Особенности кормления грудных детей

Прикорм грудного ребенка

С 5—б месяцев жизни ребенок уже не может удовлетворяться только грудным молоком даже в том случае, если количество последнего вполне достаточно и полностью покрывает всю калорийную потребность растущего организма. При вскармливании ребенка только одним грудным молоком возникает обеднение его организма солями, в частности железом, известью и фосфором, и уменьшение энергии внутриклеточных ферментов. Ребенок рождается с определенным запасом железа, но этот запас постепенно истощается, и когда содержание его достигает минимума, необходим прикорм, который и пополняет запасы железа. Длительное грудное кормление нежелательно еще и потому, что при нем происходит недостаточное поступление также извести и фосфора и задерживается рост ферментативных функций органов и тканей. При исключительно длительном кормлении молоком у некоторых детей может наблюдаться задержка физического развития и резкая анемия .

В то же время совершенно необоснованным является ранний прикорм (с 3—4 месяцев и даже раньше) при достаточном количестве грудного молока. Грудное вскармливание без докорма коровьим молоком первые 5—6 месяцев жизни имеет громадное значение как для предупреждения поносов, так и для снижения детской смертности. При недостатке молока у матери надо прибегать к докорму в первые 5—6 месяцев обычными молочными смесями.

Введение прикорма может быть начато несколько раньше или позже указанного выше срока в зависимости от состояния здоровья ребенка и его особенностей и особенностей быта и лактационной способности матери (недостаток молока у матери, уход ее на работу).

Показания к более раннему (4—4,5 месяцев) введению прикорма: задержка нормального нарастания веса, несмотря на достаточное количество молока, получаемого ребенком, анемия, упорные срыгивания, экссудативный диатез .

Показания к более позднему введению прикорма: жаркое время года, острые желудочно-кишечные расстройства, острые лихорадочные заболевания, плохое усвоение (пониженная толерантность ) некоторых пищевых веществ.

Прикорм надо вводить постепенно, начиная с малых и понемногу увеличиваемых количеств какого-либо его вида. Переходить к другому виду прикорма можно лишь после того. как ребенок совершенно привыкнет к первому прикорму. Увеличивать количество второго прикорма следует также осторожно, постепенно и только при нормальной функции кишечника.

Начинают прикорм с 5% манной каши на половинном коровьем молоке. С 5,5—6,5 месяцев переходят на 10% кашу на цельном молоке или овощном бульоне.

С 5—5,5 месяцев одно грудное кормление заменяют манной кашей или овощным пюре или супом. В первый день дают 10—15 г каши с ложечки и затем докармливают грудью.

Если ребенок ест кашу охотно и стул остается нормальным, то, постепенно прибавляя ежедневное количество каши, доводят его до 180—200 г, вытесняя ею полностью одно грудное кормление.

После 6-го месяца постепенно приучают ребенка к овощам; овощное блюдо также должно заменить одно грудное кормление в день. Такое кормление должно быть равноценным грудному кормлению по количеству калорий, поэтому нужно к овощам прибавить 5 г масла. В овощные блюда добавляют примерно 0,4% поваренной соли.

Прикорм в первое время должен быть совершенно жидким (5%’ каша) для того, чтобы он при глотании не вызывал никаких затруднений.

Основные виды прикорма назначают приблизительно в следующие сроки:

5% каша…. 5—57г месяцев 10% каша…. 6— 6′/2 » овощное пюре. 6— 7 » свежее фруктовое пюре 6— 7 » печеное яблоко (размять) …. 6— 7 »

    Мусс 7— 8 Мясной бульон 7— 8. Яичный желток 7—9 Сухарь, печенье 4—5 Мясная котлета 12—14 месяцев (2—3 раза в неделю)

В качестве первого прикорма назначают 5% манную кашу на половинном молоке, а детям с анемией, рахитом, экссудативным диатезом. получающим вполне достаточное количество женского молока, целесообразно давать кашу, приготовленную на овощном бульоне, а не на молоке. Начиная с 7 месяцев, а иногда и раньше можно переходить на более-густые каши, овощное пюре, муссы. В этом возрасте ребенок получает 3 раза в день грудь и 2 раза прикорм.

Таким образом, ребенок в 7 месяцев будет получать:

6 часов утра 180—200 мл грудного молока

10 часов 180—200 г 10% манной каши и 25 мл сырого фруктового сока

14 часов. 180—200 мл грудного молока

18 часов 100 мл грудного молока, 100 г овощного пюре и 25 мл сока (ягодного или фруктового)

22 часа. 180—200 мл грудного молока

Когда ребенок вполне привыкнет к каше, вводят фруктовый или ягодный кисель. В дальнейшем можно давать кашу пополам с киселем, иногда заменяя им всю порцию каши.

Следует рекомендовать, постепенно уменьшая количество молока, переходить к более густой, а позже и плотной пище, возможно раньше приучать ребенка к приему пищи с ложечки и жеванию.

Меню ребенка в 8—8,5 месяцев:

    6 часов – Грудное молоко 180—200 мл 10 часов – каша 10% 2 14 часов – Грудное молоко 100 г, шоре овощное на мясном бульоне 100 г, творог 10—15 г 18 часов – Пюре овощное на молоке 100 г, желток 1, сухарь 100 г, фруктовый сок 25 г 22 часа – Грудное молоко 180—200 г, печенье 10 г, яблоко протертое 30 г

Недостающее грудное молоко может быть заменено коровьим молоком, кефиром.

В последнюю четверть года (9—12 месяцев) меню ребенка делается •все более разнообразным; в диету вводят мясо. вначале в виде фарша, а потом в виде фрикаделек, к концу года, если ребенок научится хорошо жевать, в виде мясных котлет. В это же время вместо овощных пюре можно давать овощные котлеты. Весьма желательно вначале 1—2 раза, а потом 3—4 раза в неделю давать яичный желток в сыром виде в овощном пюре. При экссудативном диатезе с назначением желтков надо быть осторожнее, так как большинство детей с экссудативным диатезом переносят желток плохо.

Цельные яйца лучше не давать раньше 1 года, а детям с экссудативным и. Нервно-артритическим диатезами — раньше 27г—3 лет.

На 12-м месяце число грудных кормлений сокращается вначале до двух, а потом — в период отлучения от груди — и до одного. Ребенок к концу года получает:

    6 часов – Грудное молоко 100 г, пюре с молоком 100 г, сухарь 15 г 10 часов – Кашу 10% 200 г, протертое яблоко 30 г 14 часов – 1) бульон (овощной или мясной) с фрикадельками 100 г и сухарик 2) овощное пюре 100 г, творог 5 г, молоко 100 г; 18 часов – Пюре овощное 100 г, творог 100 г, сок 30 г 22 часа – Кефир, простоквашу, молоко 180—200 г, печенье 15 г, яблоко сырое 20 г, рыбий жир 6 г

Второе грудное кормление ребенок может получать и в качестве последнего кормления в течение дня, т. Е. В 24 часа. Это в значительной мере зависит от образа жизни и условий работы матери.

Блюда прикорма. Овощное пюре. Овощи (картофель. морковь. свекла, брюква. капуста ) тщательно моют в воде непосредственно перед приготовлением и кладут в кастрюлю с подставкой, на дне кастрюли налита вода ; таким образом, овощи варятся на пару, и благодаря этому сохраняются их ценные составные части. Когда овощи сварятся, их не-

Медленно очищают и протирают через сито, после чего к ним прибавляют по назначению врача молоко, масло и подогревают.

Овощные пюре приготовляют с введением желтков, молочных продуктов, мясных, рыбных и печеночных пюрированных изделий. Все овощные пюре для большей рыхлости после протирания взбиваются специальными или яичными взбивателями.

Все овощные блюда, как и пюре, готовятся непосредственно перед едой.

Фруктовый со к. Фруктовый сок содержит много витаминов. Обмытые горячей водой фрукты и овощи раздавливают ложкой или под прессом, полученный сок профильтровывают через марлю и разливают в стерилизованные бутылочки. Морковь и яблоки предварительно пропускают через терку. К. Сокам прибавляют по вкусу сахарный сироп.

Манная каша 5% на 0,75% молоке. Крупу всыпают в кипящую воду при энергичном помешивании. После разварки крупы до мягкости вводят горячее молоко и сливки, сахар и соль. Всю массу доводят до кипения. Раскладка: молока 120 мл, манной крупы юг, сахара юг. сливок 10% жирности 30 мл, соли поваренной 1 г. Расчет на 200 г готовой каши.

Манная каша 10%. Приготовление такое же. Раскладка: молока 150 г, манной крупы 20 г, сахара 10—12 г, масла 6 г, соли 1 г.

Овощной бульон. Берут 70 г желтых овощей (моркови, брюквы), 50 г картофеля, 10—12 г стручковых (гороха, фасоли). Овощи очищают, нарезают крупными кусками, все заливают 1 л холодной воды и варят 3 часа под крышкой до тех пор. пока бульона останется 250—300 г. Бульон процеживают, а овощи выбрасывают. Отвар кипятят еще раз с добавлением соли. Масло опускают в процеженный бульон перед самой подачей.

Котлета. 1. Через мясорубку пропускают мясо или рыбу, прибавляют половинную часть белого хлеба; разделанные котлеты жарят на масле с прибавлением бульона (паровая мягкая котлета).

2. Котлеты из протертых вареных овощей обваливают в муке и поджаривают в сливочном масле.

3. Котлеты из густой вареной протертой каши обваливают в муке и поджаривают в сливочном масле.

Отнятие от груди

Летом не следует отнимать ребенка от груди, так как в это время у грудных детей нередко бывают расстройства пищеварения, которые более тяжело протекают при кормлении коровьим молоком: на летний период надо сохранить 1—2 кормления грудью.

Здоровый ребенок к году или к 1 году 2 месяцам должен быть отнят от груди. К этому времени при правильном вскармливании он получает 1—2 раза в день грудное молоко. К отнятию от груди ребенка надо подготовить постепенно, сразу делать этого не следует. Сначала заменяют •одно кормление грудью коровьим молоком или другими видами пищи, спустя 2 недели — заменяют второе и т. Д .

Правильное и постепенное отнятие ребенка от груди не должно сопровождаться никакими нарушениями в общем состоянии ребенка. К этому времени ослабевает и лактация. так что и мать обычно переносит отнятие ребенка от груди безболезненно. В некоторых случаях наблюдается непродолжительное безболезненное нагрубание молочных желез.

Для полного прекращения лактации на грудь накладывают давящую повязку, и молоко при этом обычно исчезает через 3—4 дня при прекращении кормления.

Смешанное вскармливание

Если в течение 10—15 дней ребенок не прибавляет нормально в весе, становится более вялым или, наоборот более капризным, раздражительным и если исключена возможность какого-либо заболевания ребенка» такому ребенку после тщательного обследования и взвешивания назначается смешанное вскармливание. Его цель — путем введения искусственной смеси возместить недостающие ребенку составные части пищи.

При регулярном посещении поликлиники и достаточно частом взвешивании ребенка легко вовремя обнаружить отклонения от нормального развития. Если ребенок здоров, то чаще всего недостаточное нарастание веса зависит от недостатка молока у матери, иногда (значительно реже) — от неудовлетворительного качества материнского молока. В таких случаях во избежание недоедания следует начать докорм раньше обычного срока. Кроме грудного материнского молока, ребенку назначают смеси, приготовленные из коровьего молока, так называемые искусственные смеси. Такое вскармливание, когда ребенок, кроме грудного молока, получает еще искусственные смеси, носит название смешанного.

