Заболевания желудочно-кишечного тракта

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

Подобные работы

Взаимосвязь болезней полости рта с нарушениями различных отделов желудочно-кишечного тракта. Нарушение жевательного аппарата. Роль стоматолога в комплексном лечении детей с патологией желудочно-кишечного тракта на этапах медицинской реабилитации.

реферат [38,3 K], добавлена 29.03.2009

Эндоскопия желудочно-кишечного тракта, его сущность и особенности. Эзофагогастродуоденоскопия и гастроскопия, их роль и значение для обследования пищевода и желудка. Подготовка больных к эндоскопическим исследованиям органов желудочно-кишечного тракта.

курсовая работа [29,9 K], добавлена 31.05.2014

Основные симптомы при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Причины возникновения и специфика лечения рвоты. Признаки, диагностика и особенности лечения гастрита, гепатита, желчекаменной болезни, цирроза печени и язв желудка и двенадцатиперстной кишки.

реферат [29,5 K], добавлена 29.11.2009

Симптомы при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Диспепсические расстройства. Контроль за состоянием функций кишечника. Гастрит, желудочное кровотечение, язвенная болезнь. Основные правила ухода за больными с заболеваниями органов пищеварения.

реферат [23,4 K], добавлена 10.11.2014

Характеристика основных принципов и правил фитотерапии заболеваний желудочно-кишечного тракта: гастрита, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Используемые лекарственные растения: подорожник большой, солодка гладкая, липа сердцевидная.

курсовая работа [70,7 K], добавлена 29.10.2013

Опасность перерождения полипов желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) в раковую опухоль - аденокарциному. Особенности диагностики полипов ЖКТ. Предраковые заболевания толстой кишки. Полипоз желудка как наследственное заболевание. Виды полипов и их лечение.

презентация [230,9 K], добавлена 27.02.2014

Создание нейросетевой системы медицинской диагностики. Постановка диагнозов заболеваний желудочно-кишечного тракта на основании минимального количества данных, для получения которых не требуется применения специальных медицинских приборов и оборудования.

презентация [310,1 K], добавлена 14.07.2012

Скрининг пациентов с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. причина болей в животе. Шкала оценки важности симптомов. Функциональные нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта. Критерии для хронической и длительной функциональной брюшной боли.

статья [21,6 K], добавлена 14.11.2008

Клиническая картина при остром желудочно-кишечном кровотечении. Симптомы желудочно-кишечного кровотечения: из пищевода, желудка, верхних отделов тощей кишки, толстой кишки в просвет желудочно-кишечного тракта. Действия медицинской сестры при кровотечении.

презентация [472,0 K], добавлена 30.05.2012

Лечебные средства, регулирующие функции желудочно-кишечного тракта. Гистология желудочно-кишечного тракта. Типы и локализация язв. Пищевые центры гипоталамуса: голода и насыщения. Средства, подавляющие аппетит. Противорвотные и антацидные средства.

презентация [973,9 K], добавлена 14.02.2013

ВВЕДЕНИЕ

Ботулизм - возбудители ботулизма живут в кишечнике крупного рогатого скота, свиней, лошадей, грызунов, не вызывая у них заболеваний. Попадая вместе с навозом, они заражают овощи, грибы и другие продукты. Бактерии, вызывающие ботулизм, могут заражать водоемы и рыбу, находящуюся в них. Развиваются эти микробы при отсутствии воздуха (анаэробы), поэтому они легко выживают в наглухо закрытых сосудах: в консервных и герметически закрытых стеклянных банках. Споры бактерий чрезвычайно устойчивы. Они гибнут только после кипячения в течение нескольких часов. При консервировании в домашних условиях фруктов, грибов, рыбы и т.д. в плотно закрытом сосуде без доступа воздуха эти споры могут прорасти и испортить продукт.

