НАРУШЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

Читайте также:

Причины нарушения работы сердечно-сосудистой системы у детей. Нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы ребенка может возникнуть от различных причин. Это могут быть функциональные нарушения: расстройство сердечного ритма, повышение или понижение кровяного давления. Все эти явления в большинстве случаев временны и не являются показателем каких-либо нарушений системы кровообращения. Причиной их возникновения могут быть возрастные изменения функционирования желез внутренней секреции, неустойчивость нервной системы, особенно ее вегетативного отдела, отступление от правильного режима дня, недостаточное пребывание на свежем воздухе, малоподвижный образ жизни, курение, употребление алкогольных напитков, наркотиков и т.д.

Табачный дым содержит много веществ, приносящих организму вред. В состав табачного дыма входит никотин, аммиак, синильная кислота, смолистые вещества и т.д. Особенно чувствителен ко всем этим веществам детский организм. Никотин – очень сильный нервный яд. При выкуривании 10 сигарет в день в организм попадает до 90 мг никотина. Обычно начавшие курить дети отстают в возрасте от своих сверстников, у них развивается малокровие, наблюдаются головокружения, усиливается сердцебиение. Никотин действует на сосуды, особенно венечные, вызывая их сужение.

Другим ядом, от которого необходимо оберегать школьников – алкоголь. Даже однократный прием алкоголя может привести к серьезным последствиям. Алкоголь расшатывает и отравляет несформировавшуюся кровяную систему ребенка, понижает иммунные свойства организма.

Виды кровотечений и восполнение кровопотерь. В зависимости от характера повреждения сосудов кровотечение бывает артериальное, венозное и капиллярное.

Артериальное кровотечение самое опасное. Кровь из ран вытекает под сильным напором. В случае повреждения крупной артерии фонтан крови может достигнуть нескольких десятком сантиметров. Цвет артериальной крови яркий, алый. В случаях артериальных кровотечений срочно накладывают повязку (жгут) выше раны на кровоточащей конечности.

При венозном кровотечении из раны равномерно вытекает кровь темно-красного цвета. Для остановки венозного кровотечения достаточно поднять вверх кровоточащую конечность и наложить тугую повязку. В случаях обильного венозного кровотечения прибегают к наложению жгута ниже раны.

При капиллярном кровотечении кровь сочится по каплям, так как при этом поражены только мельчайшие сосуды. В таких случаях достаточно наложения давящей повязки.

У младших школьников довольно часто бывает носовые кровотечения. При носом кровотечении, ребенка надо уложить так, чтобы голова его была несколько наклонена вперед, воизбежании попадания крови в глотку или желудок, что может вызвать рвоту. Ноздри зажимают пальцами, а к переносице прикладывают холодный компресс. Если кровотечение продолжается, то можно на 2 часа плотно заткнуть ноздри ребенка ватным тампоном.

Иногда после обильного длительного кровотечения может возникнуть обескровливание организма, а впоследствии – малокровие. После остановки такого кровотечения пострадавшего ребенка нужно обложить грелками и давать ему как можно больше питья (сладкий чай, кофе). Такие экстренные меры принимаются для того, чтобы пополнить недостаток воды в организме, но они не могут способствовать восстановлению нормального количества эритроцитов в крови. поэтому при необходимости врачи делают ребенку переливание крови.

Кроветворные органы человека обладают способностью быстро восстанавливать потерю крови, но для этого нужен правильный режим питания, работы и отдыха, необходимо длительное пребывание на свежем воздухе.

ГЛАВА VIII. ДЫХАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

§ 25 СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ .

Значение дыхания для жизнедеятельности организма. В каждой клетке осуществляются процессы, в ходе которых происходит освобождение энергии, используемой на различные виды жизнедеятельности организма. Сокращения мышечных волокон, проведение нервных импульсов нейронами, выделение секретов железистыми клетками процессы клеточного деления — все эти и многие другие жизненные отправления клеток совершаются благодаря той энергии, которая освобождается при процессах, называемых тканевым дыханием.

При дыхании клеток происходит поглощение кислорода. Окисляясь, клеточные органические вещества превращаются в соединения, молекулы которых имеют гораздо более простую структуру. Так, углеводы, представляющие собой основной источник энергии для клеток, образуют конечные продукты — углекислый газ и воду.

Итак, при дыхании клетки поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Это внешние проявления сложных процессов, совершающихся в клетках при дыхании. Как же обеспечивается постоянное поступление кислорода к клеткам и удаление угнетающего их деятельность углекислого газа? Это происходит в процессе внешнего дыхания.

Кислород из внешней среды поступает в легкие. Там, как уже известно, происходит превращение венозной крови в артериальную. Артериальная кровь, текущая по капиллярам большого круга кровообращения, отдает кислород через тканевую жидкость клеткам, которые омываются ею, а углекислый газ, выделяемый клетками, поступает в кровь. Отдача углекислого газа кровью в атмосферный воздух также совершается в легких. Понятно, что прекращение поступления кислорода к клеткам хотя бы на очень короткое время приводит к их гибели. Вот почему непрестанное поступление этого газа из окружающей среды — необходимое условие жизни организма. В самом деле, без пищи человек может прожить несколько недель, без воды — несколько суток, а без кислорода — всего 5—9 мин.

Строение органов дыхания. Поступление кислорода в организм обеспечивается системой органов дыхания. К воздухоносным путям относятся носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи. Главным же органом дыхания являются легкие. У детей система органов дыхания имеет специфические особенности, присущие их возрасту.

Носовая полость образована костями, хрящами и выстлана слизистой оболочкой. Продольной перегородкой но­совая полость делится на правую и левую половину. В каждой половине имеется по три носовые раковины (верхняя, средняя и нижняя). Между ними расположены извилистые носовые ходы, стенки которых выстланы слизистой оболочкой. Прохо­дя через носовые ходы, воздух согревается, увлажняется и освобождается от пылевых частиц и микробов, которые прилипают к слизи, выделяемой железами слизистой оболочки. На поверхность слизистой оболочки носовой полости проникает много лейкоцитов, которые играют роль в предупреждении инфекций. В носовые ходы открываются находящиеся в костях черепа верхнечелюстные, клиновидные и лобные пазухи. Слизистая оболочка, выстилающая воздухоносные пути, начиная с полости носа, снабжена мерцательным эпите лием, реснички которого находятся в колебательном движении. Быстро наклоняясь к выходу из носовой полости и медленно отклоняясь в обратную сторону, они изгоняют из нее и из глубже расположенных воздухоносных путей посторонние частички и микроорганизмы, проникающие из внешней среды с воздухом и прилипающие к слизистой оболочке. У детей носовые ходы узкие, а слизистая оболочка при малейшем воспалении набухает. Поэтому дыхание детей, особенно в первые дни жизни, затруднено. Затрудняется дыхание в детском возрасте еще и потому, что придаточные полости и пазухи у детей недоразвиты. Так, гайморовы полости (пазухи верхней челюсти) полного развития достигают только в период смены зубов, лобная па­зуха и хоаны (отверстия, соединяющие носовую полость с носоглоткой) формируются до пятнадцатилетнего возраста. При дыхании через нос воздух согревается, очищается, увлажняется. При дыхании носом происходит раздражение нервных окончаний в слизистой оболочке, рефлекторным путем усиливается сам акт дыхания, его глубина. Поэтому при дыхании через нос в легкие поступает значительно больше воздуха, чем при дыхании через рот.

Из носовой полости через хоаны воздух поступает в носоглотку — воронкообразную полость, которая сообщается с полостью носа и через отверстия евстахиевых труб соединяется с полостью среднего уха. Носоглотка выполняет функцию проведения воздуха.

Многообразие функций гортани определяется сложностью ее строения. Это не только, отдел воздухоносных путей, связывающий глотку с трахеей, но и орган голосообразования. Кроме того, гортань выполняет защитную функцию — препятствует попаданию пищи и жидкости в идущие за ней дыхательные пути.

Гортань расположена на уровне 4—6-го шейных позвонков и верхней частью подвешена к подъязычной кости, а внизу прикреплена к трахее.

Гортань — это полый орган, стенки которого образованы хрящами (парными и непарными), которые соединяются подвижно связками, суставами и мышцами. Непарные хрящи — щитовидный, перстневидный и надгортанник. Парные хрящи — черпаловидные, рожковидные и клиновидные — сочле­нены суставами и соединены между собой связками. Это обусловливает подвижность гортани и ее участие в образовании звуков голоса.

Надгортанник расположен над входом в гортань и прикрывает ее в момент глотания. Перстневидный хрящ в виде кольца охватывает гортань и имеет непосредственную связь с черпаловидными хрящами. Между щитовидным хрящом (спереди) и черпаловидными хрящами (сзади) натянуты голосовые связки.

Степень их натяжения зависит от особых мышц, прикрепляющихся к хрящам гортани. Между голосовыми связками находится голосовая щель. Одни из мышц гортани при сокра­щении суживают эту щель, а другие ее расширяют (рис. 52). Звук голоса возникает в результате колебания голосовых связок при выдыхании воздуха. Громкость голоса зависит от амплитуды (размаха) колебаний голосовых связок, высота — от длины и степени их натяжения. Тембр звука зависит от резо­нирующих полостей (верхней части гортани, глотки, полостей рта и носа).

В эластичной ткани голосовых связок имеются пучки мышечных волокон, располагающихся на противоположных на правлениях. Поэтому голосовые связки колеблются не целиком, а отдельными участками, остальные могут в это время находиться в состоянии покоя.

Трахея является продолжением гортани. Она представляет собой трубку длиной 10—15 см у взрослых и 6—7 см у детей младшего школьного возраста. Скелет трахеи состоит из 16— 20 хрящевых полуколец, препятствующих спаданию ее стенок. Хрящевые полукольца связаны между собой эластичной соединительной тканью. У детей трахея расположена выше, чем у взрослых. Мягкая задняя стенка трахеи не препятствует прохождению пищевого комка по прилегающему к ней пищеводу.

На всем протяжении трахея выстлана мерцательным эпителием и содержит много железок, выделяющих слизь. В нижнем конце трахея делится на два главных бронха.

Стенки бронхов поддерживаются хрящевыми кольцами, также препятствующими их спаданию, и выстланы мерцательным эпителием. В легких бронхи ветвятся, образуя бронхиальное дерево. Самые тонкие веточки называются бронхиолами. В их стенках хрящевого скелета нет.

Бронхиолы заканчиваются тонкостенными выпуклыми мешочками, стенки которых образованы большим количеством альвеол. Стенки альвеол оплетены густой сетью капилляров малого круга кровообращения. Границей между кровью, движущейся по этим капиллярам, и воздухом, находящимся в альвеолах, служат два слоя клеток. Это клетки стенок альвеол и эндотелий капилляров. Толщина обоих слоев 2—3 мкм. В альвеолах происходит обмен газов между кровью и альвеолярным воздухом. Если бы можно было расправить все альвеолы легких человека на одной плоскости, то получилась бы поверхность, равная примерно 100 м 2. Так как стенки альвеол растяжимы, при глубоком дыхании вся поверхность увеличивается примерно в два раза. Это обеспечивает усиление газообмена.

Легкие — это парный орган, занимающий почти всю полость грудной клетки, за исключением небольшого участка — средостения, в котором расположены сердце, пищевод, крупные кровеносные сосуды, грудной лимфатический проток, трахея, вилочковая железа, крупные нервы.

Легкие состоят из бронхиального дерева и огромного количества альвеол, образующих губчатую массу. Каждое легкое имеет форму усеченного конуса, расширенной частью прилегающего к диафрагме. Верхушки легких выходят за ключицы в область шеи и расположены выше их уровня на 2—3 см. Высота легких у мужчин 27—30 см, у женщин 21—23 см, а у детей соответствует их росту. Масса легких также имеет возрастные различия. У новорожденных она составляет 50 г, у детей младшего школьного возраста 400 г, а у взрослых до 2 кг. Правое легкое несколько больше левого и состоит из трех долей, в левом легком две доли и имеется сердечная вырезка — место прилегания сердца. Соответственно объем правого легкого больше объема левого.

Снаружи легкие покрыты оболочкой — плеврой, имеющей два листка — легочный и пристеночный. Между ними находится замкнутая полость — полость плевры с небольшим количеством серозной (плевральной) жидкости, которая облегчает скольжение одного листка по другому при дыхательных движениях. В полости плевры воздух отсутствует. Давление в ней отрицательное — ниже атмосферного.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет