Подвижные игры в физическом воспитании студентов с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы

Аннотация:

Рассмотрены направления разработки эффективной методики применения подвижных элементов спортивных игр на занятиях по физической культуре. В эксперименте принимали участие студенты специальных медицинских групп, которые имеют различные отклонения состояния сердечно-сосудистой системы. Исследование проводилось в четыре этапа: поисковый, первый экспериментальный, второй экспериментальный, заключительный. Были использованы анкетирование и анализ журналов учёта учебной работы. Установлено, что применение спортивных и подвижных игр вызывает у студентов интерес и способствует повышению мотивации к двигательной активности. Обоснованы возможности применения игровых упражнений и проведена их адаптация путём изменения пульсовой стоимости. Полученные модификации игровых упражнений условно разделены на три группы: игры в зоне частоты сердечных сокращений до 110, 110-130 и 130-150 ударов в минуту. Первый вариант экспериментальной методики при частоте сердечных сокращений до 110 и 110-130 ударов в минуту оказался малоэффективным для возникновения достоверных положительных изменений в функциональном состоянии сердечнососудистой системы студентов. Рекомендована экспериментальная методика, базирующаяся на чередовании и равноценном соотношении подвижных и элементов спортивных игр и вызывающая увеличение частоты сердечных сокращений до 130-150 ударов в минуту. Применение методики повышает общий уровень соматического здоровья, улучшает функциональное состояние сердечнососудистой системы, самочувствие, активность и настроение студентов.

Ключевые слова: специальная медицинская группа, студент, сердечно-сосудистая система, физическая культура, подвижные игры, спортивные игры.

Введение.

В настоящее время специалистами отмечается практически равное соотношение количества студентов основного и специального учебных отделений в большинстве вузов РФ [17], что существенно повышает значимость решения проблемы разработки и внедрения в образовательный процесс кафедр физического воспитания учебно-методического сопровождения дисциплины «Физическая культура», адресованного студентам различных нозологических групп. При этом программный материал дисциплины должен быть направлен на решение всех основных задач физического воспитания студентов специальных медицинских групп (СМГ), а также по возможности соответствовать их личным предпочтениям и интересам [13, 18].

К числу основных разделов Примерной программы дисциплины «Физическая культура» (2000, 2011) относится раздел спортивных игр, по свидетельству специалистов, пользующийся у студентов повышенным интересом [23, 7]. На основном учебном отделении (ОУО) раздел спортивных игр представлен в основном волейболом, баскетболом, настольным теннисом, футболом, гандболом. На специальном учебном отделении (СУО) в равной степени используются спортивные и подвижные игры. При этом из числа спортивных игр предпочтение отдаётся настольному теннису, бадминтону, волейболу. Однако если для ОУО арсенал применяемых игр и методики их преподавания являются неоднократно апробированными и достаточно наработанными, то для СУО вопрос методического сопровождения данного раздела программы до настоящего времени остаётся не до конца изученным.

В частности, крайне осторожное отношение к применению игровых упражнений в принципе наблюдается у преподавателей, проводящих занятия со студентами СМГ с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы (ССС), что в основном объясняется сложностью дозирования физической нагрузки в данном виде деятельности по причине его высокой эмоциональности. Вместе с тем, многие специалисты по лечебной и оздоровительной физической культуре свидетельствуют о положительном влиянии занятий подвижными и спортивными играми на функциональное состояние лиц с сердечно-сосудистыми нарушениями, в том числе перенесших инфаркт миокарда, указывая, что определяющим в таких занятиях является соблюдение оптимальных величин физической нагрузки [21, 22, 8, 14, 25, 10, 11, 6; и др.].

Таким образом, актуальность исследования обусловлена настоятельной необходимостью разработки эффективной методики применения подвижных и элементов спортивных игр, по величине физической нагрузки адекватной нозологическим характеристикам студентов с ограниченными возможностями ССС. Дополнительным аргументом, свидетельствующим о практической значимости такой методики, является тот факт, что разного рода сердечно-сосудистые нарушения диагностируются у 40-60% студентов, входящих в состав СМГ [1, 4].