Глава 1. ПИЩЕВЫЕ ОТРАВЛЕНИЯ. МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ И ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ ПИЩЕВЫХ ОТРАВЛЕНИЯХ. ИНФЕКЦИОННЫЕ И НЕИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА. ГЕЛЬМИНТОЗЫ.

Пищевые отравления. Палочки ботулизма выделяют в кишечнике человека токсин, который, всасываясь, вызывает нервно-паралитические расстройства: нарушения зрения, мышечную слабость, параличи мышц, опущение верхнего века, затрудненное глотание, потерю голоса, головокружение и пр. При оказании первой помощи необходимо срочное промывание желудка. С этой целью вызывают рвоту путем раздражения глотки пальцами, затем дают пострадавшему выпить стакан воды и повторяют процедуру до тех пор, пока не будут удалены пищевые остатки. Необходимо срочно вызвать врача. Остатки подозрительной пищи, часть рвотных масс желательно сохранить. Их анализ поможет точно определить, каким именно токсином человек отравился, и организовать соответствующее лечение. Дело в том, что палочки ботулизма выделяют 6 токсинов и вначале приходится давать комплекс антитоксинов, среди которых действующим может быть только один.

Промывание желудка целесообразно сделать и тем людям, которые ели сомнительный продукт, поскольку разные люди реагируют на яд через разное время. Внешнее благополучие может обманчиво.

Не менее опасны сальмонеллы -- целая группа болезнетворных микробов, живущих в кишечнике свиней, крупного рогатого скота и птиц. Сальмонеллы встречаются также в утиных и гусиных яйцах, могут находиться в мясных и молочных продуктах. Выделяемые сальмонеллами токсины оказывают местное действие на желудочно-кишечный тракт, вызывают и общее отравление. Возникает боль в поджелудочной области, начинается понос, повышается температура тела.

Другие микробы, относящиеся к стафилококкам, поселяются а продуктах, содержащих много сахара,-- на пирожных и тортах кремом, в сладких сырках, твороге, а также на некоторых продуктах. Распространителями стафилококковой инфекции могут быть люди с гнойничковыми заболеваниями кожи и слизистых рта, страдающие фурункулезами, ангинами, и больные животные --коровы, козы. Признаки заболевания такие же, как при сальмонеллезе,-- слабость, недомогание, холодный пот, тошнота, рвота, в тяжелых случаях ослабление сердечной деятельности и судороги, но все эти симптомы нарастают более интенсивно.

Пищевые отравления могут быть вызваны грибами. Из ядовитых грибов наиболее опасна бледная поганка, которую можно спутать с шампиньоном. Симптомы отравления появляются не сразу, чаще через 6--8 ч, а иногда и через сутки после приема недоброкачественной пищи. При отравлении возникает рвота, понос, резкая жажда, задержка мочеиспускания, судороги икроножных мышц. Пальцы и кончик носа делаются синими. Отравление мухоморами сопровождается обильными потоотделением, слезо- и слюнотечением, расширением зрачков. Болезненное возбуждение сменяется угнетением, бредом, возможны галлюцинации. Отравление строчками вызывает острое воспаление желудка и кишечника, желтуху, малокровие. В тяжелых случаях может наступить смерть из-за сердечной недостаточности.

При подозрении на отравление грибами необходимо срочно вызвать врача. До его прихода надо промыть желудок, рекомендуется обильное питье до наступления рвоты. Можно дать черный кофе или чай без лимона. Следует избегать приема внутрь кислых продуктов.

Инфекционные желудочно-кишечные заболевания. Вспышка желудочно-кишечных инфекций обычно наступает в летнее время. Возможно, это объясняется ослаблением барьерной функции желудка. Летом жарко, кровь притекает к коже, и желудочно-кишечный тракт снабжается ею недостаточно. Летом мы много пьем, а это приводит к разбавлению желудочного сока, и концентрация соляной кислоты в нем становится недостаточной для подавления микробов. Жара способствует выживанию целого ряда возбудителей, например микробов столбняка. Активизируются переносчики болезней -- мухи, комары, клещи. Потребление больших количеств фруктов и овощей, с одной стороны, обогащает нас витаминами, микроэлементами и другими важными веществами, но, с другой стороны, оно вызывает брожение пищевых масс, а это благоприятствует размножению микроорганизмов. Кроме того, в теплый сезон усилено по сравнению с зимой движение воды в природе, что способствует распространению пищевых инфекций.

