Пост кормящей матери и беременной женщины

17.07.2012 | Автор: Sawab

Вопрос: Можно ли моей жене, которая кормит грудью десятимесячного сына, не поститься в Рамадане?

Ответ: Хвала Аллаху.

Пост кормящей матери, так же, как и беременной женщины, рассматривается в контексте одной из двух положений:

1. Когда пост не влияет на неё и не причиняет вреда, и она не боится, что пост может плохо повлиять на ребёнка. В этом случае она обязана соблюдать пост, и не дозволено ей прервать его.

2. Она опасается, что соблюдение поста может принести вред ей или ребёнку, и её тяжело поститься. В таком случае она обязана прервать пост и возместить пропущенные дни в другое время.

В этой ситуации ей лучше не поститься, а соблюдения поста является порицаемым (макрух). Более того, некоторые учёные сказали, что если она опасается за своего ребёнка, то для неё становится ваджибом прервать пост, а продолжение соблюдения поста харамом.

Ал-Мирдави в «ал-Инсаф» (7/382) сказал:

− В таком состоянии, соблюдение поста порицается… Ибн ‘Акъил сказал: «Если кормящая мать и беременная женщина опасаются за ребёнка и беременность, то им не дозволено соблюдать пост. В противном случае, им не дозволено разговляться».

Шейха Ибн ал-Усаймина, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, спросили: «Если беременная женщина или кормящая мать прервали пост без причины, имея силы и здоровье, чтобы соблюдать пост, каково решение в этом случае?». Он ответил:

− Беременной женщине или кормящей матери не дозволено разговляться без уважительной причины в дневное время Рамадана. Если же они прервали пост по уважительной причине, то обязаны восполнить пропущенные дни поста в другое время, потому что Всевышний Аллах относительно больного сказал: «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (Коран, 2:185). Беременные женщины и кормящие матери подпадают под то же определение, что и больные. Если их оправданием является опасение за ребёнка, то они, по мнению некоторых учёных, наряду с восполнением пропущенных дней поста, должны накормить пшеницей, или рисом, или финиками, или любыми другими продуктами питания одного бедняка за каждый пропущенный день поста. Некоторые учёные сказали, что они должны только восполнить пропущенные дни поста, не зависимо от ситуации, потому что для вменения в обязанность кормления бедняков нет доказательств из Корана или Сунны, а основой является отсутствие какой-либо обязанности (бараа аз-зимма) до тех пор, пока не будет доказательства. Это – мазхаб Абу Ханифы, да смилостивится над ним Аллах, и это сильное мнение. Конец цитаты из «Фатава ас-Сыйам» (стр. 161).

Ибн ал-Усаймина так же спросили о беременной женщине, которая боясь за себя или за ребёнка нарушила пост. Каково шариатское постановление? Шейх ответил:

− Беременная женщина находится в одной из двух ситуаций:

Первая ситуация: у неё достаточно здоровья и силы для соблюдения поста, она не испытывает трудности из-за этого и пост не влияет на её плод. Такая женщина обязана поститься, потому что у неё нет оправдания для оставления поста.

Ситуация вторая: беременная не в состоянии перенести пост из-за тяжёлой беременности, или из-за физической слабости, или по другой причине. В таком случае она не должна соблюдать пост. Нельзя поститься, когда есть опасность для плода, и оставление поста в этом случае является обязательным. Оставив пост, она становится подобна другим оставившим пост по оправданию, поэтому она обязана восполнить пропущенные дни поста, когда причина этого оправдания исчезнет. Когда она родит, она обязана восполнить пост после того, как она очистится от послеродовых выделений (нифас). Однако в некоторых случаях, когда исчезает одно оправдание, может появиться другая уважительная причина – грудное вскармливание. Кормящая мать может нуждаться в пище и питье, особенно летом, когда дни долгие и жаркие. Поэтому, ей может быть необходимо оставить пост, чтобы иметь возможность кормить ребёнка своим молоком. В таком случае мы так же говорим ей: не постись, а когда причина оправдания исчезнет, восполни пропущенные дни поста. Конец цитаты из «Фатава ас-Сыйам» (стр. 162)

Шейх Ибн Баз, да смилостивится над ним Аллах, сказал:

− Что касается беременной женщины и кормящей матери, то достоверно известно от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, из хадиса Анаса б. Малика ал-Ка’би, переданного Ахмадом и авторами ас-Сунан с достоверной цепочкой передатчиков, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дал им разрешение не поститься, приравняв их к путникам. Из этого известно, что они не соблюдают пост и восполняют его, подобно путнику. Учёные сказали, что они могут не поститься только в том случае, если пост является тягостным для них — как для того, кто болен — или в случае опасения за ребёнка. А Аллах знает лучше. Конец цитаты из «Маджму’ ал-Фатава» (15/224).

В фетве Постоянного Комитета сказано:

− Что касается беременной женщины, то она обязана поститься в период беременности. Если же она боится, что пост повредит ей или плоду, то она должна оставить пост и возместить пропущенные дни поста после того, как родит и очистится от послеродовых выделений (нифас). Конец цитаты из «Фатава ал-Ладжна ал-Даима» (10/226).