Биологически активные добавки в аптеке: взгляд из-за прилавка.

С.В. Жахалова, менеджер по проектам компании «КОМКОН Фарма-Украина»

По утверждению ВОЗ, биологически активные добавки (нутрицевтики) наряду с натуральными продуктами, натуральными генетически модифицированными продуктами и натуральными продуктами заданного химического состава являются пищей XXI века. БАДы используются для решения следующих задач:

  • коррекция рациона питания, профилактика и снижение риска возникновения заболеваний;
  • компенсация дополнительных нагрузок на организм вследствие развития техногенной цивилизации (урбанизации);
  • регуляция неспецифической резистентности организма, в том числе при высоких физических и психоэмоциональных нагрузках, неблагоприятных экологических условиях;
  • как источник незаменимых питательных веществ, про- и пребиотических природных компонентов, которые содержатся в пределах физиологических потребностей организма;
  • способствуют ассимиляции пищи, поддержанию нормального состояния микроэкокомплекса пищеварительной системы.

В Украине опыт применения БАД, конечно, еще не сравним с другими странами. К примеру, Япония потребляет пищевые добавки около 50 лет, США уже больше 20. В развитых странах около 70% населения регулярно употребляют БАДы, в Украине же этот показатель в первом квартале 2007 г. составил около 20% по данным исследования компании «КОМКОН Фарма-Украина» U-TGI «Украинский индекс целевых групп». Поэтому страны с длительной историей применения БАД уже давным-давно выработали оптимальные правовые инструменты для регулирования рынка пищевых добавок, создали реестры БАД, имеют четкие параметры оценки качества и безопасности.

К сожалению, рынок БАД на Украине регулируется плохо. С несовершенством законодательной базы по регистрации пищевых добавок, сертификации, стандартам качества связано и недоверие населения к БАДам. Если простой потребитель понимает, что лекарственный препарат, прежде чем он попадет в аптеку, проходит ряд строгих регистрационных процедур, то о БАДах этого сказать нельзя. Нездоровый ажиотаж подогревается и периодическими публикациями в прессе негативного характера, торговлей БАДами вне аптек по принципу сетевого маркетинга, недобросовестной рекламой, декларирования наличия лечебных свойств у продуктов, у которых этих свойств не может быть по определению.

В данной же публикации мы не будем касаться правовых и моральных аспектов регулирования рынка БАД, а сосредоточимся на отношении к пищевым добавкам одного из субъектов фармацевтического рынка — провизоров/фармацевтов, — и, соответственно, будут рассматриваться пищевые добавки, которые реализуются через аптеки.

Рынок БАД в Украине растет. По данным аналитической компании «Морион», размещенным на сайте компании, по темпам развития в январе 2007 г. второе место (после лечебной косметики) заняли биологически активные добавки. Аптечные продажи этих продуктов увеличились в 1,5 раза в денежном и почти на 10 % в натуральном выражении в сравнении с январем 2006 года. Растет и интерес к этой категории продуктов у исследовательских компаний.

С осени 2006 г. в регулярном исследовании компании «КОМКОН ФармаУкраина» мы начали мониторинг категории биологически активных добавок. Фармацевты оценивали БАДы по нескольким критериям: «Врачи часто назначают», «Покупатели самостоятельно часто спрашивают», «Часто рекомендую», «Хороший уровень рекламной поддержки», «Оптимальное соотношение цена/спрос», «Важность в ассортименте аптеки» (рис. 1).

Оценка фармацевтами первого стола категории "Биологически активные добавки" по нескольким критериям

В мониторинг были внесены биологически активные добавки различных групп, которые активно продвигаются и формируют конкурентный сегмент.

Нужно отметить, что отношение к биологически активным добавкам фармацевтов во многом неоднозначное. Так, только 47,4 % фармацевтов первого стола уверены, что пищевые добавки являются важным дополнением к правильному питанию, тогда как с утверждением «Эффективность действия пищевых добавок явно преувеличена» согласны 80,7 % респондентов (табл.).

Согласно данным проекта PharmaQ «Мнение провизоров/фармацевтов», в 87,4% аптек Украины реализуются биологически активные добавки.

Тем не менее только 50,1% людей старше 16 лет, которые употребляют пищевые добавки, покупают их в аптеках (рис. 2).

Места покупок биологически активных добавок потребителями

В топ-15 препаратов, которые наиболее часто рекомендуются фармацевтами первого стола, мирно сосуществуют БАДы различной направленности действия: для укрепления дыхательной, сердечнососудистой системы, витаминные комплексы для красоты кожи, ногтей и волос, средства для улучшения зрения. При этом нужно отметить, что основной канал продаж пищевых добавок — покупательский спрос, на втором месте — рекомендации фармацевтов. Врачи тоже рекомендуют пищевые добавки, но в меньшей степени.

Биологически активные добавки становятся важной позицией в ассортименте аптеки. Ассортимент некоторых аптечных супермаркетов более чем на 50% может состоять из парафармацевтических товаров, лечебной косметики и БАД.

Менеджеры по закупкам, формирующие ассортимент аптек, оценивали категорию «Биологически активные добавки» по нескольким критериям, главным из которых является важность в ассортименте аптеки по 5-балльной системе.

Обращает на себя внимание, что доля менеджеров, оценивших ассортимент наиболее желательных БАД в аптеке по наивысшему баллу «5», не превышает 50%, тогда как при оценке большинства категорий ЛС с преимущественным наполнением ОТС-продуктами, такими как «Витамины», «Средства от гриппа и простуды», «Противокашлевые ЛП», доля таких менеджеров более 70% (рис. 3).