Раньше чем перевести ребенка на смешанное вскармливание, необходимо убедиться, что грудное вскармливание действительно не удовлетворяет его потребностей. Матери часто обращаются с просьбой о назначении раннего прикорма без достаточных к тому оснований. Особенно осторожно надо переводить на смешанное вскармливание детей первых б—8 недель. В этом возрасте дети хуже переносят искусственные смеси, и нередко у них возникают диспепсические расстройства. Дети старше 8 недель лучше переносят докорм, но и в этом возрасте следует по возможности избегать искусственных смесей как чужеродной пищи, которая может быть источником инфекций и т. Д. Наблюдения показывают, что дети на смешанном вскармливании болеют чаще и тяжелее, чем дети на естественном вскармливании. Еще больше заболеваемость и хуже сопротивляемость детей, находящихся на искусственном вскармливании.

При переводе ребенка на смешанное вскармливание возможно нарастание гипога-лактии у матери. Так как ребенку высасывать молоко из бутылочки значительно легче, чем из груди матери, и к тому же молочные смеси имеют более сладкий вкус, чем материнское молоко, дети нередко начинают отказываться от груди, все меньше высасывают молока и количество его у матери уменьшается. Исходя из этого, нужно в качестве докорма назначать то минимальное количество смесей, при котором можно добиться регулярного нарастания веса.

Чем меньше докорм, тем ближе смешанное вскармливание к нормальному питанию. Чтобы убедиться в том, что у матери действительно мало молока, необходимо проследить 1—2 раза процедуру кормления: как мать дает грудь, насколько энергично сосет ребенок, как он ведет себя после кормления (засыпает или беспокоится), остается ли молоко в груди после кормления, использует ли ребенок обе груди полностью или во второй имеются остатки молока и т. Д. Если мать вовремя пришла за советом и ребенок еще незначительно отстал в весе, сразу назначать докорм не следует, а надо попытаться усилить лактацию: дать совет относительно питания и режима матери. Предложить кормить ребенка каждый раз из обеих грудей. Если при контрольном взвешивании через 1 — 2 недели обнаружится хорошая прибавка в весе, то ребенка можно оставить на естественном вскармливании без докорма. Если, несмотря на все-мероприятия, количество молока в груди у матери не увеличится и ребенок будет плохо прибавлять в весе, то необходимо ввести докорм во избежание недоедания, которое приводит к гипотрофии и ряду расстройств,.

Для решения вопроса о том, какое количество молока недостает ребенку, необходимо по возможности учесть количество молока, высасываемого ребенком из груди матери. Мы уже указывали, что учет количества молока, полученного ребенком за одно кормление, не дает представления о количестве молока, получаемого им в течение целых суток, так как в разное время дня количество высасываемого молока может резко колебаться. В яслях и домах ребенка, где ребенка можно взвешивать до и после каждого кормления, установить недостающее количество молока очень просто. Если в поликлинике нельзя провести взвешивание и учет нескольких кормлений в разное время дня, то нужно назначать для докорма. Минимальное количество смеси (сначала не больше 100 мл), а затем на основании нарастания веса можно будет решить, нужно ли в дальнейшем увеличивать докорм. При этом необходимо всегда руководствоваться правилом: не увеличивать и не изменять докорма, пока вес ребенка продолжает нарастать. Докорм можно давать понемногу либо каждый раз после кормления грудью, либо взамен одного или двух кормлений. Если количество молока в груди матери уменьшается, лучше докармливать после грудного кормления в те часы. когда у матери меньше всего молока. Если докорм дается как самостоятельное кормление. его следует чередовать с грудным кормлением и прикладывать ребенка к груди не реже 3—4 раз, так как при более редком кормлении молоко у матери может полностью исчезнуть и ребенка придется переводить на искусственое вскармливание. Опасность смешанного вскармливания усугубляется именно тем, что при неумелом или неосторожном вскармливании у матери быстро пропадает молоко. При раннем докорме около трети детей уже в первом полугодии полностью лишаются молока матери. Количество кормлений, суточное количество пищи и калорийность при смешанном вскармливании те же, что при грудном. Для докорма в первую очередь следует рекомендовать сцеженное грудное молоко, а затем смеси, применяемые при искусственном вскармливании. Для длительного применения в качестве докорма здоровым детям назначают следующие смеси: кефир и его разведения, разведение молока отварами.

Вскармливание грудных детей молоком животных и различными питательными смесями называется искусственным. На искусственное вскармливание переходят в тех случаях, когда у матери нет молока. Чаще всего используют для этой цели короз. ье молоко, так как молоко других животных особых преимуществ перед коровьим не имеет. Схема искусственного вскармливания приводится в табл. 17. При ее рассмотрении выявляется, что ребенок с каждым следующим месяцем получает все более полноценное питание, которое отличается от естественного более ранним введением прикорма немолочной пищей. Калорийность пищи такого ребенка на 12—15% выше, чем ребенка, находящегося на грудном вскармливании. Это происходит и за счет дачи соков и рыбьего жира начиная с первой половины третьего месяца. Все виды пищи, получаемой сверх молока, следует ребенку, вскармливаемому искусственно, назначать на 2—4 недели раньше, чем ребенку, находящемуся на естественном вскармливании. Количество белка повышается до 4—4,5 г на 1 кг веса тела в сутки. Увеличение количества белка должно идти за счет концентрации пищи, а не увеличения ее объема. Количество жира не должно превышать 6 г на 1 кг веса в сутки.

Первое время при переходе на искусственное вскармливание ребенка необходимо взвешивать не реже 2—3 раз в неделю.

В течение 10 дней указывает на необходимость пересмотреть питание. пересчитать калорийность на 1 кг веса и при отсутствии заболевания ребенка внести коррекцию в питание.

Ввиду большой склонности детей к заболеваниям желудочно-кишечного тракта и необходимости особенно тщательного приготовления детской пищи при каждой поликлинике должна быть молочная кухня. Молочная кухня готовит простые и лечебные смеси для грудных детей и прикорм для более старших. Необходимо добиваться снабжения молочных кухонь молоком преимущественно с хорошо поставленных ферм (совхозов, крупных колхозов) и не пользоваться сливным молоком, которое при многократных переливаниях значительно загрязняется и имеет повышенную кислотность.

Молоко в молочные кухни должно доставляться в сыром виде не позднее 12—24 часов после удоя.

Кислотность молока в момент доставки должна быть не выше 20° по тернеру ‘, температура не выше 6°; молоко не должно иметь постороннего привкуса и запахов, количество микробов (молочнокислая палочка и другие сапрофиты) не должно превышать 100 000 в 1 мл, коли-титр —1/10.

Удельный вес цельного молока. находится в пределах 1,028—1,034, что зависит от состава молока. Определяется удельный вес специальным прибором — лактоденсиметром, погружаемым в молоко, налитое в стеклянный цилиндр .

Элементарные лабораторные исследования молока (на загрязненность, степень кислотности, содержание жира) необходимо наладить на каждой молочной кухне. Молочные кухни должны устраиваться в соответствующем помещении с соблюдением всех санитарно-гигиенических требований. Все виды питания молочные кухни готовят согласно поступающим из поликлиник рецептам. Молочные кухни готовят различные виды пищи и для прикрепленных детских учреждений (ясли. дома ребенка, больницы и др.).

Профиль, содержание и объем работы молочных кухонь могут сильно колебаться в зависимости от общего количества прикрепленных к ним поликлиникой детей, а также от типа и количества обслуживаемых ими детских учреждений. Если прикрепляемые детские учреждения или дети, обслуживаемые поликлиникой, находятся на значительном расстоянии от молочной кухни, последняя должна развернуть раздаточные пункты или обеспечить доставку пищи своим транспортом.

Молочные кухни должны организованно доставлять пищу тем детям, родители которых по тем или иным причинам не могут приходить за ней сами. Для этого молочные кухни должны располагать соответствующей тарой и транспортом, удовлетворяющим всем требованиям гигиены.

Стерилизация смесей. В молочных кухнях применяется метод термической обработки молока и молочных смесей непосредственно в бутылочках при температуре 98—100° в течение 5 или 10 минут.

Бутылочки с цельным молоком после укупорки проходят через паровой стерилизатор. Молоко, предназначенное для приготовления кефира, переливают из фляг через фильтр в баки и стерилизуют.

Молоко в бутылочках прогревают в стерилизаторе при температуре 100° в течение 10—15 минут.

В тех молочных кухнях, где нет парового стерилизатора, пользуются аппаратом сокслета или водяным стерилизатором. После стерилизации сетки с бутылочками оставляют около 1,4 часа в этом же помещении, а затем переносят в холодильную камеру.

Преимуществом обработки молока и других видов молочной детской пищи в бутылочках, предназначенных для разового кормления ребенка, является прежде всего:

1) доступность такой тепловой обработки в любых элементарных условиях. Если нет парового или электрического стерилизатора, можно взять обычные кастрюли или металлические прямоугольные ящики высотой 34—36 см, ‘поставить в них бутылочки с молоком или смесями и налить воду температуры 70—80°. Ящики или кастрюли устанавливают на дровяную или газовую плиту, электроплитку (в домашней обстановке) или. другой нагревательный прибор; воду в аппаратах доводят до кипения и выдерживают при указанной температуре от 5 до 10 минут в зависимости от бактериальной обсемененности поступающего в кухню молока. По истечении срока нагрева бутылочки в сетках извлекают и подвергают охлаждению сначала в проточных баках, а далее в холодной камере, где и хранят до момента выдачи родителям или детским учреждениям;

2) перед стерилизацией молоко или другие виды детской пищи разливают в бутылочки в количествах, назначаемых детям на каждое кормление;

3) бутылочки еще до тепловой обработки укупоривают пробками и не открывают до момента кормления ребенка; при этих условиях в детскую пищу не могут попадать случайные микроорганизмы из окружающего воздуха или предметов;

4) свернувшийся при нагревании альбумин молока остается в этой же бутылочке в виде мельчайших сгустков и попадает ребенку при кормлении, в то время как при кипячении молока в больших металлических сосудах альбумин,- а также частично жир и соли кальция, фосфора оседают на стенках котлов в виде так называемого молочного камня, что снижает ценность детской пищи;

5) охлаждение детской пищи в индивидуальных порциях — бутылочках— достигается быстрее.

Чистка и стерилизация бутылочек и сосок и их хранение. Бутылочки замачивают в щелочных растворах (сода 0,1%) на несколько часов (от4 до 20 часов).

Замоченные бутылочки моют щетками, ручным способом или на спе-• анальных машинах, ополаскивают на специальных фонтанчиках, сушат на этажерках, закупоривают ватой и стерилизуют в специальных стери-лизатооах сухим жаром при температуре 160° в течение 30 минут или влажным способом в паровом автоклаве при температуре 120° в течение 30 минут. При отсутствии специального стерилизатора можно обеспложивать бутылочки в молочном стерилизаторе (после окончания работы с молоком и молочными смесями).

Если кухня не имеет парового стерилизатора, то бутылочки стерилизуют в духовке плиты в течение 30 минут. При отсутствии духовки бутылочки кипятят.

Техника приготовления наиболее употребительных питательных смесей для грудного ребенка

Кефир. Рецептура на 1 л или 200 мл. Молока 950 мл или 190 мл, закваски кефирной 50 мл или 10 мл.

Приготовление. Кефир может быть приготовлен двумя способами.

1. В пастеризованное (90—95°, 30 минут), охлажденное до 24—28° молоко вносят закваску, тщательно перемешивают, разливают в стерильные бутылочки, закупоривают, наклеивают этикетку и выдерживают при температуре 18—20° с обязательны! периодическим встряхиванием до свертывания молока, после чего кефир переносят в холодное помещение (2—10°).

2. Молоко пастеризуют (90—95°, 10—15 минут) непосредственно в закупоренных, бутылочках и по охлаждении до 24—28° в каждую бутылочку вносят закваску, тщательно взбалтывают, закупоривают. Так же, как и при приготовлении первым способом. кефир применяют однодневный и двухдневный. Однодневный кефир получают после 24 часов с момента заквашивания, двухдневный — по истечении 48 часов. Кислотность, однодневного кефира 80—90° тернера. Кислотность двухдневного кефира 90—100° тернера.

Кефир с сахаром. Рецептура на 200 мл. Молока 180 мл, закваски кефирной 10 мл, сахарного сиропа 10 мл.

Приготовление. В сырое молоко добавляют сахарный сироп, молоко тщательно-перемешивают, разливают в бутылочки, закупоривают и подвергают тепловой обработке (90—95°, 10—15 минут). В охлажденное до 24—28° молоко в бутылочках добавляют кефирную закваску. Заквашенное молоко взбалтывают и оставляют при температуре 18—20° с обязательным периодическим встряхиванием до свертывания. Полученный кефир в бутылочках, на которые наклеивают этикетки, сохраняют при температуре 2—10°.

Б-кефир и в-кефир. Рецептура б-кефира на 100 мл. Кефира 50 мл, рисового отвара 45 мл, сахарного сиропа 5 мл.

Рецептура в-кефира на 100 мл. Кефира 65 мл, рисового отвара 30 мл, сахарного» сиропа 5 мл.

Подкисленные смеси. В бутылочку “с обычной молочной смесью или цельным молоком прибавляют медленно, по каплям, при взбалтывании 10% раствор молочной-кислоты по 8 мл на каждые 200 мл.

Ацидофильное молоко. Приготовление. Молоко пастеризуют при температуре 85—90°, охлаждают до 45—50°, после чего в него при тщательном размешивании вводят 4—5% закваски, состоящей из одной или нескольких рас ацидофильных бактерий. Заквашенное молоко разливают в бутылочки и ставят до созревания в термостат или теплое помещение при температуре 42—45°.

Творог. Приготовление. В кипяченое молоко прибавляют сычуг или простоквашу. После свертывания творог пропускают через сито, которое предварительно обдаю?-кипятком, раскладывают в стерильные стаканы или баночки и выносят на холод. Творог легко портится и должен приготовляться ежедневно. Рыночный творог давать ребенку нельзя.

Сахарный сироп. К 800 мл горячей воды при помешивании прибавляют 1 кг сахарного песка или кускового сахара, затем кипятят при помешивании до полного-растворения; к полученному сиропу прибавляют горячей воды до 1 л.

Отвары. Отвары приготовляют из риса, ячменной, перловой и овсяной крупы. На 1 л холодной воды берут 40 г крупы, соли на кончике ножа и кипятят в течение одного часа, добавляя все время воду при выкипании; по окончании кипячения отвар процеживают через сито и добавляют до 1 л кипяченой воды. Мучные отвары варят из пшеничной муки по тому же рецепту, но в течение 15 минут. Количество муки — по назначению врача. Полученные отвары стерилизуют в бутылочках, как обычно, 5 минут в стерилизаторе. Иногда назначают концентрированный 10% рисовый отвар. причем разваренную крупу протирают тщательно несколько раз через сито и смешивают с-отваром.

Молочные смеси с отварами. Только что приготовленный и охлажденный отвар смешивают с равным количеством или с 2/3 холодного сырого молока и прибавляют 5% концентрированного сахарного сиропа; после этого смесь разливают в бутылочки, стерилизуют обычным способом и охлаждают.

Коровье молоко или двухдневный кефир разводят на 7з отваром крупы с добавлением 5% сахара — так называемая смесь № 3 или в1. Отвары не имеют большого питательного значения, но они играют важную механическую роль: казеин -коровьего молока в смеси с таким отваром, содержащим коллоид, свертывается неплотными крупными хлопьями, а более нежными, рыхлыми, что облегчает его переваривание. Наряду с указанным выше отвар крупы добавляется с целью необходимого для детей этого возраста уменьшения белка и добавки второго углевода (декстринов). т. е. крахмала.

Молочные консервы

В первые месяцы жизни лучшей пищей для маленького ребенка является материнское молоко. При недостатке молока у матери приходится прибегать к смешанному или искусственному вскармливанию ребенка..

Применение сухих смесей при искусственном вскармливании имеет большие преимущества по сравнению с иными видами пищи, приготовляемой для детей раннего возраста из молока и других продуктов питания. Сухие смеси и консервированные препараты дают детям раннего возраста взамен материнского молока в соответствии с возрастом ребенка.

В питании детей при искусственном вскармливании большое значение имеет гомогенизированное молоко, а также ионитное молоко.

Ионитное, или катионитовое, молоко — свежее коровье молоко, подвергающееся специальной технологической обработке в ионообменниках, вследствие чего свойства его меняются и оно приближается по качеству к женскому молоку. При обработке катионитами искусственно образует-ея альбуминовое молоко, что обеспечивает нежное створаживание белка в желудке ребенка, способствующее лучшему его перевариванию и усвоению. При пропускании молока через катионитный фильтр из него выпадает до 20—22% кальция, который замещается соответствующим количеством калия и натрия, благодаря чему соотношение солей кальций и фосфора приближается к соотношению в женском молоке. Это позволяет пользоваться очень мало разведенным молоком и способствует лучшему перевариванию белка.

К ионитному молоку добавляют рафинированную лактозу или лак -тулозу, что способствует преобладающему развитию в кишечнике бифи-дус-флоры, наличие которой играет важную роль в профилактике кишечных заболеваний у детей этого возраста.

Добавление к ионитному молоку витаминов группы в и с обеспечи-ьает полноценное питание ребенка.

Гомогенизированное молоко получается из коровьего молока, сливок и молочного сахара. Гомогенизированное восстановленное, молоко па -еоставу приближается к женскому: оно содержит 2% белков, 3,3% жиров, 6,7% лактозы и др. Вещества.

Молочной промышленностью, кроме выпускаемых концентратов (сухое полножирное, полуобезжиренное и обезжиренное молоко, плазмой, сухие и конденсированные сливки. казеиновое молоко), в последние годы освоены и такие консервы для детей, как сухое ацидофильное молоко, «детское» сухое молоко («гуманизированное»), а также сухие молочные смеси. обогащенные сахаром и отваром из различных видов круп и муки— гречневой, рисовой, овсяной, которые вполне могут заменить смеси под тем же названием, приготовляемые в молочных кухнях. Техника восстановления их, т. Е. Превращение в жидкую форму, очень проста; она указывается на обложке упаковки.

Методика использования молочных консервов в питании детей раннего возраста. Сухое молоко полножирное может использоваться взамен свежего коровьего (или других животных) молока. Для получения 1 л восстановленного молока отвешивают (или отмеривают специальными мерками) 125—130 г молочного порошка, который при тщательном размешивании смешивают с водой комнатной температуры. К указанному количеству порошка добавляют воды до 1 л. Полученное жидкое молоко имеет химический состав, соответствующий составу свежего натурального молока.

Сухое полуобезжиренное молоко может восстанавливаться так же, как и полножирное, но в этом случае будет иметь в среднем 3,5% белка, 2% жира и 5,5% молочного сахара, что составит примерно 55,5 калорий в 100 мл. Такое молоко, имеющее несколько большее количество белка и сахара и меньшее количество жира по сравнению с натуральным свежим молоком, можно использовать в питании детей, страдающих той или иной степенью гипотрофии, эпидемическим гепатитом, а также поносами различной этиологии.

При отсутствии показаний к ограничению жира к такому молоку можно добавлять сухие или свежие сливки с доведением в нем жира дэ требующейся концентрации.

Сухое полуобезжиренное молоко можно использовать в питании недоношенных детей или страдающих гипотрофией, добавляя его в женское молоко по 1—2 г или 4—5 г на одно или несколько кормлений в зависимости от потребности ребенка в белках и минеральных солях. Из полуобезжиренного сухого молока можно готовить кефир, ацидофилин и другие молочнокислые продукты. назначаемые детям старшего и младшего возраста при заболеваниях, требующих ограничения жира (гепатит. липоидный нефроз. гипотрофия, дизентерия. колиты и т. д.).

Сухое обезжиренное молоко может использоваться в питании больных детей старшего и младшего возраста в тех случаях, когда временно требуется более значительное ограничение жира: тяжелые фор -. Мы гипотрофии, нефрозы, гепатит и т. Д. Это же молоко можно использовать и в питании здоровых детей с добавлением к нему сливок или других жирномолочных продуктов.

Сухое обезжиренное молоко может, как и полуобезжиренное, использоваться в питании детей недоношенных, страдающих гипотрофией, несмотря на естественное вскармливание: 1—2—3 г молока всыпают в сцеженное женское молоко (15—20—25 мл) при тщательном размешивании, после чего подвергают пастеризации при температуре 65° в течение 30 ми -;нут или при температуре 85° в течение 5 минут; далее охлаждают до 35° и дают ребенку перед кормлением его грудью.

Обезжиренное молоко после его восстановления может использоваться для приготовления пахтанья или кисломолочных продуктов (кефир, ацидофилин, ацидофильное молоко и т. Д.), назначаемых при гепатите. гипотрофии, липоидном нефрозе и других заболеваниях, требующих ограничения жира. Методика восстановления та же, что полножирного молока.

Если к 130 г обезжиренного молока добавлять воду до 1 л, то 100 мл такого восстановленного продукта будут в среднем содержать: 5% белка, 6,5% молочного сахара, 0,1 —1,13% жира, 47 калорий.

«Гуманизированное» детское молоко восстанавливается так же, как и сухое коровье молоко, т. е. к 130 г порошка добавляют при тщательном размешивании воды до 1 л по объему.

В восстановленном таким образом молоке будет содержаться в среднем около 2% белка, 3,3% жира, 6,7%’ молочного сахара, 67 калорий.

Плазмон представляет натриевую соль казеина, получаемую из обезжиренного молока. Он применяется в питании детей раннего возраста при наличии у них поносов инфекционной или алиментарной природы, при гипотрофии, анорексии различной этиологии у недоношенных и сла-борожденных детей и при других состояниях, требующих введения повышенных количеств белка (на 1 кг веса).

Вводить плазмон можно различными путями в зависимости от вида основного питания ребенка; при естественном вскармливании (или при питании сцеженным донорским молоком) плазмон добавляют к сцеженному женскому молоку; сцеживают 15—20 мл молока, тщательно размешивают с плазмоном (0,5—1,5 г), после чего эту смесь в бутылочке или кружечке при постоянном помешивании или встряхивании (бутылочки) доводят до кипения. При нагревании плазмона с водой или молоком он переходит в растворимое состояние. После охлаждения молоко с ложечки дают ребенку. При искусственном вскармливании плазмон вводят наиболее часто в смеси № 2 и № 3 от 1 до 2%. В этих случаях плазмон можно добавлять к воде или отвару.

Воду или отвар, предназначенные для приготовления указанных выше смесей, тщательно размешивают с плазмоном и доводят до кипения; после охлаждения их смешивают с молоком в том соотношении, которое предусматривается рецептурой соответствующей смеси. Обогащенные плазмоном смеси разливают в бутылочки и подвергают пастеризации методами, указанными для тех же видов пищи, приготовляемых без белковых концентратов.

Сухой белковый концентрат — каззоль—представляет собой чистую натриевую соль казеиновой кислоты, которая получается путем воздействия двухзамещенного фосфорнокислого натрия (nahpo4) и двууглекислого натрия (nahco3) на хорошо промытый водой свежий творог, получаемый из обезжиренного молока. Каззоль — это очень тонкий порошок белого цвета, солоноватого вкуса, полностью растворимый в воде. При герметической укупорке препарат сохраняется без изменения его свойств длительное время. Используется в питании детей точно так же, как и плазмон.

Сухое ацидофильное молоко изготовлено на культурах молочнокислых бактерий, обладающих антибиотическими свойствами к кишечной палочке и гнилостным бактериям. Использованы смешанные культуры ацидофильной палочки и термофильного молочнокислого стрептококка. Количество молочнокислых бактерий в 1 г сухого препарата составляет в среднем 60 млн. Готовится ацидофильное сухое молоко на полуобезжиренном молоке. Препарат используется при кишечных дисфункциях различной этиологии, гипотрофии и других заболеваниях, когда требуется умеренное ограничение жира. Если введение молочного жира не противопоказано, к ацидофильному молоку после его восстановления

Добавляют жировой компонент за счет сливок. Восстановление сухого препарата осуществляется по той же методике, которая выше приведена для сухою полуобезжиренного или полножирного молока. Детали восстановления указываются на этикетке упаковки препарата.

Для детей раннего возраста промышленность в последнее время освоила выпуск различных видов муки — рисовую, гречневую, овсяную и др. из которых как в семье, так и в детских учреждениях можно быстр» приготовить каши, супы, блинчики и другие блюда. Наша промышленность изготовляет гомогенизированные пюре, из различных плодов и овощей в комбинации с другими пищевыми средствами. Применение указанных консервов показало их профилактическое действие против анемии у детей самого раннего возраста (5—6 месяцев жизни и даже раньше). Зти консервы благоприятно влияют также на кислотно-щелочное равновесие организма и тем способствуют профилактике рахита.

Питание детей в возрасте до 3 лет

Если во втором полугодии жизни питание ребенка было правильна ©рганизовано, то к моменту отлучения от груди он успевает привыкнуть к довольно разнообразной пище. Пища ребенка по-прежнему должна быть приготовлена в размельченном и протертом виде, в виде пюре или каш, так как у ребенка к году имеется всего 6—8 молочных зубов. Одновременно следует давать немного пищи, требующей жевания: печенье, фрикадельки, паровую котлету и пр. Пища должна быть вкусн© приготовлена, чтобы ее вид. вкус и запах вызывали активный аппетит. так как у ребенка в этом возрастном периоде уже хорошо развит вкус. Известно, что с аппетитом съедаемая пища вызывает активное выделение желудочного сока, что способствует лучшему перевариванию и усвоению пищи.

Набор продуктов для питания детей от 1 года до 3 лет может быть довольно разнообразным, но молоко составляет еще значительную часть пищи — от 500 до 600 г; оно может быть дано частично в виде кефира, простокваши, творога. Даются всевозможные каши (гречневая, пшенная, рисовая, манная), запеканки. Супы можно давать мясные и овощные, заправленные крупой и овощами. Ребенку рыбу, мясо дают не более одного раза в день в рубленом и протертом виде (фрикадельки, котлеты и мясное пюре), яйца — не более одного через день. Овощи нужно давать в измельченном виде (пюре, винегреты). При кулинарной обработке их нельзя долго держать на плите, так как при этом теряется значительное количество витамина с. Фрукты дают сырыми и в виде компотов, муссов, киселей. Хлеб употребляется белый. серый и черный; бутерброды с маслом. Можно давать кофе с молоком. Из сладостей рекомендуется сахар, повидло. варенье. мед, мармелад. Ребенок должен приучаться к опрятности и сам пользоваться ложкой, надевать фартук, мыть перед едой руки.

С 1 года 6 месяцев детей уже, как правило, следует кормить 4 раза в сутки. Развитие пищеварительных органов, их функции, а также возросшая емкость желудка позволяют увеличить объем пищи, принимаемой ребенком в каждое кормление, и тем самым уменьшить числе кормлений. Постепенно питание ребенка усложняется: мясо рекомендуется давать в виде паровых котлет или фрикаделек; а овощи и крупу не только в виде пюре и каш, но также и в виде оладий и запеканок, чтобы развить жевание у ребенка. С появлением коренных зубов (i у2 года—1 год 8 месяцев) необходимо давать пищу, требующую активного жевания: супы с непротертыми овощами и крупой, овощи в виде

Винегретов, поджаренные котлеты, фрукты не в виде соков и пюре, а ку-’сочками и целиком, хлеб, сухари и т. Д. Этот переход проводится постепенно, но своевременно и настойчиво. Иногда приходится встречать детей, которых своевременно не перевели на непротертую пищу, у них даже маленький комочек пищи вызывает отказ от еды, у страдающих невропатией это сопровождается даже рвотой. Однообразное, чаще всего молочное. питание приводит к развитию малокровия, пониженного питания и т. Д. Чем шире ассортимент продуктов питания, тем полнее и полноценнее покрывается пищевая потребность ребенка. В этом возрасте ребенок должен получать 3,0—3,5 г белка, столько же жира и 12—15 г углеводов на 1 кг веса, что составит примерно 90—100 калорий на 1 кг веса. Наиболее калорийную пищу дают ребенку в обед (около 40—45% всей суточной калорийности). Завтрак и ужин составляют по 20—25%, на полдник приходится около 10—15% суточной калорийности.

Супы содержат соли и экстрактивные вещества. Калорийность супа обычно невысока, поэтому его нужно давать немного, для того чтобы ребенок съел более калорийное второе блюдо. Хлеб и печенье необходимо давать детям ежедневно во время еды. Количество хлеба должно быть ограничено: при неумеренном употреблении хлеба у ребенка падает аппетит и он часто отказывается от всего остального. Детям в возрасте до l’/г лет следует давать белый хлеб или сухари по 50—70 г в сутки. В возрасте от 1′/г до 3—4 лет можно давать 50—70 г черного и 100—150 г белого хлеба, включая в это количество сдобную булку или печенье. Консервы, острые закуски и пряности ребенку давать не следует. Ветчину, колбасу, неострый сыр. икру можно давать детям с 2 лет в небольшом количестве.

Это примерное меню может быть использовано для детей в возрасте от 1 года до 1 года 8 месяцев; для детей в возрасте от 1 года 8 месяцев до 3 лет может быть использовано это же меню, только овощи и каши дают непротертыми, а котлеты поджаренными; кроме того, порция должна быть увеличена соответственно возрасту ребенка.

При составлении меню необходимо обращать большое внимание на качественный состав продуктов, равномерно распределить их по дням таким образом, чтобы ребенок ежедневно получал белки. жиры и углеводы. Пища должна быть разнообразной и вкусно приготовленной. Супы как вегетарианские, так и мясные, следует давать ребенку не чаще одного раза в день, на втором и третьем году жизни—100 мл, детям более старшего возраста—не больше 200—250 мл в сутки.

Организация питания в детском учреждении

Дети старше года усаживаются для еды за столик. Предварительно им моют руки и повязывают салфеточку или нагрудник. Необходимо с самого раннего возраста приучать ребенка к известному порядку, это создает у него гигиенические навыки. Перед кормлением сестра должна проверить качество пищи и ее температуру: пища не должна быть ни чрезмерно горячей, ни холодной. Кормление детей этого возраста продолжается довольно долго. Поэтому во избежание охлаждения надо ставить кастрюли с пищей в таз с горячей водой, иначе дети, которых кормят последними, получат невкусную, остывшую еду. Для того чтобы ребенок успевал прожевать и проглотить пищу, сестра должна кормить одновременно двух детей. Примерно с 2-х лет следует приучать ребенка есть самостоятельно; для этого ему дают в руку ложку; сестра в это время кормит его другой ложкой, приучая к аккуратности. Самостоятельная еда нередко способствует улучшению аппетита ребенка; он начинает-есть значительно охотнее, так как его заинтересовывает самая процедура еды. Всю порцию пищи, причитающуюся на данное кормление, нужно класть на тарелку сразу и приучать ребенка съедать все без остатка.

Индивидуальный подход к ослабленным и нервным детям. Особое внимание во время еды надо обращать на ослабленных детей, детей с пониженным аппетитом и недостаточным весом и страдающих невропатией. особенно в первое время после поступления в учреждение. когда приходится считаться с их привычками. Выяснив у матери, что ребенок любит, ему предлагают на выбор несколько блюд. Постепенно следует приучать ребенка к общему режиму питания, что обычно через некоторое время и удается.

Питание детей дошкольного и школьного возраста

Питание детей в возрасте от 3 до 7 лет (дошкольный возраст). В этом возрасте зубной аппарат и акт жевания развиваются так, что ребенок может употреблять твердую пищу. Дети самостоятельно справляются с едой и сидят за столом вместе со взрослыми. Молока и молочных продуктов ребенок должен потреблять около 500 г в день; в диету включается большее количество мяса и яиц; пища протирается менее тщательно, чем для детей более раннего возраста, дается хлеб белый, серый и черный. Рекомендуются фрукты и овощи.

Питание детей в возрасте от 7 до 15 лет (школьный возраст ). Молока и молочных продуктов школьник должен употреблять не. Меньше 400—500 г в день. Пища должна быть смешанного характера (мясо. овощи, фрукты).

В детских коллективах детей приучают накрывать на стол, для этого назначаются дежурные по столу.

Дети должны получать четырехкратное питание. Первый прием пищи происходит в 7 часов 30 минут—8 часов 30 минут. По отношению к суточной калорийности рациона завтрак должен составлять около 25—30% и состоять из двух блюд: первое (горячее блюдо)—каша, овощи, второе— кофе с молоком или молоко, чай. хлеб с маслом и сыром и т. Д. Полноценный первый завтрак имеет большое значение для правильного развития ребенка. В 13—14 часов дети получают обед, состоящий из трех блюд: суп, второе блюдо и сладкое. Питательная ценность супа невелика, поэтому следует давать его немного. Обед должен составлять около-35—40% суточной калорийности. Третий прием пищи — полдник, который обычно бывает в 16 часов. Дается питье (молоко, кефир, простокваша, чай), печенье или булочка, фрукты. ягоды, сладости. Полдник должен составлять 10—15% суточной калорийности. В 19—20 часов— ужин, который составляет около 25% суточной калорийности пищи. На ужин школьник получает горячее блюдо и кисель (компот, молоко).

В школе дети проводят 4—5, а то и 6 часов. За это время они тратят много энергии. По данным института питания, энергетические траты детей в самой школе, не считая ходьбы до школы и обратно, составляют в среднем около 600 калорий. Для покрытия этих трат необходимо соответствующее питание. Длительный перерыв в еде делает школьников рассеянными, понижает восприятие учебного материала. У некоторых начинает болеть и кружиться голова. появляется слабость, раздражительность, падает трудоспособность. Если такие перерывы происходят изо дня в день, могут возникнуть расстройства пищеварения: потеря аппетита. тошнота. боль в животе, понос или запор .

Горячие завтраки должны составлять в городских школах не менее xu калорийности ежедневного пайка школьников, а в сельских школах— уз калорийности. Большая калорийность школьных завтраков в сельской

Школе обусловлена более длительным перерывом между принятием пищи в школе и дома в связи со значительным отдалением школы от места жительства учащихся.

Горячий завтрак в школе должен быть полноценным и содержать все необходимые детям пищевые вещества в достаточном количестве и определенных соотношениях. Продукты для школьных завтраков должны быть свежими и хорошего качества.

Меню школьных горячих завтраков должно быть разнообразным, блюда должны быть хорошо приготовлены. Однообразная пища с каждым днем вызывает все меньшее и меньшее выделение пищеварительных соков, а следовательно, будет хуже перевариваться и усваиваться, горячий завтрак дети должны всегда получать в одно и то же время под наблюдением педагога.

Школьники должны вставать и-завтракать в одно и то же время. Учащимся в первой смене следует второй раз есть в 12 часов дня, в® время большой перемены. Обед они должны получать в 16 часов — 16 часов 30 минут дома или в школе (при продленном дне).

Ученики второй смены должны обедать в 12—13 часов перед уходом в школу. В школе в 16 часов—16 часов 30 минут они должны получить полноценный полдник.

При правильном режиме питания в организме ребенка вырабатывается рефлекс на время (и. П. Павлов ), который обеспечивает выделение достаточного количества пищеварительных соков. При несоблюдении привычных часов приема пищи, беспорядочном кормлении, при котором ребенок получает пищу, когда ему вздумается, а молоко пьет для утоления жажды, наступает угасание условного пищевого рефлекса вплоть до полного его срыва. Беспорядочное питание понижает аппетит ребенка.