Наиболее опасными среди возбудителей пищевых инфекций являются микробы дизентерии и холеры. Оба возбудителя попадают в организм человека через рот вместе с загрязненной едой и водой. Дизентерию распространяют и мухи, посещающие всякие нечистоты. Если взять стекло, засиженное мухами, то нетрудно разглядеть на нем черные и белые пятна. Черные пятна -- экскременты мух, а белые -- следы их высохшей слюны. У мух пищеварение внешнее. Они выделяют на поверхность пищевых частиц слюну, которая переваривает частицы пищи, но не действует на микробы, затем выделенная жидкость всасывается вновь. Перелетая с предмета на предмет, мухи переносят многих микробов, в том числе микробов дизентерии. Они находятся не только в слюне, но и на лапках и теле насекомых.

Попав в кишечник, дизентерийные палочки размножаются, поражая толстый кишечник -- на его слизистой оболочке образуются кровоточащие язвы. Микробы выделяют токсины, которые действуют на многие системы органов -- на нервную систему, надпочечники. Боли в животе наступают через 3--4 дня. У больного начинается понос, выделения приобретают характер кровянистой слизи. Организм обезвоживается, больного мучит жажда, он сильно худеет.

Еще более опасным инфекционным заболеванием является холера. Возбудителем ее служит холерный вибрион -- микроб, имеющий под микроскопом вид запятой. Холерные вибрионы поражают тонкую кишку. Больного мучает рвота и понос. Он теряет большое количество воды; выделяющиеся микробами токсины повышают проницаемость кровеносных сосудов кишечника. Вследствие этого нарушается водно-солевой обмен, что обычно и является причиной смерти. Сейчас, благодаря применению антибиотиков, лечение идет более успешно.

Неинфекционные желудочно-кишечные заболевания. Неправильное питание -- еда всухомятку, несоблюдение режима, потребление спиртных напитков, курение -- может вызвать ряд заболеваний неинфекционного характера. Так, при нарушении обмена веществ в организме в протоках печени и желчном пузыре образуются камни. Они бывают различного состава -- холестериновые, билирубиновые и смешанные. Холестерин -- жироподобное вещество, входящее в состав желчи и секретов других органов, из которого возникают много важных для организма соединений, например ацетилхолин, необходимый для нервной и гуморальной регуляции деятельности организма. Однако при нарушении обмена веществ холестерин откладывается не только в сосудах, но и в желчном пузыре, образуя камни. Билирубин -- желчный пигмент оранжевого и коричневого цвета -- образуется в результате распада гемоглобина. Обычно он поступает в кишечник и выводится из организма. Но у больных людей он кристаллизуется и может выпадать в виде камней в желчных путях.

Приступы болезни возникают тогда, когда камень закупоривает протоки печени и избыток желчи начинает поступать в кровь, то легко узнать по белкам глаз и коже, которые приобретают желтоватый оттенок. Иногда причиной приступа может быть рез-сужение протоков в печени в результате нарушения нервной регуляции.

Между приступами больной ощущает небольшие боли в области печени, чувство сдавливания, его мучает отрыжка, кишечник переполнен газообразными продуктами. Во время приступа возникают резкие боли в правом подреберье с отдачей в правую лопатку. Это печеночная колика. Она сопровождается рвотой, ознобом повышением температуры тела.

