Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей Методика исследования Семиотика поражений

Актуальность темы Сердечно-сосудистая система обеспечивает поставку кислорода и питательных веществ ко всем органам и тканям и выведение углекислого газа и других продуктов метаболизма и таким образом участвует во в поддержании постоянства внутренней среды Сердечно-сосудистая система у детей разного возраста имеет ряд отличий, которые влияют на ее функции Это определяет необходимость изучения анатомо-физио-ло логических особенностей этой системы у детей студентами медицинского факультетету.

Цель занятия Изучить анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы ребенка в различные этапы онтогенетического развития, уметь исследовать эту систему у детей разного возраста, знать важнейшие озн наки сердечно-сосудистых расстройств у младй.

результате самостоятельной подготовки студент должен знать:

1 Особенности кровообращения плода и новорожденного

2 Анатомические особенности сердца детей в разные периоды жизни

3 Особенности топографии сердца в возрастном аспекте

4 Гистологические особенности миокарда ребенка

5 Особенности иннервации и ритма сердца у детей

6 Морфологические особенности сосудов (артерий, вен, капилляров) у детей

7 Частота сердечных сокращений у детей разного возраста

8 Артериальное давление у детей разного возраста

9 Дифференциальный диагностику функционального и органического систолических шумов, физиологического и патологического расщепление II тона над легочной артерией у детей

10 Положительные признаки физиологических особенностей сердечно-сосудистой системы у детей

11 Негативные признаки физиологических особенностей сердечно-сосудистой системы у детей

результате изучения темы студент должен уметь:

1 Исследовать сердечно-сосудистую систему у детей

2 Собирать анамнез у детей разного возраста, учитывая типичные жалобы в маленьких и старших детей со стороны сердечно-сосудистой системы

3 Проводить перкуссию сердца у детей, определять границы сердца в возрастном аспекте

4 Проводить аускультацию сердца у детей, используя знания возрастных особенностей

5 Оценить результаты основных инструментальных методов исследования сердечно-сосудистой системы у детей

Основная литература

Чеботарева ВД, Майданник BS Пропедевтическая педиатрия - K: Б в, 1999 - С 146-162, 358-386

Мазурин AB, Воронцов UM Пропедевтика детских болезней - СПб: \"Издательство Фолиант\", 2001 - С 382-482

Медицина детства / Под ред ПС Мощич: В 4 т - К: Здоровье, 1994 - Т 1 - С 217-221

Дополнительная литература

Детские болезни / Под ред ЛА Исаевой - М: Медицина, 1994 - С 46-48

Белоконь НА, Кубергер МВ Болезни сердца и сосудов у детей: Руководство для врачей в 2 т - М: Медицина, 1987 - Т 1 - С 5-23

Кардиология детского возраста / Под ред ПС Мощич, ВМ. Сидельникова, ДЮ Кривчени - М. Здоровье, 1986 - С 10-24

Вспомогательные материалы

1 Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей разного возраста

2 Методика исследования сердечно-сосудистой системы у детей

3 Границы относительной сердечной тупости при перкуссии у детей разного возраста

4 Дифференциальная диагностика функционального и органического систолических шумов у детей

5 Дифференциальная диагностика физиологического и патологического расщепление II тона над легочной артерией у детей

6 Особенности ЭКГ у детей

7 Недостаточность кровообращения у детей

Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей разного возраста

• Анатомическое сердце новорожденного расположено более краниально за счет высокого стояния диафрагмы

• Значительно больший объем сердца относительно объема грудной клетки

• Форма сердца шаровидная

• Правый и левый желудочки примерно одинаковы по объему и толщине стенки на момент рождения

• После рождения интенсивно растут левые отделы сердца за счет увеличения сосудистого сопротивления и АД

• Темп роста магистральных сосудов меньше, чем темп роста сердца

• У новорожденных соотношение диаметров легочной артерии и аорты другое (аорта - 16 мм, легочная артерия - 21 мм), в возрасте 10-12 лет их диаметр становится одинаковым, а у взрослых аорта всегда больше а легочную артерию (аорта - 80 мм, легочная артерия - 74 мм.

• Кровеносные сосуды новорожденных имеют тонкую стенку, у них недостаточно развиты мышечные и эластичные волокна

• У новорожденных просвет соответствующих артерий и вен одинаковый

• Капилляры у детей хорошо развиты, относительно широкие и короткие

• Пульс у детей всех возрастов более частый, чем у взрослых, за счет более интенсивного обмена веществ и позднего развития вагусной иннервации сердца