Урок на тему «Гигиена сердечно-сосудистой системы»

Задача урока. установить взаимосвязь между работой сердца и его развитием под влиянием труда и активного отдыха.

2.       Изучение нового материала. Тренировка сердца. Влияние курения и алкоголя на сердце и сосуды.

Демонстрация фильма. Рассказ учителя.

Проведение урока

Во вводной части урока учитель использует наблюдения учащихся за работой пульса в разных условиях. Один из учащихся сообщает результаты своих наблюдений и делает выводы о влиянии труда и физических упражнений на работу сердца. Он же изображает рефлекторную дугу (безусловного рефлекса) изменения работы сердца при мышечной работе. Другой — рефлекторную дугу изменения просветов сосудов, что влияет на снабжение кровью работающего органа. Третий ученик «оказывает первую помощь» при мнимом артериальном и венозном кровотечении.

Затем они отвечают на дополнительные вопросы: под влиянием чего изменяется работа сердца? Как происходит гуморальная регуляция? Как влияет адреналин на работу сердца и на просвет сосудов? Перед демонстрацией фильма учитель просит обратить внимание на вопросы, записанные на доске: как изменяется сила и частота сердечных сокращений при мышечной работе? Какое количество крови выбрасывается сердцем человека в покое и при физической работе?

После просмотра фильма учащиеся отвечают на поставленные вопросы, рассматривают рисунок «Сердце тренированного и нетренированного человека», устанавливая разницу в толщине стенок сердца. Учитель подводит их к выводу о количестве выбрасываемой сердцем крови за одно и то же время. Затем ученики читают статью учебника «Правила тренировки сердца» и самостоятельно составляют и записывают эти правила в тетради. Учитель подчеркивает главные правила тренировки: систематичность, постепенность и посильность. Для иллюстрации значения тренировки можно привести рассказ из книги «Что важно знать каждому» (М. «Знание», стр. 181): марафонский вестник пробежал расстояние от Марселя до Афин за 3 часа, чтобы известить своих сограждан о победе, и, крикнув им: «Радуйтесь, мы победили»,— упал мертвым.

Вопрос о влиянии алкоголя и никотина на сердце человека учитель освещает сам. Можно использовать результаты наблюдений учащихся за работой сердца лягушки и влиянием на него алкоголя и никотина. Последний в очень малой дозе может почти остановить работу сердца мелкого животного. В качестве дополнения можно разобрать, почему опьяневшим кажется тепло на морозе и у них притупляется чувство боли. Алкоголь нарушает нервную регуляцию сосудов, они расширяются и на морозе не сужаются. Человеку кажется, что ему тепло, в то время как происходит интенсивная отдача тепла, и он замерзает.

По желанию учителя на этом уроке можно провести письменную работу по теме «Кровь и кровообращение». В этом случае учащиеся изучают новый материал по учебнику.

Задание на дом. статья учебника «Гигиена сердечно-сосудистой системы». Проведите самонаблюдение по заданию в учебнике. Повторите тему «Кровообращение».

Примечание. На одном из последних уроков учитель, по своему усмотрению сократив материал, может провести письменную работу по темам «Кровь» и «Кровообращений».

Вариант I.

1.       Какие функции выполняют составные части крови?

2.       Начерти схему большого круга кровообращения, обозначь движение крови и сосуды.

3.       Как вызвать искусственный иммунитет?

Вариант II.

1.       Как образуется тканевая жидкость? Каково ее значение?

2.       Начерти схему малого круга кровообращения, обозначь движение крови и сосуды. Укажи, где движется артериальная и венозная кровь.

3.       Укажи особенности строения артерий, вен и капилляров в связи с их функциями.

Вариант III.

1.       Что входит в состав внутренней среды организма? К чему приводят изменения ее химического состава?

2.       Начерти таблицу «Такты работы сердца».

3.       Приведи пример связи работы сердца с другими органами.

Вариант IV.

1.       Что такое гуморальное влияние на работу сердца? Приведи пример.

2.       Изобрази схему строения сердца, обозначь его отделы и сосуды. Покажи на рисунке различную толщину стенок сердца.

3.       Что значит «привилась оспа»? Каково значение прививки для организма?