Во время приступов печеночной колики необходим пузырь со льдом. Нельзя прибегать к грелке, давать обезболивающие препараты. Надо срочно вызвать скорую помощь. К другим довольно частым неинфекционным заболеванием являются язва желудка и двенадцатиперстной кишки. Нерегулярное питание, потребление спиртных напитков, курение, наличие конфликтных ситуаций вызывают нарушение рефлекторной регуляции работы органов пищеварения. В результате отделение пищеварительных тельных соков не всегда соответствует характеру пищи. Процессы переваривания ее нарушаются, на стенках желудка или двенадцатиперстной кишки образуются язвы. После того как они заживают, остаются спайки, сужения. Желудок, например, становится похож на песочные часы. Возникающие узкие места препятствуют прохождению пищи.

В желудке и кишечнике скапливается большое количество газов. Нередко они выходят через пищевод, увлекая за собой жидкое содержимое желудка. Попав в пищевод, желудочный сок начинает переваривать его стенки. Возникает характерное чувство жжения, называемое изжогой. Оно обычно снимается, если выпить немного щелочной минеральной воды: боржоми, ессентуки № 4 или № 17. Применять для этого питьевую соду не рекомендуется, потому что сода, нейтрализуя соляную кислоту желудка, разлагается. Выделяется большое количество углекислого газа, который вызывает усиленное образование новых порций желудочного сока, и все повторяется снова. При использовании минеральной воды для ликвидации изжоги, ее следует немного подогреть, чтобы удалить углекислый газ.

Признаком язвы желудка являются ноющие, не очень сильные боли в средней части живота между мечевидным отростком и пупком, всегда связанные с приемом пищи.

Наиболее грозным осложнением является прободение язвы. Больной ощущает резкую «кинжальную» боль. Она вызывается тем, что язва, захватившая все слои стенки желудка, прорывается и его содержимое оказывается в полости брюшины. В этом случае нужна срочная операция.

При осложнениях язвенной болезни могут возникнуть и раковые новообразования. Поэтому язвы желудка и двенадцатиперстной кишки должны быть своевременно выявлены и сразу же должно начаться лечение.

Лечебное (диетическое) питание. Язва желудка на разных стадиях заболевания требует соблюдения определенной диеты. Во время остро протекающего периода недуга больной получает только молоко, сливочное масло, манную кашу, молочные и фруктовые кисели, затем ему разрешают есть вареное мясо в виде паровых котлет, протертую рисовую кашу, потом диета расширяется еще больше.

Лечебное питание применяется при лечении не только желудочно-кишечных заболеваний, но и многих других, казалось бы, совершенно не связанных с работой пищеварительной системы. Есть диеты, которые рекомендуются при заболевании сердечнососудистой системы, почек, после перенесения хирургических операций. Одни диеты предлагают людям, которым необходимо поправиться, другие тем, кому надо похудеть. Эти диеты различаются по калорийности, химическому составу пищевых продуктов, по содержанию в них минеральных веществ и витаминов, по механической консистенции пищи, по кислотно-щелочному составу и по некоторым другим признакам.

Глистные инвазии. Червей, паразитирующих в организме человека, животных и растений, называют гельминтами, а заболевания, которые они вызывают,-- гельминтозами. К числу гельминтов, паразитирующих в органах человека, относятся ленточные черви: бычий и свиной цепни, широкий лентец; сосальщики, например печеночный сосальщик. Это паразиты из типа плоских червей. Среди гельминтов человека встречаются и представители круглых червей: аскарида, острицы и др. Гельминты могут поражать не только органы пищеварения, но и другие органы -- легкие, печень, глаза.

Несмотря на различия, связанные с местом паразитирования, прикреплением к органу, в котором находится паразит, с общим состоянием организма человека, существуют общие признаки, позволяющие заподозрить гельминтозы. Перечислим их.

Прежде всего, человек, пораженный глистной инвазией, начинает худеть, несмотря на то, что аппетит у него может оставаться хорошим. Если поражаются органы желудочно-кишечного тракта, то появляются поносы или запоры, реже тошнота и рвота. Поражение печени приводит к желтушности и отекам.

При всех гельминтозах у детей расстраивается память, понижается трудоспособность, задерживаются их рост и развитие.

