редок) и бытовой путь передачи - например, заражение через предметы обихода.

В течение суток через дыхательные пути человека проходит около 15 000 л. воздуха, микробное содержание которого фильтруется и оседает на поверхности эпителиальных клеток. Микробная контаминация воздуха приобретает опасность лишь при наличии в ней болезнетворных вирусов и бактерий, рассеиваемых больными и носителями респираторных инфекций .