Наука об алкоголе

Тематика бесед по воспитанию у школьников отрицательного отношенияк употреблению алкоголя

Приложение 2

Тематика бесед по воспитанию у школьников отрицательного отношенияк употреблению алкоголя (в помощь классным руководителям и воспитателям)

Проведение бесед по антиалкогольной тематике является составной частью общего комплекса мероприятий по антиалкогольному воспитанию учащихся.

Беседы по воспитанию у школьников отрицательного отношения к употреблению алкоголя. как правило, проводятся во внеурочное время. Основная их цель — способствовать расширению знаний и представлений учащихся о сущности пьянства и алкоголизма. о токсическом воздействии алкоголя на психику и организм, о социальных последствиях употребления алкоголя; вырабатывать отрицательное отношение к употреблению алкоголя на основе распространения знаний антиалкогольного характера. Тематика предлагаемых бесед включает ряд направлений, достаточно полно охватывающих проблему.

Первое направление — медико-биологическое. Оно предусматривает раскрытие вредного влияния алкоголя на организм человека, особенно на развивающийся организм подростка. У учащихся необходимо сформировать четкие представления об алкоголизме как о тяжелом заболевании, сначала поражающем психику, а затем и все органы и физиологические системы человека. Особое внимание следует уделять вопросам вредного влияния алкоголя на потомство.

Второе направление — нравственно-этическое. Оно предусматривает раскрытие безнравственности употребления алкоголя, в том числе даже и в небольших дозах. Следует делать акцент не только и не столько на аморальности последствий пьянства и алкоголизма, сколько на раскрытии безнравственности самого факта употребления алкоголя. Тематика ряда бесед прямо направлена на развенчание бытующего мнения о безвредности и допустимости так называемого «культурного» употребления алкоголя.

Третье направление — социально-экономическое. Оно предусматривает раскрытие того урона, который наносит пьянство и алкоголизм народному хозяйству (снижение производительности труда, увеличение непроизводительных расходов, производственный, дорожный и бытовой травматизм и т. д.).

Четвертое направление — правовое. Оно предусматривает распространение знаний о формах юридического отношения к лицам, употребляющим алкоголь, в том числе к подросткам и юношам, с учетом того факта, что большую часть преступлений несовершеннолетние совершают в состоянии алкогольного опьянения.

Пятое направление — пропаганда трезвого, здорового образа жизни, содержательного досуга. Оно предусматривает раскрытие путей и способов организации здорового образа жизни, его ценности и необходимости; способов поддержания душевного равновесия, бодрости, хорошего настроения, снятия психического напряжения.

Предлагаемые темы отобраны с учетом возрастных особенностей школьников и уровня их подготовленности. Беседы (и лекции) построены по концентрическому принципу: на начальных этапах даются самые общие представления, а в дальнейшем они расширяются и детализируются.

К проведению бесед целесообразно привлекать медицинских работников, сотрудников органов внутренних дел и прокуратуры, работников промышленных предприятий. Беседы полезно сопровождать демонстрацией диафильмов, проводить их в порядке обсуждения просмотренных учащимися фильмов по антиалкогольной тематике. В заключение цикла в конце учебного года полезно организовать для каждой возрастной группы учащихся итоговое мероприятие (конференцию, обсуждение, диспут и т. д.).

Учитель, классный руководитель, планируя проведение бесед по антиалкогольной тематике в соответствии с настоящими рекомендациями, может использовать варианты названий, объединять под общим названием различные аспекты общих проблем здорового образа жизни, правомерного поведения, активного отношения к жизни, готовности к будущей семейной жизни. Он должен быть готов и к тому, что у учащихся, даже младших классов, уже сформирован комплекс представлений об алкоголе и алкогольном потреблении. Эти представления в большинстве случаев содержат свойственные обыденному сознанию алкогольные предрассудки, подсознательную убежденность в том, что употребление алкоголя является признаком взрослости, мужественности. Необходимо учитывать также, что абсолютное большинство учащихся старших классов и часть учащихся VII—VIII классов уже знакомы со свойствами алкоголя, а также некоторых других дурманящих веществ. Поэтому лучше избегать утверждений о немедленных отрицательных последствиях после первых проб алкоголя уже в V—VI классах. Не следует также опасаться открытой критики со стороны учащихся содержания антиалкогольной информации, дискуссии, поскольку это свидетельствует об их заинтересованном отношении к обсуждаемым проблемам и будет способствовать выявлению глубоко коренящихся в сознании учащихся контраргументов.

Особую ценность представляет отношение к учащимся не как к потребителям, объектам воспитательных усилий, а как к активным участникам всенародной борьбы за трезвый и здоровый образ жизни, проводникам антиалкогольной политики в каждую семью. У учащихся должно быть сформировано твердое убеждение в том, что социальное наследование алкогольных обычаев, вредных привычек не должно продолжаться и что в недалеком будущем употребление алкоголя и курение табака станут смешны и нелепы, а дети и внуки сегодняшних школьников будут с удивлением узнавать о существовании таких странных обычаев из книг и рассказов старших.

Тематика и содержание бесед для учащихся I—IV классов

I. Зачем люди пьют вино?

1) Понятие об алкоголе и его действие на человека.

2) Причины употребления алкогольных напитков.

3) Неправильные, ошибочные представления людей о «пользе» алкогольных напитков.

II. Вино — причина многих несчастий

1) Люди, употребляющие алкогольные напитки, причиняют вред себе и окружающим (ухудшается здоровье, снижаются результаты труда, ухудшаются взаимоотношения в семье, часто происходят несчастные случаи в быту и на производстве).

2) Учащимся следует отрицательно относиться к алкоголю, они должны понимать, что употребляющие его люди заслуживают критики, порицания.

III. Борьба с пьянством — задача всех советских людей

1) Борьбу с пьяницами должны вести все советские люди.

2) Борьба нашего государства с употреблением алкогольных напитков — проявление заботы о здоровье граждан, о подрастающем поколении.

Тематика и содержание бесед для учащихся V—VIII классов

I. Употребление алкоголя — вредная привычка, с которой необходимо бороться

1) Полезные и вредные привычки, их значение для человека и для общества.

2) Употребление алкоголя — одна из наиболее вредных привычек.

3) Употреблять алкоголь некоторых людей побуждают ошибочные представления о его мнимой пользе.

4) Каждый советский человек должен бороться с алкогольным злом; роль постановления ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» (май, 1985).

II. Во что обществу обходится пьянство?

1) Употребление алкоголя наносит огромный ущерб народному хозяйству, общественному производству, экономике страны.

2) Употребление алкоголя — частая причина распада семьи.

3) Употребление алкоголя наносит вред здоровью пьющего и окружающих его людей.

III. Употребление алкоголя и здоровье

1) Алкоголь отрицательно влияет на работоспособность человека, на производительность труда и достижения в спорте (ухудшается точность, быстрота и координация движений).

2) Алкоголь губительно действует на клетки различных органов и систем человека и поэтому ухудшает его здоровье и сокращает продолжительность жизни.

IV. Формирование алкоголизма

1) Опьянение — особое психическое состояние, вызываемое алкоголем.

2) В результате регулярного приема алкоголя человек привыкает к нему и становится его рабом (проба — привычка — болезнь).

3) Алкоголь нарушает нормальное развитие организма и психики и поэтому особенно опасен для детей и подростков.

4) Люди, привыкшие употреблять алкоголь, становятся безвольными, слабохарактерными.

5) Алкоголизм — тяжелое психическое заболевание.

V. Привыкшие употреблять алкоголь люди подают плохой пример

1) Пьяницы любят хвалиться количеством выпитого, знанием свойств алкогольных напитков, считают, что это возвышает их над окружающими; свои недостатки пьяницы пытаются выдать за достоинства.

2) Пьяницы стремятся вовлечь непьющих в употребление алкоголя, чтобы иметь себе компанию собутыльников и пить за счет других.

VI. Преимущества трезвого, здорового образа жизни

1) Трезвый, здоровый образ жизни — залог семейного благополучия, здоровья и долголетия, успехов в труде и общественной жизни, уважения окружающих.

2) Употребление алкоголя ведет к болезням и сокращению продолжительности жизни, к семейным и служебным трудностям и конфликтам, делает счастливую жизнь невозможной.

VII. Ответственность человека за поступки, совершенные в состоянии опьянения

1) Понятие о правонарушениях и формы правовой ответственности за них.

2) Появление человека в общественном месте в состоянии опьянения — нарушение общественного порядка.

3) За правонарушения, совершенные в состоянии опьянения, человек наказывается более строго.

Диспут: Как ты проводишь свободное время? Как бы ты хотел его проводить?

Диспут: Коллектив и компания. В чем различия?

Диспут: Тебе предложили выпить, закурить. Как ты поступишь?

Тематика и содержание бесед для учащихся IX—XI классов

I. Роль постановления ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма»в борьбе советских людей с алкогольным злом (май, 1985)

1) Основные положения постановления ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма»; постановление ЦК КПСС — новый этап в борьбе социалистического общества с алкогольным злом.

2) Борьба с пьянством и алкоголизмом — всенародное дело; каждый советский человек, в том числе и учащиеся, должен хорошо знать свои задачи в борьбе с алкогольным злом.

II. От вредной привычки к болезни

1) Влияние однократного и многократного употребления алкоголя на психику человека; формирование зависимости человека от алкоголя.

2) «Культурное» потребление алкоголя — пьянство — алкоголизм — звенья единой цепи.

3) В результате систематического употребления алкоголя происходит деградация личности; безнравственность пьянства и алкоголизма.

4) Особенности подростково-юношеского пьянства и алкоголизма; употребление алкоголя в подростково-юношеском возрасте особенно быстро ведет к деградации личности.

III. Алкоголь и семья — неразрешимое противоречие

1) Семья, где хотя бы один из ее членов систематически употребляет алкоголь, не может нормально выполнять свои функции.

2) Употребление алкоголя одним из супругов — частая причина распада семьи.

3) Употребление родителями алкоголя губительно влияет на потомство.

IV. Необходимость борьбы с алкогольными обычаями и традициями

1) Природа алкогольных обычаев и традиций.

2) Западные идеологи стремятся навязать советским людям

буржуазные стереотипы поведения; алкоголь в системе «западного» образа жизни.

3) Преодоление алкогольных обычаев и традиций — необходимое условие полной победы над алкогольным злом.

V. Алкоголь и жизненные перспективы человека

1) Употребление алкоголя делает невозможным осуществление человеком его жизненных планов.

2) Употребление алкоголя препятствует овладению профессией, ведет к утрате трудовых навыков.

3) Алкоголь лишает человека всех основных жизненных ценностей: дружной семьи и здоровых детей, здоровья и долголетия, уважения других людей, материального благополучия.

Диспут: День рождения, дискотека, турпоход. Есть ли здесь место алкоголю?

Диспут: Тебе предложили выпить, закурить. Как ты поступишь?