Исследование фекальных масс и нахождение в них яиц гельминтов позволяют обнаружить гельминтозы органов пищеварения: кишечника, печени. Исследование мокроты выявляет глистные заболевания легких, исследование крови -- типичные нарушения, возникающие при тех или иных гельминтозах.

Если гельминты обнаружены, то, прежде всего, выявляют вид, паразитирующий у данного человека. Это необходимо для организации правильного лечения. Многие паразиты имеют нескольких хозяев: бычий цепень поражает в личиночной стадии (финны) мышцы крупного рогатого скота, человек же заражается цепнем, если финны попадут в его желудочно-кишечный тракт. Это происходит, если он съест финнозное мясо, недостаточно проваренное или прожаренное. Лечение направлено на то, чтобы уничтожить гельминтов, паразитирующих у человека, и их яйца, на то, чтобы прервать цепочку развития паразита при смене хозяев. Санитарно-гигиенические мероприятия, связанные с уничтожением червей-паразитов, называют дегельминтизацией.

Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО ТЕМЕ: «ЗАБОЛЕВАНИЯ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА»

Урок № 1. "Гигиенические условия нормального пищеварения.

Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

Цели урока:

· Обучающая - на основе повторения знаний о функциях и строении органов пищеварения сформировать представления о гигиенических условиях нормального пищеварения на конструктивном уровне;

· Развивающая - учить выделять главное, анализировать;

· Воспитательная - формирование умения согласовано работать в коллективе.

Тип урока - комбинированный урок.

Оборудование.

· Таблицы: “Схема строения органов пищеварения”, “Гигиена питания”, “Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний”, “Вредное влияние алкоголя на организм”

· Выставка книг и журналов о различных теориях питания.

· Плакаты с высказываниями и народными мудростями: “Кто долго жует - тот долго живет”, “Завтрак съешь сам, обед подели с другом, а ужин отдай врагу”.

· Штатив с пробирками, спирт, яичный белок (для демонстрационного опыта 1).

· 2 куска накрахмаленного бинта, вата, спички, раствор йода в йодистом калии, стеклянная палочка, блюдце (для демонстрационного опыта 2).

Этапы урока

I. Организационный этап.

· Урок начинается с предварительной организации. Этот этап позволяет почувствовать пульс класса, подготовить учащихся к занятию, обеспечить нормальную обстановку для работы.

· Приветствие. На этом этапе определяется характер взаимоотношений учителя и ученика.

· Определение отсутствующих.

· Проверка готовности учащихся к уроку.

· Организация внимания.

II. Этап всесторонней проверки знаний.

Можно проверять знания учащихся любыми способами, но необходимо отдавать предпочтение устному опросу, так как это едва ли не единственный вид речевой деятельности учащихся на уроке. Во время устного опроса, развивается и совершенствуется речь учащихся, а развитая речь есть показатель умственного развития учеников. При построении вопросов к эвристической беседе учителю необходимо знать то, что каждый вопрос должен быть содержательным, последовательным и целесообразным.

Вопросы эвристической беседы:

1. Что такое питание?

После ответа учащихся, учитель обобщает: питание - сложный процесс, включающий поступление, переработку и усвоение в организме питательных веществ, для восстановления его энергетических функций.

2. Что такое питательные вещества? Назовите их.

Вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма. К ним относятся белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины.

3. Назовите и покажите на таблице органы пищеварения.

Ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, 12-перстная кишка, тонкий кишечник, толстый кишечник, анальное отверстие, печень и поджелудочная железа.

4. Пища в ходе передвижения по желудочно-кишечному тракту подвергается механической и химической обработке. Каким изменениям подвергается пища на различных этапах пищеварения?

После обсуждения необходимо записать на доске:

· Ротовая полость - апробация, смачивание, обезвреживание, измельчение пищи. Расщепление углеводов.

· Пищевод - продвижение пищи в желудок.