Статья подготовлена по результатам работы по проекту №6.2093.2011 «Кинезиотерапия в системе оздоровления студентов вузов», выполняемому в рамках Государственного задания Минобрнауки России подведомственным вузам на выполнение НИОКР.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Актуальность проблемы и необходимость поиска путей её решения обусловили выдвижение рабочей гипотезы, которая строилась на следующем предположении:

Предполагалось, что в содержание учебно-тренировочных занятий по физической культуре со студентами СМГ, имеющими ограниченные возможности ССС, целесообразно включать подвижные и элементы спортивных игр, пульсовая стоимость которых не превышает 150 уд/мин. Эффективность методики применения игровых упражнений может быть обеспечена соблюдением следующих условий:

  • подбором и адаптацией разнообразных игровых упражнений в соответствии с требуемой интенсивностью физической нагрузки;
  • применением следующих методических приёмов адаптации игровых упражнений: уменьшение продолжительности игры; включение пауз отдыха в процесс игры; уменьшение размеров игровой площадки; изменение количества участвующих в игре; изменение условий игры в соответствии с самочувствием игроков; замена игровых двигательных действий на менее активные; исключение кратковременных напряжений и резких переключений;
  • распределением игровых упражнений на три зоны интенсивности (до 110 уд/мин, 110-130 уд/мин, 130150 уд/мин) с целью обеспечения последовательного подведения организма занимающихся к игровой нагрузке в первой тренировочной зоне (130-150 уд/ мин);
  • применением игровых упражнений в рамках игрового блока продолжительностью 40 мин, включённого в основную часть учебно-тренировочных занятий.

Включение методики применения подвижных и элементов спортивных игр в учебную программу дисциплины «Физическая культура» для СУО будет способствовать улучшению функционального состояния ССС, повышению уровня соматического здоровья, самочувствия, активности, настроения студентов с ограниченными возможностями ССС.

Цель работы - научно обосновать методику применения подвижных и элементов спортивных игр на занятиях со студентами СМГ с ограниченными возможностями ССС.

Задачи работы:

  1. Выявить особенности проведения учебно-тренировочных занятий по физической культуре со студентами СМГ с ограниченными возможностями ССС;
  2. Обобщить опыт использования подвижных и элементов спортивных игр в рамках плановых занятий по физической культуре в вузе и оздоровительных занятий с разными категориями граждан;
  3. Обосновать возможность и целесообразность применения подвижных и элементов спортивных игр на учебно-тренировочных занятиях по физической культуре со студентами СМГ с ограниченными возможностями ССС;
  4. Разработать методику применения подвижных и элементов спортивных игр на занятиях со студентами СМГ с ограниченными возможностями ССС.

Результаты исследования.

В результате анализа специальной литературы было установлено, что в оздоровительных занятиях с лицами с ограниченными возможностями ССС наряду с дозированной ходьбой, бегом и дыхательными упражнениями достаточно широко применяются подвижные и элементы спортивных игр [21, 22, 14, 10, 11, 2; и др.]. В физическом воспитании студентов, согласно нормативным документам, игровые упражнения являются обязательными видами физических упражнений; при этом методика их применения на СУО разрабатывается кафедрами физического воспитания самостоятельно с учётом показаний и противопоказаний для студентов СМГ [24]. Вместе с тем, известно, что по причине сложности дозирования нагрузки в игровой деятельности, связанной с её эмоциональным компонентом, наблюдается осторожное отношение к использованию подвижных и элементов спортивных игр на занятиях физической культурой со студентами СМГ, особенно имеющими нарушения со стороны ССС. Зачастую, в занятиях с данным контингентом игровые упражнения не используются вовсе, что, очевидно, является упущением, поскольку, согласно данным известных специалистов по ЛФК И.Б. Тёмкина, А.Г. Дембо, В.А. Епифанова, В.И. Дубровского и др. при ряде состояний, когда физкультурные занятия преследуют цель повышения функциональных возможностей органов кровообращения и дыхания без дифференцированного влияния на отдельные их звенья, игры выступают в качестве основного тренирующего средства, поскольку, увлёкшись игрой, занимающиеся выполняют значительно большее число движений и со значительно большей нагрузкой, чем в процессе выполнения других упражнений. Иными словами, игровая деятельность позволяет включить и использовать достаточно большие резервные возможности организма занимающихся, что обычно затрудняется при других формах мышечной деятельности из-за присущего страха, который, по словам А.М. Вишневского [5], не вполне оправдан, когда речь идёт о студентах СМГ.

