Женский круг, духовная женская традиция, практики, опыт

Значение грудного вскармливания и психологического единства матери и ребенка для его нервно-психического развития (исследование)

Я решила вынести в отдельную тему одно из интересных исследований.

Был задан такой вопрос:

"Если ребенок будет не на ГВ, он будет обязательно асоциален?"

А много ли проводилось исследований, коррелирующих девиантное, асоцильное поведение детей и взрослых с их вскармливанием, а как быть с другими факторами, на это самое поведение влияющими?

Я нашла исследование, изучавшее эту проблему.

И высказала свое мнение - что не столько грудное вскармливание связано с асоциальным поведением детей, сколько уровень контакта матери и ребенка.

Мать, не кормящая ребенка грудью, может быть ничуть не менее заботлива, внимательна к нуждам ребенка, чем кормящая.

Просто кормящей матери это гораздо легче, потому что необходимый уровень контакта обеспечивают природные механизмы, гормоны.

А некормящей нужно прилагать к этому сознательные усилия.

Исследование наше, российское.

Его провели в Астраханской государственной медицинской академии.

Значение грудного вскармливания и психологического единства матери и ребенка для его нервно-психического развития

Краткая аннотация.

Работа посвящена актуальной проблеме – влиянию видов вскармливания на нервно-психическое развитие детей первого года жизни и становление личностных характеристик подростков. Показано, что грудное вскармливание способствует психоэмоциональному развитию ребенка и формированию его личности, тогда как ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание является фактором риска, способствующим нарушению психического развития детей раннего возраста.

Пациенты и методы

Проанализировано в динамике нервно-психическое развитие 124 детей, находившихся на естественном и искусственном вскармливании. Исследования проводились в детской поликлинике, детском дошкольном учреждении (ДДУ), школе.

Для объективности выводов в исследование взяты когорты детей двух поколений: 1988–1991 гг. рождения (32 ребенка, находившихся на естественном вскармливании, и 30 детей – на искусственном) и 1997–1998 гг. рождения (32 ребенка – на естественном вскармливании, 30 детей – на искусственном).

Работа по когорте 1988–1991 гг. рождения выполнялась поэтапно:

• подбор групп подростков, находившихся на 1-м году жизни на искусственном или естественном вскармливании;

• изучение материнского поведения в обеих группах;

• выявление детей, состоящих на учете в органах милиции, и их распределение по группам в зависимости от типа материнского поведения.

Все обследованные дети проживали в одной местности, в условиях военного городка, в семьях военнослужащих.

В 1-ой группе было 64 ребенка, находившихся с рождения на грудном вскармливании, длительность которого составила 15,5 ± 4,1 мес (табл. 1). Во 2-ю группу вошли 60 детей, с 1-го мес жизни переведенные на искусственное вскармливание.

И в 1-й, и во 2-й группе у наблюдавшихся детей были отмечены гипохромная анемия и рахит с примерно одинаковой частотой – 15 и 17% соответственно.

В работе использованы методы анкетирования, клинического и психолого-педагогического обследования, а также оценка нервно-психического развития детей в 1, 2 и 3 года жизни в соответствии с методическими рекомендациями К.Л.Печоры и соавт. На первом этапе исследования проводилось анкетирование матерей. Анкеты составлялись совместно с психологом ДДУ согласно рекомендациям по исследованию личностных черт характера. В анкете учитывались особенности течения беременности и родов, акушерский анамнез, наследственность, состояние ребенка в неонатальном периоде и в течение 1-го года жизни, кроме того отношение матери к ребенку от рождения до момента обследования, меры воспитания и личностные черты ребенка, его поведение, способности и увлечения.

На следующем этапе работы изучали индивидуальные карты развития детей (ф.112) и проводили опрос участковых педиатров, педагогов ДДУ, учителей школ и матерей с целью уточнения анкетных данных.

Результаты исследования и их обсуждение

Выделены две группы женщин в соответствии с отношением к материнскому долгу: «надежные» матери и матери с нарушением материнского поведения. В эту группу вошли эмоционально нечуткие, эгоцентричные матери.

Нормальное материнское поведение включает такие составляющие, как наличие грудного вскармливания в течение 1-го года жизни ребенка; безотказное приспособление матерью своей жизни к нуждам ребенка, полная концентрация внимания на ребенке с пониманием и удовлетворением его потребностей в любви и безопасности, познании.

Депривирующая мать не удовлетворяет в разной степени потребности ребенка. Отстранившаяся от воспитания мать стремится полностью или частично переложить заботы о ребенке на других людей. Она тяготилась кормлением грудью, ребенком занималась урывками, делая все «чтобы не мешал», в воспитании использовала непозволительные действия. Система мать–дитя в такой ситуации отсутствует. При этом развитие детей нарушается: отмечаются задержка нервно-психического развития и признаки истериоформного поведения.

«Ненадежные» матери в 1-й группе составили 29,7%, во 2-й группе – 41,6% (p<0,05).

К 1-му году жизни выявлена задержка нервно-психического развития у 4,2% детей, находившихся на естественном вскармливании, и у 7,4% детей, находившихся на искусственном вскармливании.

Еще более значительные различия в нервно-психическом развитии детей были установлены в возрасте 2 лет: во 2-й группе выявлено 27,7% детей с задержкой речевого развития и 24,7% – с признаками истериоформного поведения, тогда как в 1-й группе эти показатели составляли 17,9% (р<0,01) и 6,9% (р<0,05) соответственно.

Истериоформное поведение проявлялось слабой познавательной активностью, требовавшей дополнительной стимуляции. Личностные особенности таких детей характеризовались недоброжелательным отношением к окружающим, в связи с неспособностью к совместной деятельности. Такие дети при малейшем сопротивлении их желаниям громко кричат, дерутся, топают ногами, падают на пол и начинают «биться», «делают назло», таким образом добиваясь своего.

При психолого-педагогическом обследовании детей в возрасте 3 лет в условиях ДДУ установлено следующее:

• при проведении теста активной речи число детей, не имевших затруднений, составило в 1-й группе 53 (79,1%), во 2-й группе – 33 (54,1%) (р<0,01);

• на долю детей, выполняющих движения без замечаний, в 1-й группе приходилось 46 (68,6%), во 2-й группе – 27 (44,2%) человек (p<0,01);

• тест правильного выполнения навыков в 1-й группе был положительным у 48 (71,6%) детей, во 2-й группе – у 31 (50,8%) ребенка (p<0,05);

• сенсорное развитие детей определялось как соответствующее возрасту у 52 (77,6%) детей в 1-й группе и 32 (51,4%) детей во 2-й группе (р<0,01).

В продолжение работы представлялось важным проследить судьбу некоторых детей.

Наблюдения показали, что 30% подростков, на 1-м году жизни находившихся на искусственном вскармливании, из группы «ненадежных» матерей состоят в настоящее время на учете в органах милиции, тогда как в группе получавших естественное вскармливание этот показатель составил лишь 6,25% (p<0,01). Следует отметить, что 2 детей, которые на 1-м году жизни находились на естественном вскармливании, также были отнесены к группе «ненадежных» матерей. Эти дети состоят на учете в органах милиции по поводу повторных краж, драк и хулиганства.

Выводы

1. Грудное вскармливание является положительным фактором формирования должного психоэмоционального развития и становления личности ребенка.

2. Ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание и лишение его грудного молока является фактором риска нарушения психического развития детей раннего возраста.

3. Способность матерей к оценке важности грудного

вскармливания указывает на адекватные психологические

особенности их личности: среди женщин, вскармливающих

детей грудью, реже встречаются депривирующие матери.

4. Эмоциональная холодность матери в процессе вскармливания – фактор формирования отрицательных личностных особенностей детей в отдаленном катамнезе.

Материалы взяты с сайтов: