Беседа о вреде алкоголя

Опубликовано ср, 03/26/2008 - 18:29 пользователем Sreda

Приложение 3

Беседа о вреде алкоголя

Цель беседы: Помочь учащимся глубже осмыслить и значительно расширить их знания о вредном влиянии алкоголя на психическое и нравственное формирование человека, разъяснить какой вред наносит пьянство и алкоголизм обществу, и указать возможные пути борьбы с ним.

План беседы:

1. Как разрушает алкоголь психическое и физическое здоровье человека?

2. Какой социальный, экономический и моральный вред наносит обществу пьянство?

3. Как бороться против пьянства и алкоголизма?

Оборудование и инвентарь:

1. Анкета «Употребление несовершеннолетними алкоголя».

2. На стенах расклеены плакаты с русскими пословицами:

«Сам себя губит, кто пьянствовать любит».

«Тот себе вредит, кто часто в рюмку глядит».

«От рюмки водки до могилы – путь короткий».

«Река с ручья начинается, а пьянство – с рюмочки».

3. Оформлен стенд с анкетами и брошюрами:

«Алкоголь – враг здоровья!» А.Е.Луговец.

«Пагубная привычка победима»;

«Еще одно обвинение алкоголизм.» И.И.Гриб.

«Алкоголь и сердце.» Б.И.Филоненко.

«Влияние алкоголя на организм человека» Г.Л.Ярошенко и др.

На доске написан эпиграф:

Пьянство есть упражнение в безумстве

Пифагор

Ход беседы

Перед началом беседы раздается анкета, учащиеся заполняют ее и сдают педагогу-психологу.

Педагог-психолог: Как вы, наверно, заметили анкета анонимная. Порой употребляя алкоголь, ребята хотят казаться взрослыми, но взрослым открыто признаться бояться. Возникает вопрос, для кого вы хотите показать свою взрослость?

Участники: Отвечают на поставленный вопрос.

Педагог-психолог: Часто пьяный бывает опасен для себя и окружающих, т.к. совершает поступки, на которые в трезвом состоянии никогда не решился бы. В ряде случаев пьяные склонны к немотивированным импульсивным поступкам, наносят себе и окружающим телесные повреждения. Бывает и так, что в опьянении извращается характер: спокойные и сдержанные становятся раздражительными, склонными к пьяным дебошам. С нарастанием опьянения речь становится бессвязной и непонятной, теряется способность к разумному суждению. Внимание и память резко ослабевают, опьяневшие путают людей, предметы, заговаривают сами с собой и с неодушевленными предметами.

Порой молодые люди выпивают, перед тем как пойти на вечеринку или дискотеку, чтобы повысить настроение. Бывали у вас такие случаи? Видели таких людей на вечеринках, охарактеризуйте их поведение как сторонний наблюдатель.

Участники: Делятся впечатлениями, воспоминаниями

(Педагог-психолог акцентирует внимание на негативных моментах)

Педагог-психолог: При легкой степени опьянения возникает выраженная в нерезкой форме эйфория – приподнятое настроение, что ведет к переоценке своих сил, способности и возможностей. Опьяневшие делаются веселыми, беззаботными, завязывают разговоры и дружеские отношения с незнакомыми людьми. Они громко говорят, рассуждают, поют, навязываются с разговорами к окружающим. В состоянии опьянения обычно заостряются характерные особенности опьяневших. Такие лица могут быть несдержанны, бестактны, придирчивы, назойливы, бесцеремонны, нередко они теряют стыд, чувство такта, человеческого достоинства. У некоторых после изрядной выпивки сразу наступает отупение, они мало контактируют с окружающими, фаза приподнятого настроения у них отсутствует.

Знаете ли вы, почему так происходит?

Участники: Высказывают свои предположения.

Педагог-психолог: Во время алкогольного опьянения в первую очередь страдает тормозной процесс, т.е. исчезает охрана коры головного мозга, и клетки быстро истощаются. Алкоголь действует на процесс раздражения, в результате резко угнетает высшую нервную деятельность.

Отсюда становится понятно, почему незначительный повод, на который трезвый не обратил бы внимания, вызывает у пьяного бурную реакцию (ослабление тормозного процесса). При больших дозах алкоголь значительно расстраивает согласованную деятельность коры и низлежащих центров (подкорку), иногда парализуя передачу возбуждения с одной клетки на другую. В этом и заключается физиологический механизм поведения пьяного человека.

Алкоголь, действуя на различные участки мозга, лишает их кислорода, необходимого для нормального функционирования клеток. У пьяного человека в мозгу возникает большое число мелких кровоизлияний, значительное число в сосудах закупоривается. Постепенное увеличение потерь клеток головного мозга проявляется в замедленной реакцией человека и снижении его интеллектуальных способностей. Когда пьющий человек умирает, вскрытие показывает громадное число атрофированных участков мозга. Т.е. когда человек выпивает пусть нерегулярно время от времени, в его мозгу происходят необратимые изменения.

На какие органы еще влияет алкоголь?

Участники: Рассказывают о болезнях, вызываемых спиртными напитками.

(Педагог-психолог вносит необходимые дополнения по ходу беседы)

Педагог-психолог: Но вы не назвали еще один фактор. Общество несет по виде пьющих неисчислимый урон – во многого раз больший, нежели доход от продажи спиртного. И в ряду социальных зол алкоголизм занимает далеко не последнее место. Это распавшиеся семьи, быстрая потеря квалификации еще вчера хорошим специалистом, труженик, превратившийся в тунеядца, полезный член общества, скатившийся к преступлению.

Установлено, что даже самые маленькие дозы алкоголя снижают производительность труда у разных людей но 5-10%. Даже у умеренно пьющего человека отмечается снижение производительности труда на 4-5%, в то время как у алкоголика в состоянии похмелья трудоспособность может снижаться на 50%. Следует помнить, что убыточность производства только по одной этой причине тем выше, чем выше профессиональная квалификация работающего пьяницы и алкоголика.

У тех, кто выпивает по воскресеньям, производительность труда в понедельник снижается на 10-13%. А после больших праздников норма выработки снижается на 25-30%.

Приведите, пожалуйста, примеры из вашего опыта, когда алкоголь изменил судьбу человека или повлиял на нее.

Участники: Описывают примеры, с которыми сталкивались.

Педагог-психолог: Хорошо, мы достаточно много узнали, но скажите, как бороться с пьянством?

Участники: Высказывают варианты лечения, профилактики.

(Педагог-психолог по мере необходимости вносит дополнения)

Педагог-психолог: Привыкание к алкоголю у подростков может наступить через 1-1,5 года, т.е. значительно быстрее, чем у взрослого. Вот почему для учащихся недопустимы даже небольшие дозы алкоголя. Предупредить алкоголизм легче, чем лечить его.

Вот, например, вам иногда кажется: стоит закурить или выпить водки – и ты уже «Настоящий мужчина». В твоей группе есть, наверное, такие ребята. На переменках они собираются в уборной, курят, сплевывая на пол, через слово ругаются. Когда ты был поменьше и поглупее, ты немножко завидовал их развязности и тоже хотел стать «мужчиной». А может, уже присоединился к ним.

Что ж, нет ничего проще. Можно и закурить. Сначала будет кружиться голова, а потом привыкнешь. Но зачем?

Сила человека заключается совсем не в том, чтобы делать запретное. Это только кажется силой, а в действительности это слабость.

Один из хороших способов укрепить волю – не поддаваться дурным соблазнам. Стань выше тех, кто смеется над тобой, когда ты отказываешься закурить. Скажи самому себе: «Водку не пью».

Конечно, может случиться так, что при этом ты потеряешь кое-кого из своих дружков, а то и врагов наживешь. Быть «не как все» немножко опасно.

Но зато ты выиграешь в глазах настоящих людей. И в своих собственных. Дело ведь не в том, что кто-то запретил тебе курить, пить, играть на деньги. Ты сам себе запретил это – значит, у тебя есть воля.

Заключение и выводы:

Педагог-психолог: Надеюсь, теперь вы измените взгляд на алкоголь. Примеры, которые были приведены, показывают, что пьянство – это красивая обвертка горя и зла. Запомните, физическая культура, спорт, занятие в кружках, правильная организация свободного времени предупреждают развитие вредных привычек, в том числе и привычки к употреблению спиртных напитков. Советую почитать такие книги, как «Падение Ивана Чупрова» Г.Ф.Тендрякова, «Возвращение в жизнь» Г.И. Шонина, «Серая мышь» В.Липатова. Хочу пожелать вам, не уподобляться серой массе невежд, возводящих пьянство, чуть ли не в национальную гордость.

Анкета

( пристрастие учащихся к алкоголю)

Подчеркните вариант своего ответа

1. Употребляли ли Вы алкогольные напитки?

- Да - нет

2. Когда Вы попробовали алкоголь в первый раз?

- до 10 лет - 11 - 12 лет - 13 – 15 лет 16-18 лет старше 18 лет