· Желудок - механическая переработка и обеззараживание пищи. Расщепление белков и частичное жиров.

· 12-перстная кишка - расщепление белков, жиров и углеводов, под действием поджелудочного сока и желчи.

· Тонкий кишечник - всасывание питательных веществ в кровь и лимфу.

· Толстый кишечник - формирование каловых масс, переваривание клетчатки, синтез витаминов.

III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Учитель сообщает тему изучаемого материала, показывает значимость нового материала, мотивируя тем самым учащихся к его усвоению.

Минутка здоровья. В работах профессора М. М. Кольцовой доказано, что тренировка тонких, дифференцированных движений пальцев является стимулом для развития речи, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Поэтому оправдано применение пальчиковых гимнастик в качестве малых форм физической культуры на уроках.

Растирание рук, массаж всех пальцев. Надавливаем на суставы пальцев с боков, а также сверху - снизу.

“Колечко” - поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом и обратном порядке.

“Кулак - кольцо” - поочередно: одной рукой кулак, другой большой и указательный пальцы образуют кольцо.

“Вертолет” - перемещаем карандаш между пальцами кисти.

IV. Этап усвоения новых знаний.

I. Заболевания органов пищеварения.

Учитель сообщает о том, что профилактические осмотры, проводимые на предприятиях и учебных заведениях, показывают, что большое количество людей страдает заболеваниями пищеварительной системы.

На предыдущем уроке ученики вашего класса получили индивидуальные задания: приготовить сообщения о наиболее часто встречающихся заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

Сообщение учащегося 1. Гастрит - воспаление слизистой оболочки стенки желудка. Среди болезней органов пищеварения 35% всех случаев приходится на хронический гастрит, а среди болезней желудка - 85%. При хроническом гастрите после приема пищи наблюдаются боли в области желудка, чувство жжения, тошнота, снижение аппетита. Хронический гастрит приводит к изменению секреторной активности желудочных желез.

Сообщение учащегося 2. Язва желудка и 12-перстной кишки - хроническое заболевание, связанное с нарушением нервных и гуморальных механизмов, регулирующих секреторную деятельность пищеварительного тракта. Для язвенной болезни характерны сильные боли через некоторое время после еды или натощак, изжога, иногда рвота.

Сообщение учащегося 3. Пищевое отравление может вызываться различными микроорганизмами, чаще всего это сальмонеллы, палочки ботулизма, стрептококки, стафилококки. Инфекция передается через зараженные пищевые продукты - мясо, рыбу, молоко, салаты и т. д. Попадая в организм бактерии выделяют яд, который вызывает острое воспаление слизистой желудка, тонкой и толстой кишки. Симптомы: тошнота, рвота, боли в животе, головная боль, иногда судороги.

2. Причины возникновения желудочно-кишечных заболеваний.

Учитель. Причиной пищевых отравлений, как нам уже сказали, являются зараженные пищевые продукты.

Вопрос к учащимся: Можете ли Вы назвать еще и другие причины пищевых отравлений?

(Не соблюдение правил личной гигиены)

Вопрос к учащимся: Как можно избежать пищевых отравлений?

(Соблюдение правил личной гигиены, режима и срока хранения продуктов, соблюдение технологии приготовления пищи).

Вопрос к учащимся: Каковы причины гастрита, язвенной болезни желудка? (Неправильное питание)

3. Правила питания.

Учитель. Таким образом, мы пришли к выводу о том, что неправильное питание приводит к возникновению желудочно-кишечных заболеваний. В медицине древнего Китая главным направлением было предупреждение всех заболеваний на основе правильного питания и разумного образа жизни. Современные ученые подсчитали, что на здоровье человека оказывают влияние разные факторы: 50% образ жизни, 20% наследственность, 20% окружающая среда, 10% медицинская помощь (показать диаграмму).

Групповая работа.

