Методические разработки практического занятия для студентов Учебная

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

Запорожский государственный медицинский университет

«Рекомендовано»

на методическом совещании

кафедры анестезиологии и

Анестезиология и интенсивная терапия

Медицинский

Запорожье 2009

^ Актуальность темы: заболевания системы кровообращения занимают первое место среди причин смертности среди взрослых как в Украине, так и в стpанах Европы и США. Так, ишемическая болезнь сердца (ИБС) является наиболее частой причиной смерти в Европе - около 2 миллионов человек из-за нее умирает ежегодно.

Острые нарушения кровообращения включают острую сердечную и сосудистую недостаточность, которые развиваются в результате длительного кислородного голодания (гипоксии) миокарда либо в связи с кровопотерей, расстройством дыхания, шока, отравления токсическими веществами. Среди причин, которые приводят к развитию острой сердечной недостаточности у взрослых, на первом месте стоит инфаркт миокарда, при этом сердечная мышца теряет свою сократительную способность, не может перекачивать притекающую к нему кровь, резко уменьшается так называемый сердечный выброс. Быстрое развитие симптомов острой сердечной недостаточности также характерно для миокардитов, аритмий, оперативных вмешательств на сердце, при перегрузках объемом или давлением, при острой перестройке гемодинамики у новорожденных с врожденными пороками сердца, при острой клапанной недостаточности и др. Более медленное развитие острой сердечной недостаточности встречается при истощении компенсаторных механизмов у больных с хроническими миокардитами, нетяжелыми врожденными или приобретенными пороками сердца, пневмониями, при бронхиальной астме и др.

Сердечной недостаточности при заболеваниях сердца обычно сопутствует сосудистая недостаточность - возникновение обморока (синкопе) либо коллапса, при которых нарушения сосудистого тонуса настолько велики, что приводят к резкому падению артериального давления и деятельности сердца. Коллапс является также частым осложнением заболеваний, сопровождающихся болями и интоксикацией, при тяжелом шоке, массивной кровопотере.

Распространенность синдрома острой сердечной недостаточности при различных заболеваниях, тяжесть клинических проявлений с высокой частотой летальных исходов требует глубоких теоретических знаний и применения современных методик обследования и схем лечения.

^ 2. Учебные цели занятия:

А. Познакомиться с развитием научных достижений относительно причин возникновения, диагностики, клиники и основных направлений неотложной помощи и интенсивной терапии острых нарушений кровообращения.

В. Знать:

· основные причины, приводящие к развитию острой сердечно-сосудистой недостаточности;

· суть понятия "гиповолемия";

· клинические варианты и гемодинамические признаки различных вариантов острой сердечно-сосудистой недостаточности;

· основные направления медицинской помощи при острой сердечной недостаточности;

· классификация острой сердечно-сосудистой недостаточности;

· методы диагностики острой сердечно-сосудистой недостаточности;

· особенности ухода за больными в бессознательном состоянии;

· направления интенсивной терапии больных в зависимости от этиологии и патогенеза острой сердечно недостаточности;

· показания для механической поддержки кровообращения.

^ С. Овладеть навыками:

· исследования пульса и его свойств;

· аускультацией сердца и крупных сосудов;

· измерения артериального давления;

· венозного доступа с помощью венозных катетеров (периферических или центральных);

· проведения кислородных ингаляций;

· подключения больного к кардиомониторному наблюдению;

· мониторирования основных витальных функций;

· поддержки свободной проходимости верхних дыхательных путей (положение головы, оральные или назальные воздуховоды, ларингеальные маски);

· оценки уровня сознания;

· проведения оценки центрального венозного давления.

^ Уметь (овладеть умениями):

· поставить предварительный диагноз и составить план обследования для больного с острой сердечно-сосудистой недостаточностью;

· провести дифференциальную диагностику клинических вариантов острой сердечно-сосудистой недостаточности;

· составить план оценки клинического состояния больного;

· назначить медикаментозную терапию;

· оценить общее состояние больного на основе мониторинга его основных физиологичных функций;

· диагностировать основную причину острой сердечно-сосудистой недостаточности;

· оценить результаты лабораторных исследований с целью диагностики клинических вариантов острой сердечно-сосудистой недостаточности;

· оценить результаты инструментальных исследований с целью диагностики клинических вариантов острой сердечно-сосудистой недостаточности;

· рассчитать объем инфузионной терапии у данной категории больных;

· обеспечивать адекватную оксигенацию у больных .

D. Развивать творческие способности путём выбора наиболее оптимальных

методов диагностики и схем лечения.

^ 3. Цели развития личности: молодым специалистам необходимо овладеть методиками сбора анамнеза у больного и его родственников, устанавливая с ними позитивную психоэмоциональную связь, уметь применить на практике полученные знания относительно диагностики и лечения острых нарушений кровообращения.

^ 4. Материалы для доаудиторной самостоятельной работы (для подготовки к вышеуказанной теме практического занятия)

4.1. Базовые знания, умения, навыки, необходимые для изучения темы: