Анатомия человека наука, изучающая форму и строение тела человека в связи с его функциями и закономерностями развития

ТЕМА 13

^ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ.

КРУГИ КРОВООБРАЩЕНИЯ, МИКРОЦИРКУЛЯТОРНОЕ РУСЛО. АНАТОМИЯ СЕРДЦА, ТОПОГРАФИЯ, ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ

^ Рассматриваемые вопросы.

Общие принципы строения и функции сердечно-сосудистой системы. Компоненты сосудистой части сердечно-сосудистой системы: артерии, вены, сосуды гемомикроциркуляторного русла, строение их стенки. Источники и механизмы образования сосудов гемомикроциркуляторного русла. Работы отечественных анатомов. Органоспецифичность сосудов гемомикроциркуляторного русла. Понятия о путях коллатерального (обходного) тока крови. Большой и малый круги кровообращения.

Функции сердца. Топография сердца (голотопия, скелетотопия, синтопия). Форма, положение сердца.). Внешнее строение сердца. Проекция границ сердца на переднюю стенку грудной полости.

^ Актуальность темы.

Трудно переоценить значение сердечно-сосудистой системы в организме. Нормальное функционирование всех органов и тканей связано, прежде всего, с этой системой. Пусковым механизмом патогенеза многих заболеваний являются нарушения в работе сердца или периферических сосудов. Знание строения сердца у здорового человека является отправной точкой для изучения врожденных и приобретенных пороков сердца, понимание причин и механизмов развития нарушения кровообращения при тех или иных заболеваниях сердца.

Поэтому врачам любого профиля необходимо знание не только строения и функции сердца, особенностей кровоснабжения органов, но и места прохождения сосудистых стволов для проведения инъекций, остановки кровотечений и т. д. Овладение этими знаниями возможно только в сочетании с препаровкой трупного материала. Умение владеть пинцетом и скальпелем повышает уровень изучения студентами этой системы и будет востребовано при изучении курса топографической анатомии, хирургии и. т.д.

^ Учебно-целевые задачи.

Усвоить общий план строения сердечно-сосудистой системы, особенностей строения и функции всех ее звеньев. Особо остановиться на гемомикроциркуляторном русле. Научиться определять границы сердца. Закрепить навыки пользования пинцетом и скальпелем, знать особенности препаровки сосудов.

Студент должен знать:

1. Фило - и онтогенез сердца и сосудов.

2. Топографию органов средостения.

3. Сосуды большого и малого кругов кровообращения, их функции.

4. Отличия артериальных и венозных сосудов.

5. Звенья микроциркуляторного русла, их функцию.

6. Анатомию сердца.

7. Топографию сердца и крупных сосудов (голотопию, скелетотопию, синтопию).

8. Этапы препаровки сердца и сосудов.

Студент должен уметь:

Чем ограничены верхняя и нижняя апертуры грудной клетки.

Перечислить вертикальные проекционные линии передней грудной стенки.

Что такое средостение. Классификация.

Перечислить органы, расположенные в разных отделах средостения.

Самостоятельная работа студентов.

При изучении общей характеристики сердечно-сосудистой системы необходимо иметь в виду основные этапы развития сердца и сосудов в фило- и онтогенезе (двух-, трех- и четырехкамерное сердце, сообщения между его полостями, клапанный аппарат). На препарате найти сосуды, выходящие из желудочков сердца и впадающие в предсердия. Найти аорту, легочной ствол, полые и легочные вены. Назвать функцию сосудов большого и малого кругов кровообращения. Рассказать звенья микроциркуляторного русла. Рассмотреть строение сосудистой стенки, назвать макро- и микроскопические отличия артерий от вен.

При изучении сердца необходимо использовать схему описания органов, изложенную в учебном практикуме для студентов по теме «Спланхнология»:

· дать его латинское название;

· источник развития;

· изучить топографию сердца:

- его расположение в нижнем среднем средостении;

- взаимоотношение с легкими и органами средостения;

- проекцию границ сердца на переднюю грудную стенку;

· определить функции сердца:

- центральный орган кровообращения;