Классный час "Алкоголь и здоровье"

Цель: показать пагубное влияние алкоголя на детский организм, вред приобщения детей к " умеренному" употреблению алкоголя и опасность использования спиртного в лечебных целях.

Задачи: сформировать мнение учащихся о том, что алкоголь это - вредная привычка, без которой человек может обходиться, алкоголь - враг здоровья.

Форма проведения: беседа-диалог

Участники: учащиеся класса

Место проведения: учебный кабинет

" Я умею думать,

Я умею рассуждать,

Что полезно для здоровья,

То и буду выбирать!"

Вы стали взрослее на год… Вы, уже много знаете о своем организме, хорошо помните основные гигиенические правила, способны оказать первую помощь в экстремальных ситуациях, понимаете какую опасность, таят вредные привычки и необдуманное поведение. В этом году мы сделаем еще один шаг по направлению к здоровому образу жизни (обратиться к девизу и зачитать его).

Человек должен находить причину и последствия событий.

Давайте вспомним русские пословицы: Я начинаю, а вы заканчиваете:

А) все хорошо, что хорошо заканчивается.

Б) дурная голова, ногам покоя не дает.

В) чем оплошал, за то и ответишь.

Ребята о чем эти пословицы, можно ли найти в них общее?

Да; эти пословицы предупреждают нас о вредных привычках, которые преследуют нас, и многие в вашем возрасте попадают в зависимость от них.

Какие вредные привычки встают на вашем пути. Курение; наркотики; алкоголь.

Сегодня мы поговорим о вреде алкоголя.

Алкоголь - вещество, которое содержится в спиртных напитках (водке, вине, пиве и т.д.). Алкоголь, значит одурманивающий. В 6-7 веках арабы стали изготовлять алкогольные напитки, основой которых был этиловый спирт, который и вызывает состояние опьянения.

(на альбомном листке дети рисуют дома картину "Праздник у нас дома", анализ рисунка)

Можно ли считать попытку попробовать алкоголь - ошибкой? Каковы же причины, из-за которых дети сталкиваются с этой вредной привычкой? Примерные ответы (из любопытства, от скуки, для поднятия авторитета среди друзей, за компанию, чтобы почувствовать себя взрослым).

Анализ ситуации

Басня С. Михалкова " Непьющий воробей"

Случилось это

Во время птичьего банкета:

Заметил Дятел-тамада,

Когда бокалы гости поднимали,

Что у Воробушки в бокале -

Вода! Фруктовая вода!!

Подняли гости шум, все возмущаться стали,

"Штрафной" налили Воробью.

А он твердит свое6 "Не пью! Не пью! Не пью!"

"Не поддержать друзей? Уж я на что больная, -

Вопит сова,- а все же пью до дна я!"

"Где ж это видано, не выпить за леса

И за родные небеса?!"-

Со всех сторон стола несутся голоса.

"Нет! Нет!- ему кричат.- не выйдет! Мало! Мало!

Раз взялся пить, так пей до дна!

А ну налить ему еще бокал вина!"

Наш скромный трезвенник ненадолго продержался-

Все разошлись, а но под столом остался…

С тех пор прошло немало лет,

Но Воробью теперь нигде проходу нет,

И где бы он не появился,

Везде ему глядят и шепчут вслед.

"Ах, как он пьет!", "Ах, как он разложился!",

"Вы слышали? Бросает он семью!"

Напрасно Воробей кричит: "Не пью-ю! Не пью-ю!!"

Иной, бывает, промахнется

(бедняга сам тому не рад!),

исправиться, за ум возьмется,

ни разу больше не споткнется,

Живет умней, скромней стократ.

Но если где одним хоть словом

Его коснется разговор,

Есть люди, что ему готовы

Припомнить старое в укор:

Мол, точно вспомнить трудновато,

В каком году, каким числом…

Но где-то, кажется, когда-то

С ним что-то было под столом.

- Каковы последствия такого поведения?

- почему воробей не сумел отказать, сказать НЕТ?

Чтобы вы ответили, оказавшись на месте воробья?

Дети отвечают: (примерные ответы)

А) Спасибо, вино опасно для жизни.

Б) Спасибо, у меня сегодня тренировка.

В) Спасибо, но меня ждут родители.

Полезно помнить слова Л.Толстого "Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит семью, губит души людей и их потомство.

Как вы понимаете эти слова?

Влияние алкоголя на детский организм (Литература для учителя)

Больше половины алкогольно-зависимых людей воспитывались в семьях, где алкоголь употреблялся часто. Подавляющее большинство (96,2%) этих лиц впервые приобщились к спиртному в возрасте до 15 лет, а одна треть из них познала его вкус до 10 лет. Характерно, что детям до 10 лет алкоголь впервые предложили близкие родственники. Ф.Г. Углов в своей книге 2ИЗ плена иллюзий" приводит пример: "В своем письме читательница пишет, что она находилась в компании за праздничным столом вместе с молодой женщиной, у которой на руках был маленький ребенок. Женщина довольно активно пила вино и каждый раз, оставив немного на дне стакана, давала допить своему ребенку. Соседка с беспокойством спросила: "Зачем вы это делаете? Разве можно ребенку давать вино?". "А что особенного, - спокойно возразила молодая мама. - Я всегда так делаю. Для развития аппетита". Можно не сомневаться, что из этого ребенка в будущем непременно вырастет алкоголик, потому что у детей привыкание к вину и появление потребности в нем возникает очень быстро, буквально через 2-3 приема даже самых малых доз".

Это подтверждается следующим примером. Ученик четвертого класса одной из московских школ в своего рождения по настоянию родителей выпил стакан сухого вина, ведь, по словам некоторых "ученых", сухие вина полезны, они содержат много витаминов и большое количество полезных веществ, и почему же не давать их ребенку. После одного приема алкоголя у мальчика появилась тяга к спиртному. В любой компании взрослых и подростков он под любым предлогом стал доставать и пить его. Последствия сказалась очень быстро. Мальчик не смог заниматься в школе, нуждался в специальном длительном лечении. Один прием сухого вина, причем из рук родителей, и вся его жизнь испорчена!

Там, где отец и мать пьют, дети рано приобщаются к вину. Здесь действует и повседневный пример родителей, и легкая доступность винных изделий, и частое угощение малолетних родителями и их собутыльниками. В таких условия дети уже в юные годы могут стать алкоголиками. Если же ребенок устоял и не приучился к вину, он рано прозревает и понимает то горе, которое несет алкоголь ему и его семье. Он ненавидит и вино, и отца. И не редко в семьях пьяниц дети вырастают трезвенниками. Но это бывает чаще тогда, когда мать не пьет и оберегает детей. К сожалению, в последнее время наметилась тенденция к распространению женского алкоголизма.

Пропаганда безвредности "умеренных" доз алкоголя, полезности сухого вина и лечебных свойств спиртного приносит неисчислимые бедствия и способствует более раннему приучению детей к нему.

Шестимесячной девочке, больной воспалением легких, делали винные компрессы на грудную клетку 3 раза в день в течении 3-5 часов. На третий день у нее появились симптомы отравления: потеря сознания, бледность кожи, холодный пот, полное расслабление мускулатуры, высокая температура. В выдыхаемом девочкой воздухе ощущался запах алкоголя. Около 17 часов девочка находилась в тяжелом состоянии и только на 4-е сутки к ней вернулась сознание.

Вспомните, каков токсический эквивалент спирта для подростка? А для ребенка весом в 16 кг он составит всего 40г водки. Ребенку нужны ничтожно малые дозы спиртного, чтобы в его организме произошли непоправимые нарушения.

Врачи отмечают, что алкоголь за короткое время изменяет характер ребенка, делает его не только угрюмым, неуправляемым и несдержанным, но и может толкнуть на совершенно немотивированные поступки. Кроме того, употребление алкоголя детьми ведет к резкому снижению уровня познавательных психически процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления. Если для взрослого в возрасте 30-35 лет употребления алкоголя в течение 10-15 лет ведет к постепенному разрушению организма, то требуется совсем немного времени, чтобы привести ребенка к гибели.

Описано заболевание мальчика 4,5 лет, которому родители с семимесячного возраста от болей в животе ежедневно давали по 19-20г, а после по 50-80 граммов водки, разведенной подслащенной водой. У мальчика развилась потребность в алкоголе. Без него он не мог заснуть ни днем, ни ночью. На третьем году жизни умственное развитие ребенка приостановилось, речь стала медленной, произношение невнятным. Затем пропал аппетит, появился жидкий стул, мальчик стал худеть, у него увеличилась печень. После курса лечения состояние немного улучшилось. Однако через три месяца началось ухудшение, и он умер. Непосредственной причиной смерти явился алкогольный цирроз печени.

Вот так иногда заканчиваются попытки взрослых приобщить детей к алкоголю. Во многих случаях это делается с "добрыми намерениями" или с "лечебной целью".

Самый древний антиалкогольный закон был принят в Древнем Китае (1220 до н.э.) вино разрешалось употреблять только в большие религиозные праздники. К пьяницам применялись исключительная мера - смертная казнь.

В Древней Индии употребление спиртного представителям высших каст было категорически запрещено. Служителей культа - браминов, изобличенных в пьянстве, заставляли пить кипящее вино до тех пор, пока не наступала смерть. Если же в пьянстве уличали женщину высшей касты, то ей на лбу выжигали клеймо в виде сосуда для вина, изгоняли из дома, и никто не имел права приютить ее.

В Древней Греции пить неразведенное вино считалось недостойным свободного гражданина. Правитель Спарты Ликург запретил пить вино высшей знати государства, но поощрял спаивание рабов, чтобы держать их в повинности. Неразбавленное вино давали пить рабам, накрывая для них "богатый стол". На это застолье приглашались молодые воины-спартанцы, которым категорически запрещалось прикасаться к вину. Таким образом, на живом примере спартанцы воспитывали свое молодое поколение, показывая действие вина на организм человека.

В Древнем Риме и Греции запрещалось пить так даже разбавленное вино молодым людям до 30 лет, пока они не произведут на свет здоровое потомство. В этих же странах кормилицами под страхом смерти запрещалось пить вино. Найден надгробный камень с древней могилы, на котором высечено: "Он жил как раб, пил неразбавленное вино".

Первый писаный закон Афин, изданный законодателем Драконтом в 621 году до н.э. предусматривал смертную казнь пьяниц, так как они приравнивались к взбесившимся животным.

Петр 1 принимал меры против особо ретивых пьяниц, их наказывали палками, сажали в ямы. При Петре существовал "орден" "За пьянство". Он представлял собой 8-угольную отливку весом 5,5 кг с металлическим обручем для подвешивания на шею и с надписью посередине: "За пьянство". Снимала ее только тогда, когда царь смилуется.

В 1858-1859 годах в стране начали возникать первые антиалкогольные общества, основным требованием которых была ликвидация питейных заведений. Второе трезвенное движение началось в мае 1885 года. С 1914 по 1925 год - третье трезвенное движение в России. Четвертое движение началось в феврале 1928 года созданием Общества борьбы с алкоголизмом, с июля стал выходить журнал "Трезвость и культура". В 1981 году началось пятое трезвенное движение, оно связано с межведомственной конференций "Профилактика пьянства и алкоголизма в промышленном городе", которая состоялась в г. Дзержинске Горьковской области. В мае 1985 года верховным Советом был издан указ "Об усилении борьбы с пьянством". Он был направлен на оздоровление нравственного климата нашего общества. В 1985 году вновь начал выходить журнал "Трезвость и культура".

Вывод:

каждый из вас хозяин своей жизни и здоровья. За вас вашу жизнь не проживут ни родители, ни учителя, ни кто-нибудь другой. Как каждый из вас решил, так и будет. Алкоголь опасен для здоровья. Прими верное решение, чтобы никогда об этом не пожалеть.

Литература

Н.Ф. Дик кл. часы в 3-4 классах Ростов - на - Дону 2005г.

Обухов Л.А. Лемяскина Н.А. 135 уроков здоровья Москва "ВАКО" 2004 год.