В научной литературе существуют работы, в которых представлены результаты исследований, подтверждающие положительное влияние подвижных и элементов спортивных игр на состояние здоровья студентов с ограниченными возможностями ССС [5, 26, 16, 12, 9, 19, 20, 3, 15, 4]. Однако ни в одном из изученных источников не представлена конкретная методика применения подвижных и элементов спортивных игр в занятиях со студентами с ограниченными возможностями ССС. Вместе с тем, очевидно, что существует большое число игровых упражнений, которые возможно использовать в занятиях со студентами указанной нозологической группы с целью внесения разнообразия в такие занятия и увеличения к ним интереса занимающихся.

Интерес студентов к занятиям физической культурой выявлялся с помощью анкетирования (всего 480 респондентов: 250 чел. - ОУО; 230 чел. - СУО) и анализа журналов учёта учебной работы (данные по 2480 студентам 1-3 курсов). Обобщение полученных данных позволяет сделать следующие заключения:

  • количество студентов ОУО, дополнительно занимающихся физической культурой, к старшим курсам снижается;
  • количество студентов СУО, дополнительно занимающихся физической культурой, к старшим курсам, наоборот, увеличивается;
  • интересы студентов ОУО и СУО к видам двигательной активности в основном совпадают; при этом большинство из них привлекают занятия спортивными играми;
  • подавляющее большинство опрошенных на ОУО и СУО желают, чтобы в содержание учебных занятий по физической культуре были включены подвижные игры.

Серия педагогических наблюдений (всего 10) на УТЗ по физической культуре, проводимых преподавателями кафедры физического воспитания №1 НИУ «БелГУ», была осуществлена с целью изучения специфики построения процесса физического воспитания студентов СМГ на практике. Полученные данные позволили выделить некоторые общие для СУО тенденции. В частности, УТЗ по физической культуре со студентами с ослабленным здоровьем состоит из трёх частей: подготовительной (20 мин), основной (50-60 мин), заключительной (10-20 мин). Подготовительная часть УТЗ базируется на упражнениях в ходьбе / беге и ОРУ. Основная часть по содержанию может быть весьма разнообразной, что, зачастую, связано с нозологической неоднородностью групп, но, как правило, включает комплексы упражнений на развитие физических качеств и комплексы ЛФК. Заключительная часть УТЗ преимущественно основывается на упражнениях на расслабление мышц и восстановление дыхания. Кривая ЧСС студентов СМГ предполагает достижение значений в 90-110 уд/мин в подготовительной части; повышение до 120-150 уд/ мин в основной части; понижение до 90-100 уд/мин в заключительной части. На показатели самочувствия, активности, настроения занимающихся наиболее заметное положительное влияние оказывают аэробика, танцы, йога, подвижные и элементы спортивных игр.

Рис. 1. Количество занятий, пропущенных студентами НИУ «БелГУ» в период освоения различных разделов учебной программы по дисциплине «Физическая культура»

Одной из ключевых задач поискового этапа исследования являлось выявление подвижных и элементов спортивных игр, пульсовая стоимость которых в ходе их выполнения студентами с ограниченными возможностями ССС не превышает 150 уд/мин. Параллельно, наряду с выбором игр, заведомо характеризующихся невысокими показателями интенсивности физической нагрузки (пр. «Слалом», «Удержи палку», «Ловкий перемах» и др.), велась работа по обоснованию методических приёмов адаптации игровых упражнений с целью понижения их пульсовой стоимости. В результате были отобраны следующие основные приёмы:

  • уменьшение продолжительности игры;
  • включение пауз отдыха в процесс игры;
  • уменьшение размеров игровой площадки;
  • изменение количества участвующих в игре;
  • изменение условий игры в соответствии с самочувствием игроков (смена водящего, окончание игры без достижения конечного результата в случае превышения её продолжительности свыше запланированного и т.д.);
  • замена игровых двигательных действий на менее активные (пр. бега - на быструю ходьбу);
  • исключение кратковременных напряжений и резких переключений (прыжков, соскоков, ускорений и т.п.).

Отобранные варианты игровых упражнений и применённые к ним методические приёмы адаптации представлены в таблице 1.

С целью исключения опасности скачкообразного изменения пульса в ходе выполнения игровых упражнений из числа отобранных и адаптированных были проведены исследования, направленные на определение их пульсовых кривых методом непрерывной регистрации ЧСС с использованием прибора «Polar RS300X». Мониторинг ЧСС по каждой игре был проведён на 20 студентах с ограниченными возможностями ССС (10 девушек, 10 юношей). В ходе проведения аппаратной пульсометрии превышений ЧСС выше 150 уд/мин ни у одного из испытуемых выявлено не было. Вместе с тем, был установлен интересный факт: выполнение большинства игровых упражнений характеризуется наиболее высокими показателями ЧСС на первой минуте игры, что, возможно, связано с эмоциональным фактором.

На основании анализа полученных пульсовых кривых отобранные игровые упражнения и их модификации были условно разделены на три группы: игры в зоне ЧСС до 110 уд/мин; игры в зоне ЧСС 110-130 уд/ мин; игры в зоне ЧСС 130-150 уд/мин. Данное распределение было обусловлено целесообразностью последовательного подведения организма занимающихся к игровой нагрузке в первой тренировочной зоне интенсивности (130-150 уд/мин). В целом, все варианты игровых упражнений соответствовали рекомендациям специалистов и обеспечивали нагрузку в зоне 5075% от ЧСС max (таблица 2). Отобранные, адаптированные и систематизированные игровые упражнения явились основой для разработки экспериментальной методики применения подвижных и элементов спортивных игр на занятиях со студентами СМГ с ограниченными возможностями ССС.

Экспериментальная методика разрабатывалась с опорой на Примерную программу дисциплины «Физическая культура» (2000), предусматривающую самостоятельную подготовку кафедрами физического воспитания программно-методических комплексов для СУО. Согласно вступившим в силу в 2011 г. ФГОС ВПО 3-го поколения, федеральные и национальные исследовательские университеты (к числу последних относится НИУ «БелГУ») обладают правом самостоятельной разработки учебных программ, в том числе по физической культуре.

В соответствии с утвержденным Примерной программой для вузов по дисциплине «Физическая культура» (2000) годовым планированием экспериментальная методика разрабатывалась из расчёта объёма учебных занятий 136 часов в год - по 68 часов (34 занятия) в каждом семестре. Для осуществления полноценного контроля за состоянием здоровья студентов с ограниченными возможностями ССС на первых двух и последних двух занятиях было запланировано проведение тестирования физического развития, физической подготовленности, функциональной тренированности, соматического здоровья. Таким образом, содержание разработанной методики выстраивалось из расчета 32 занятия (64 часа) в каждом семестре.

Ориентируясь на данные, представленные в учебнике «Теория и методика физического воспитания» под общей редакцией профессора Т.Ю. Круцевич (2003), согласно которым в начальном периоде занятий с лицами с ослабленным здоровьем необходимо применять упражнения с увеличением ЧСС на 5560% от max, а повышение нагрузки следует осуществлять постепенно до 60-65% от ЧСС max, были отобраны две группы игровых упражнений: игры в зоне ЧСС до 110 уд/мин и игры в зоне ЧСС 120-130 уд/мин. Первая группа игр применялась в I семестре; вторая группа игр - во II семестре. Распределение нагрузки в ходе каждого занятия осуществлялось в соответствии с общепринятой трёхчастной структурой: подготовительная, основная, заключительная части занятия.

Подготовительная часть УТЗ (20 мин) включала следующие упражнения: ходьба с заданиями, бег в медленном темпе, бег в чередовании с ходьбой, бег с чередованием темпов; ОРУ на месте, в движении, с предметами, в парах.

Основная часть УТЗ (60 мин) состояла из двух частей: первая часть (40 мин) - игровой блок, включающий подвижные и элементы спортивных игр в зоне ЧСС до 110 и 110-130 уд/мин; вторая часть (20 мин) - комплексная тренировка на развитие физических качеств. Игровые упражнения в данной части УТЗ выступали в качестве основного средства коррекции ССС занимающихся. В I семестре применялись подвижные игры в зоне ЧСС до 110 уд/мин. С ноября в содержание основной части УТЗ включался настольный теннис - занимающиеся осваивали технику игры. Во II семестре с февраля по март студенты занимались подвижными играми в зоне ЧСС до 110 и 110-130 уд/ мин и настольным теннисом, а также осваивали технику игры в волейбол. В апреле-мае занятия проводились на открытом воздухе, а в содержание основной части включалась учебная игра в волейбол (с исключением прыжков).

Таблица 1 - Методические приёмы адаптации подвижных и элементов спортивных игр к показателям физической нагрузки, рекомендованным студентам СМГ с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы