Методическая разработка по биологии (8 класс) по теме:

Интегрированный урок. Тема урока:  значение физических упражнений для развития и укрепления сердечнососудистой системы.

                                                             Задачи урока.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема урока:  значение физических упражнений для развития и укрепления сердечнососудистой системы.

Задачи урока.

    Определить зависимость  работы сердца от физической нагрузки. Определить по пульсу степень тренированности своего организма. Сделать для себя вывод о необходимости заниматься физкультурой для сохранения и укрепления здоровья.

Ход урока

    Организационный этап урока.

2. Сообщение темы урока и его задач.

Сегодня у нас необычный урок, которым мы попытаемся показать влияние физических упражнений на работу сердечнососудистой системы.

Два века назад на скале в Элладе были высечены слова: « Хочешь быть сильным – бегай. Хочешь быть красивым - бегай. Хочешь быть умным -  бегай».

Более 2500 лет назад лучшему воину скороходу было поручено сообщить жителям Афин о победе греков над персами в Марафонской долине. Гонец пробежал около 40 километров за 3 часа. Появившись на площади, он крикнул: “Мы победили!” и упал замертво. С 1896 года проводятся соревнования на марафонскую дистанцию.

В чём причина этого явления? Попробуем разобраться сегодня.

Итак, тема нашего сегодняшнего урока:  значение физических упражнений для развития и укрепления сердечнососудистой системы. (Слайд 1)

3.Задачи урока

Мы должны:

1. Определить зависимость  работы сердца от физической нагрузки.

2. Научится определять  пульс, по которому можно сказать о степени тренированности своего организма.

3. Выяснить необходимость занятия физкультурой для сохранения и укрепления здоровья.

4. Объяснение материала.

Великий физиолог И. Арташевский говорил: «Человек, двигаясь и при этом, развиваясь, сам заводит часы своей жизни”. (Слайд )

С часами жизни, сопоставляют здоровое сердце. Так мы и говорим: сердце работает как часы!

Особенностью сердца является то, что это мышечный орган, выполняющий роль насоса в нашем организме. Оно обеспечивает движение крови по кровеносным сосудам, а значит и доставку кислорода и питательных веществ ко всем клеткам  и тканям.

Сердце размером с человеческий кулак, а масса сердца колеблется в пределах 200-400 граммов. (Слайд )

Сердце сокращается ритмично 60-70 раз в минуту, что за сутки составляет 108 тысяч раз. а за человеческую жизнь около 3 миллиардов раз. (Слайд).

Объем крови перекачиваемый сердцем за 1 минуту – 6 литров, что за час составляет 360 литров. (Слайд)

Для осуществления такой важной работы сердцу необходимо питание, которое осуществляется за счет собственных коронарных сосудов.

Одним из показателей работы сердца является пульс, который позволяет судить о здоровом состоянии организма и его тренированности, о различных заболеваниях организма.

Пульс - это толчок крови в сосудах при сокращении сердца, производящий колебания стенок кровеносных сосудов. Пульс характеризуется следующими пара метрами: частота, ритм, напряжение и наполнение.

Частота пульса составляет величину от 60 до 80 ударов в минуту. что для обыкновенного нетренированного человека является нормой.

Частота пульса от 70 ударов в минуту и ниже для физически развитых, тренированных людей и ведущих правильный образ жизни означает отменное здоровье.

У женщин пульс чаще, чем у мужчин. У детей пульс может быть значительно чаще, чем у взрослых. Что является нормальным физиологическим явлением.

Необходимо отметить, что учащение пульса  возникает при физической нагрузке.

Сейчас мы проделаем практическую работу по определению пульса и выясним, как же пульс будет зависеть от физических нагрузок. Совершив несложные вычисления можно, будет определить степень тренированности сердца. Для этого необходимо произвести измерение пульса в состоянии покоя, после разминки, после круговой тренировки.

Ход работы:

1. Изначально необходимо определить наш пульс в состоянии покоя за 1 мин. Для этого ознакомимся с техникой определения пульса.

Итак, пульс измеряется на тыльной стороне лучезапястного сустава в течение10 секунд. Для этого двумя пальцами (указательным, средним) нужно найти лучевую артерию. Секундомером засечь время (10 сек.). Полученный результат умножить на 6, для того, чтобы определить значение пульса за 1 мин. Измерения заносятся в лист самоконтроля. Это величина ( т).

2. Сейчас проведем разминку для этого….

Снова найдем пульс на лучевой артерии и подсчитаем его значение за 10 сек. Полученный результат умножить на 6, для того, чтобы определить значение пульса за 1 мин. Измерения заносятся в лист самоконтроля.

3. Круговая тренировка. Найдем пульс на лучевой артерии и подсчитаем его значение за 10 сек. Полученный результат умножить на 6, для того, чтобы определить значение пульса за 1 мин. Измерения заносятся в лист самоконтроля.( т 1)