Урок по теме Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний

Урок по теме: «Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний».

Цели урока:

Образовательные: учить оценивать последствия своей деятельности по отношению к своему здоровью и здоровью других людей;

Развивающие: продолжить развитие умений чётко и грамотно выражать свои мысли, аргументировать и доказывать необходимость здорового образа жизни;

Воспитательные: формирование навыков бережного отношения к своему здоровью. Воспитание экологической и гигиенической грамотности.

Оборудование: таблицы «Пищеварительная система», «Предупреждение желудочно-кишечных инфекций». Выставка книг и журналов о различных теориях питания; плакаты с высказываниями и народными мудростями «Кто долго жует – тот долго живет», «Обжора роет себе могилу собственными зубами»; подготовленные санбюллетени «Пищевые отравления», «Желудочно-кишечные заболевания и их профилактика», «Влияние алкоголя и курения на пищеварительную систему», «Язва желудка – это не шутка!», «Старайся – правильно питайся»; компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word; мультимедийный проектор, экран

Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая. Время проведения: 40 минут.

Структура урока 1. Организационный этап; 2. Актуализация знаний; 3. Формулировка темы; 4. Постановка проблемы; 5. Этап усвоения новых знаний; 6. Этап проверки понимания изученного; 7. Контроль результатов запоминания; 8. Подведение итогов урока; 9. Этап информации учащихся о домашнем задании.

10. Рефлексия.

Ход урока 1 этап – организационный. Учитель: Здравствуйте, ребята! Тема, которой мы посвятим наш урок актуальная, жизненно-важная для каждого человека на нашей планете. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы сделаете шаг к здоровому образу жизни, и многие из вас по иному будут относиться к своему организму.

2 этап – актуализация знаний.

Учитель:Извечные вопросы о питании – как, когда, сколько и что мы едим – интересуют, наверное, каждого человека, потому что здоровье человека определяется количеством и качеством пищи, режимом питания и другими факторами. Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выражение Г. Гейне «Человек есть то, что он ест». тем самым подчеркивая исключительную роль питания в формировании тела и поведения человека. Характер питания оказывает влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте. Правильное питание является абсолютно необходимым фактором для обеспечения нормального кроветворения, зрения, полового развития, повышения защитной функции организма. Но каковы, же секреты правильного питания? Нам сегодня необходимо в этом разобраться.

3 этап – формулировка темы, эпиграф. Учитель: Тема сегодняшнего урока — «Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний».

4 этап – постановка проблемы.

Учитель предлагает послушать отрывок из сказки: « В одной стране когда-то жил- был один король. Имел он много злата, но был совсем больной. Он очень мало двигался и очень много ел. И каждый день, и каждый час всё больше он толстел».

Учитель обращается к детям с вопросом: «Почему король был совсем больной?» Возможно ли такое в наши дни? Предлагаем проанализировать следующую ситуацию: «Идёт в знакомом театре драма — спектакль с названием «Обед». Играют роли папа с мамой, сынишка, бабушка и дед. «Ну, ешь сыночек. Ты хороший. Ну, открывай же шире рот, и папа хлопает в ладоши, и мама суп сынишке льёт. Дед нарядился Фантомасом, устроил целый карнавал. Чтоб внучек взял кусочек мяса, чтоб макаронину сжевал. С тарелкой папа, с вилкой – мама. В руках у бабушки салат. А не назвать ли эту драму комедией «Кто виноват?»!

-Чему могут научить строки этого стихотворения?

Учитель обращается к народной мудрости. В одной из русских пословиц есть такие слова: «Ешь да не жирей, будешь здоровей».

-Какой смысл этого высказывания? О чём пойдёт речь на уроке? (О питании).

-Какая проблема заключена в данной пословице? (Питание и здоровье человека).

После этого учитель предлагает сформулировать проблемный вопрос, увязав слова: питание и здоровье.

Учащиеся предлагают несколько вариантов вопроса и выбирают наиболее удачный: «Как правильно питаться, чтобы сохранить своё здоровье?»

5 этап – изучение нового материала. Учитель: Сегодня на уроке вы узнаете: — каково значение кулинарной обработки пищи?

- какую роль в питании играет аппетит?

- почему важно соблюдать режим питания?

- какие существуют заболевания ЖКТ?

Учитель предлагает выполнить задание по выбору на карточках (работа в группах):

Перефразировать русские пословицы и поговорки в виде вариантов ответов.

Самостоятельно сформулировать варианты ответов и оптимальный вариант, подобрать и обосновать тезис.

В ходе работы учащиеся используют таблицу «Гигиена питания»

«Где просто – там живут до ста»

«Будь не красен, а здоров!»

«Живи с разумом, так и лекарок не надо»

Выступление представителей от каждой команды.

Обсуждение результатов.

Учитель рассказывает о кулинарной обработке пищи, необходимости чередования сырых и вареных продуктов, важности питания с учётом энергозатрат.

Прокомментируйте пословицы:

«Обед без овощей – праздник без музыки»

«Зелень на столе – здоровье на сто лет».

Ответы учащихся.

Работа с учебником. Прочитать статью «Аппетит» и найти объяснения русским пословицам: «Аппетит приходит во время еды», «Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится», «Дорога ложка к обеду».

После этого подводятся итоги работы над проблемным вопросом, обсуждаются варианты ответов и формулируется оптимальный вариант. Дети подбирают тезис из нескольких предложенных и обосновывают свой выбор.

Учитель: рассказывает о необходимости правильно организовать режим питания, о том, что потребность пищи в разное время суток различна, о том, что обильное питание вредно.

Просит учащихся прокомментировать пословицы:

«Самые срочные часы — желудок»

«Лакомств тысяча, а здоровье – одно»

«Где пиры и чаи – там нет мочи»

Ответы учащихся.

Учитель: а сейчас, ребята, нам предстоит с вами ответить на вопрос: Почему в народе говорят «Здоровье дороже богатства»?

Деятельностный этап проекта: работа в группах по выбранной теме, индивидуальная работа по выполнению заданий. Для этого каждая группа получит задание, а результаты выполнения представить на обсуждение всему классу.

1-ая команда: заполнить таблицу

Неинфекционные заболевания ЖКТ