Внедрение метода проектов в практику педагогической работы. Проект «Здоровые зубы»

Проект «Здоровые зубы»

Проект — это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, направленный на разработку проблемы, лично значимой для ребенка, завершающийся практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта. Необходимо учитывать принцип интеграции образовательных областей и взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Актуальность темы:

В настоящее время установлено, что основные стоматологические заболевания «программируются» до рождения или в первые годы жизни. Эти заболевания отличаются в детском возрасте необычайно агрессивным течением.

Исключительно высокая распространенность у детей кариеса (до 90% уже на пятом - шестом году жизни) делает эту проблему особой значимости. Тем более что зубы, пораженные кариесом, — это постоянный источник инфекций, чреватый развитием еще более серьезных общих заболеваний организма (таких, как сепсис, остеомиелит, ревматизм я т. д.). Плохие зубы у ребенка - потом такие же зубы у взрослого. Не менее чем у 50—70% детей отмечаются нарушения формирования правильного прикуса, которые потом нередко осложняются тяжелыми деформациями зубочелюстного аппарата.

Актуальность проблемы подтверждается данными ВОЗ — около 80 % людей в той или иной степени страдают заболеваниями пародонта. Нездоровые зубы, являясь источником инфекции, могут стать причиной одних заболеваний (гайморит, тонзиллит) и усугубить протекание других (заболевания сердца, почек, суставов и т. д.) .

Но мало кто задумывается, с чего же это все начинается. Ротовая полость, являясь начальным звеном пищеварительного тракта, выступает в роли «дегустатора». Какие импульсы пойдут из полости рта к желудку и кишечнику, настолько успешной будет их функция. В свою очередь, на слизистую оболочку ротовой полости, ткани пародонта, сам зуб отрицательно воздействуют заболевания желудочно-кишечного тракта, сердечнососудистой, эндокринной системы, снижение иммунитета, недостаток витаминов, микроэлементов, зашлакованность организма.

При наличии кариозных зубов, нездоровой слизистой микробы, в частности стрептококки и стафилококки, постепенно попадают в кровь и поражают различные органы и системы. В результате могут возникнуть нарушения зрения и слуха, кожные реакции, выпадение волос или воспаление желез внутренней секреции и даже развитие ревматизма, почечной или сердечной недостаточности.

Все эти факты позволяют сделать вывод, что помимо эстетического внешнего вида существует множество гораздо более важных причин для того, чтобы следить за здоровьем своих зубов.

Каждый здравомыслящий человек заботится о своих зубах и дёснах в меру своих возможностей и знаний.

Однако, как ни прискорбно, но знания эти часто оказываются поверхностными.

Неправильные представления об уходе за полостью рта часто становятся причиной проблем. Именно поэтому тема нашего проекта «Здоровые зубы – здоровью любы» является актуальной. Одна неделя целенаправленной работы в данном направлении, конечно, не решит всех проблем. Но значительно поможет, во-первых, дать детям необходимую сумму знаний о гигиене полости рта, о строении и функциях зубов, во-вторых, поможет овладеть элементарными умениями и навыками в правильном уходе за зубами и, в-третьих, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Наш проект реализуется не только через систему занятий, но и в свободное от занятий время (работа в центрах, чтение художественной литературы, участие в выставках, игровая деятельность, экскурсии и т. д.) .

Паспорт проекта:

• Вид проекта: информационно - практически-ориентированный.

• Продолжительность проекта: среднесрочный.

• Участники проекта: дети разновозрастной социальной группы 5 – 7 лет, воспитатели группы, родители.

• Срок реализации: в течение месяца.

Цель проекта:

Выработать у детей на основе полученных знаний необходимые гигиенические навыки и привычки, которые нужны для укрепления здоровья.

Задачи проекта:

• познакомить ребят со строением и основными функциями зубов, правилами ухода за зубами, причинами заболевания зубов;

• учить правильно и последовательно чистить зубы, пользоваться зубной щеткой;

• формировать устойчивую привычку соблюдать правила гигиены полости рта;

• формировать у детей представление о правильном питании и его важности в сохранении здоровья зубов;

• воспитывать желание иметь красивые и здоровые зубы; доброжелательное отношение к посещению стоматологического кабинета;

• расширить педагогическую грамотность родителей.

Прогнозируемые результаты реализации проекта:

• наличие у детей суммы знаний, соответственной возрасту, о правилах гигиены полости рта, о строении и функциях зубов, о причинах заболевания зубов;

• овладение детьми элементарными умениями и навыками о правильном уходе за полостью рта;

• наличие желания иметь красивые зубы, привычку соблюдать правила гигиены полости рта, посещать стоматолога;

• повышение уровня развития у дошкольников самостоятельности и ответственности.

Содержание проекта

- подготовить методическую базу;

- выяснить уровень знаний детей, родителей о гигиене полости рта;

• Подбор иллюстраций по теме.

• Разработка дидактических игр.

• Разработка консультаций для родителей.

• Привлечение родителей к сбору материала (стихов, пословиц, поговорок о зубах, зубной щетке)

• Подбор видеофильмов, мультфильмов по теме.

• Подготовить выставку зубных принадлежностей.

Задача воспитателя: организация самостоятельной деятельности детей в центрах активности, оснащение их оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта