Влияние грудного вскармливания младенца на психоэмоциональное развитие

Младенчество как возрастной период, собственно, и начинается после того, как ребенок научился узнавать и бурно радоваться маме. На первой стадии развития, соответствующей младенческому возрасту, возникает доверие или недоверие к миру. При прогрессивном развитии личности ребенок "выбирает" доверительное отношение. Оно проявляется в легком кормлении, глубоком сне, ненапряженности внутренних органов, нормальной работе кишечника. Ребенок, с доверием относящийся к миру, который его окружает, без особой тревоги и гнева переносит исчезновение из его поля зрения матери: он уверен, что она вернется, что все его потребности будут удовлетворены. В это время ребенок как бы "вбирает" в себя образ матери. Это первая ступень формирования идентичности развивающейся личности. Ребенок формирует базовые переживания любви, счастья, фрустрации, ненависти и неразрывно связывает этот опыт с образом материнской груди. Такая связь с матерью, крепнущая по мере того как грудь все более надежно основывается во внутреннем мире ребенка, оказывает фундаментальное влияние на все другие отношения, в первую очередь на отношение к отцу. Именно она лежит в основании способности формировать глубокую и сильную привязанность ребенка к родителям. Физическая близость ребенка к матери во время кормления по существу, его отношение к "хорошей" груди - раз за разом помогает ему преодолевать тоску по потерянному прежнему состоянию и укрепляет его доверие к объектам незнакомого для него внешнего мира. В этом смысле ребенок принимает и делает частью своей психики хорошую грудь. Этот процесс освоения груди предполагает существование безопасного отношения к матери.

Младенческий интерес к матери начинает развиваться на очень ранних стадиях и представляет собой установку, которая в дальнейшем составит сущность всех межличностных отношений будущего взрослого человека. Младенец, вскормленный грудью, физически и психологически более устойчив и стабилен, чем ребенок-"искусственник". У него лучше развит иммунитет, он более уравновешен эмоционально и психологически, у него выше общее развитие и лучше адаптация к окружающему миру. Такой ребенок впоследствии не страдает от одиночества, хорошо приспосабливается к условиям детского сада и школы, легко заводит разнообразных друзей и не испытывает затруднений в общении.

В ситуации искусственного вскармливания с самого раннего возраста происходит мощная деформация всей психической структуры младенца. Неспособность преодолеть младенческую тревогу, в свою очередь, ведет к задержке развития способности любить, нарушению структуры закладывающихся объектных отношений, торможению фантазийной жизни ребенка. Все перечисленные обстоятельства препятствуют нормальному течению развития процессов познания, вследствие чего тормозится общее, интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка. У ребенка возникает чувство изоляции и беспомощности в потенциально враждебном мире. Подобную позицию можно назвать апатичной. Поведение таких детей очень отличается от поведения действительно здоровых младенцев, которые плачут, когда ощущают фрустрацию, которые интересуются окружающими их людьми, а иногда способны быть достаточно счастливыми, даже находясь в одиночестве.

Вообще, все, что нарушает безопасность ребенка в отношениях с родителями, порождает тревогу. У тревожного, не чувствующего безопасности ребенка развиваются разнообразные стратегии - для того, чтобы совладать с чувствами изоляции и беспомощности. Он может становиться враждебным, желать расплатиться с теми, кто его отвергал или дурно к нему относился. У него может развиться нереалистический идеализированный образ самого себя - с тем, чтобы компенсировать чувство неполноценности. Такие дети очень тяжело переносят одиночество, и, кажется, непрерывно требуют удовлетворения то ли посредством пищи, то ли посредством требуемого от окружающих внимания. Это свидетельствует о том, что попытка построения доверительного отношения к матери, так и попытка образования во внутреннем мире безопасного и хорошего объекта потерпели неудачу. Ребенок не может доверять матери как хорошему и безопасному внешнему объекту. Подобная неудача может предвещать будущие сложности, с которыми столкнется ребенок, превратившись во взрослого человека.

Например, жадная и тревожная потребность в обществе, часто сопровождаемая страхом остаться в одиночестве, может привести к формированию нестабильных и преходящих отношений, которые можно описать как "беспорядочные отношения" Чувство небезопасности в дальнейшей жизни становится порождением многих вредных личностных особенностей человека: прямого доминирования, безразличия к окружающим людям, нестабильного поведения, недостатка уважения к индивидуальным потребностям. Впоследствии такой младенец, став взрослым человеком, будет страдать от недостатка теплоты в отношениях с близкими, изолироваться от других людей, а также демонстрировать несправедливость, невыполнение обещаний, враждебность и т. д.