Сердечно-сосудистая система. Артерии эластического типа (аорта, легочная артерия). Сердце: строение, функции. Проводящая система сердца. Возрастные особенности

Пристеночные ветви

  • 4 пары поясничных артерии
  • 1 пара нижних диафрагмальных артерии

Внутриносные ветви

  • Почечные
  • Надпочечные
  • Яичковые или яичниковые
  • Чревный ствол
  • Верхняя и нижняя брыжеичные

Чревный ствол- это сосуд среднего диаметра, отходящий от брюшной аорты вправо и вниз. Дает веточки к органам надчревия.:

2) Артерия желчного пузыря

3) Левая желудочная

4) Селезеночная артерия

5) Артерия поджелудочной железы

Верхняя брыжеичная - обеспечивает питанием весь тонкий кишечник, слепую с червеобразным, восходящую ободочную и часть поперечно-ободочной.

Нижняя брыжеичная - питает оставшуюся часть толстого кишечника, кроме прямой кишки.

На уровне 4 поясничного позвонка брюшная аорта разделяется на. 2 общие подвздошные артерии, затем на уровне крестцово – подвздошного сустава общие подвздошные

Разделяются на :

  • внутреннюю подвздошную
  • наружную подвздошную

Наружная подвздошная дает пристеночные ветви и питает стенки большого таза.

Внутренняя подвздошная заходитв малый таз. ее пристеночные ветви питают его стенки, а внутриносные дают ветви к органам:

  • пузырную
  • прямо- кишечную
  • маточную
  • трубные железы

Наружная подвздошная под паховой связкой выходит на бедро и становится бедренной артерией, она идет по медиальной поверхности

Опустившись в подколенную ямку она становится подколенной артерией, она питает коленный сустав. отдавая веточку – нижнюю коленную артерию.

Далее эта артерия разделяется на: переднюю и заднюю большеберцовую артерию

От задней большеберцовой отходит малоберцовая артерия

Передняя большеберцовая опускаясь на тыл стопы становится тыльной артерией

Задняя большеберцовая опускаясь на подошву разделяется на латеральную и медиальную артерии

Сердечно-сосудистая система. Артерии эластического типа (аорта, легочная артерия). Сердце: строение, функции. Проводящая система сердца. Возрастные особенности

2. Форма организации учебного процесса: Практическое занятие.

3. Значение темы:

Сердечно – сосудистый комплекс органов включает сердце, артерии, вены, сосуды микроциркуляторного русла, лимфатические сосуды. Деятельность сердечно – сосудистого комплекса направлена на поддержание метаболизма и постоянства внутренней среды организма – из крови к тканям и клеткам поступают питательные вещества, регулирующие их развитие и функции; в кровь и лимфу удаляются шлаки и продукты их специальной деятельности. При нарушении структуры и функции разных отделов сердечно- сосудистой системы возникают тяжелые заболевания: порки сердца, инфаркт миокарда, гипертоническая болезнь, атеросклероз. Все это

Делает необходимым подробное изучение сердечно- сосудистой системы для будущего врача любого профиля.

4. Цели обучения:

4.1 Общая цель

Ознакомить студентов с развитием сердца и кровеносных сосудов. Изучить строение крупных кровеносных сосудов и сердца. Изучить особенности строения сосудов эластического типа, связав их с гемодинамическими условиями. Изучить строение сердца и особенности миокарда как поперечно-полосатой сердечной мышечной ткани. Познакомить студентов с репаративными возможностями сердца и крупных кровеносных сосудов.

4.2 Учебные цели:

Студент должен знать гистологические препараты и тканевой состав артерий эластического типа, сердца, общий принцип взаимозависимости строения стенки сосуда и гемодинамических условий.

Студент должен уметь определять на тотальном препарате артериолы, капилляры, венулы.

Студент должен иметь представление об органоспецифичности кровеносных сосудов и их возрастных изменениях.

4.3 Психолого-педагогическая цель:

Занятие построено так, чтобы каждый студент усвоил материал согласно его успеваемости, воспитанности и развитости. На занятии сочетается фронтальный опрос, групповое обсуждение материала и индивидуальная работа с препаратами, материал излагается на основе уже изученного материала и связи его с изучаемой темой, с выделением главного и существенного в данной теме. Благоприятные условия на кафедре создают предпосылки для обучения студентов, для усвоения материала, для нормального морально-психологического климата и эстетического воспитания.

5. Место проведения занятия – учебная комната

6. Оснащение занятия: таблицы, схемы, микроскопы, гистологические препараты: 64, 65, компьютерная версия атласов.

7. Структура содержания темы (хронокарта):

Продолжительность занятия 135 минут