Чтобы выработать правила правильного питания, все ученики класса делятся на 3 группы. Каждая группа в ходе обсуждения должна сформулировать основные правила правильного питания и при этом обосновать каждое из них. Время работы 5 минут. По завершению работы каждая группа запишет свои правила на альбомный лист и прикрепит к доске.

Обсуждение правил правильного питания

В ходе обсуждения записываем общие правила правильного питания на доске:

А) Регулярное питание. При регулярном питании вырабатывается условный рефлекс, следовательно, перед приемом пищи ухе выделяется желудочный сок, что способствует лучшему перевариванию пищи.

Б) Разнообразное питание. Питательные вещества находятся в различных продуктах питания, поэтому необходимо употреблять в пищу разнообразную пищу. Много белков содержится в мясе, молочной продукции, бобовых. Жиры - орехи, растительные и животные жиры. Углеводы - мучные и кондитерские изделия.

В) Умеренность в еде. Переедание способствует отложению избытка питательных веществ, что ведет к ожирению. Не зря русская пословица гасит: Завтрак съешь сам, обед подели с другом, а ужин отдай врагу. Из-за стола необходимо выходить с чувством легкого голода, так как гуморальный сигнал о насыщении приходит на 20 минут позднее, после того, как человек уже сыт.

Г) Есть с аппетитом, что ведет к увеличению выделения желудочного сока.

Д) Есть не торопясь, что способствует лучшей механической обработке пищи.

Е) Соблюдение правил личной гигиены. Перед едой необходимо вымыть руки.

Минутка здоровья. У детей наблюдается цикличность внимания и работоспособности. 10 - 15 минут наблюдается продуктивная работа, 3-7 минут мозг отдыхает, и ребенок может не реагировать на учителя, особенно без двигательных упражнений, неподвижный ребенок не обучается.

Упражнения, способствующие снятию статистического напряжения аксиальной мускулатуры, исправлению положения позвоночника

1. Сесть прямо, руками взяться за сидение стула. Потянуть сиденье стула вверх в течении 5-7 с. расслабиться, повторить 3-5 раз.

2. Сесть прямо, руки поднять вверх, локти до конца не разгибать. Потянуться вверх руками, почувствовать, как выпрямляется спина. Потянуться вверх правой рукой, почувствовать, как лопатка перемещается вверх, ослабить напряжение. Повторить левой рукой. Расслабиться. Повторить 3-5 раз.

3. Сидя с прямой спиной изображаем аптечные весы: медленно поднимаем одно надплечье, опуская другое. Позвоночник и грудина неподвижны.

4. Вредное влияние алкоголя и никотина на пищеварение.

Изменения начинаются уже в полости рта, где алкоголь подавляет секрецию и повышает вязкость слюны. Зубы алкоголика разрушаются по многим причинам - это и угнетение иммунитета, и нарушение режима питания, и неряшливость. Из-за того, что угнетаются защитные механизмы, развивается алкогольный эзофагит (воспаление пищевода). Нарушается процесс глотания - пища начинает забрасываться из желудка в пищевод. Это связано с воздействием алкоголя на сфинктеры пищевода. Изжога, рвота - неизбежные спутники алкоголика. Вены пищевода при хроническом отравлении этанолом расширяются (это называется варикозное расширение вен пищевода), стенка их истончается и наступает момент, когда вены лопаются в момент рвоты и начинается сильное кровотечение. Только экстренная хирургическая операция спасает в этом случае больного. Но чаще смерть наступает раньше, чем больного доставляют к хирургу. При алкоголизме снижается секреция желудочного сока, претерпевает изменения защитный гель стенок желудка, развивается воспалительный процесс (гастрит). Итогом является атрофия клеток желудка, нарушение переваривания пищи, усвоения пищевых веществ, желудочные кровотечения, развиваются язвы желудка, рак желудка. Изменения в желудке обнаруживаются у 95% алкоголиков

Демонстрационный опыт 1. В ходе опыта нам необходимо установить, какое влияние спирт оказывает на белки.

Берем 2 пробирки из штатива.