Как отучить ребенка от грудного вскармливания?

    // 5 января 2010 9 3 3545

Материнское молоко в первые месяцы жизненно необходимо для малыша, однако, с течением времени в его рационе появляются и другие продукты. После полутора лет грудное молоко становится скорее вспомогательным, хотя и весьма полезным компонентом здорового питания. Как, сохраняя некоторое количество грудных кормлений после года, избежать психологической зависимости от груди?Вряд ли где-то…

Материнское молоко в первые месяцы жизненно необходимо для малыша, однако, с течением времени в его рационе появляются и другие продукты. После полутора лет грудное молоко становится скорее вспомогательным, хотя и весьма полезным компонентом здорового питания.

Как, сохраняя некоторое количество грудных кормлений после года, избежать психологической зависимости от груди?

Вряд ли где-то ещё пользуются авторитетом педиатры советской закалки, которые будут уверять вас, что в полтора месяца пора начинать хитростью вводить в рацион ребёнка новые продукты (как это рекомендовано в пособиях по введению прикормов середины прошлого века: по капельке свежий сок, доводя постепенно до чайной ложки).

Всемирная Организация Здравоохранения, приняв во внимание исследования учёных из разных стран мира, ещё в конце прошлого века разработала рекомендацию: кормить ребёнка только грудью минимум до полугода, и лишь затем постепенно знакомить его с новыми продуктами. Вообще же грудное молоко эксперты ВОЗ рекомендуют сохранять в рационе ребёнка до двух лет наравне с другими продуктами питания. Даже молоко от усталой или голодной мамы в тысячу раз лучше, чем искусственно приготовленная детская молочная смесь. Учёные всего мира ломают голову над феноменом выработки молока в женской груди: до сих пор остаётся загадкой то, каким образом материнский организм «распознаёт» потребности ребёнка в конкретный момент.

Многочисленные опыты показывают: материнское молоко действительно может приспосабливаться под нужды ребёнка, оно меняется по составу не только на протяжении периода вскармливания, но и даже в течение суток. Если ребёнку хочется пить - молоко будет жидким, если ему необходимо больше сахара - молоко будет сладким, если он нуждается в калориях - оно вырабатывается более жирным и густым, «сытным». Малыш всегда получит то молоко, которое ему нужно, а вот почему это происходит, учёным выяснить не удалось до сих пор.И даже после года-полутора, когда лактация практически заканчивается, молоко продолжает поставлять ферменты, помогающие ребенку усваивать инородную пищу, содержит средства иммунной защиты, гормоны, факторы роста тканей, биологически активные вещества.

Однако, если в первые месяцы жизни грудное молоко - это единственный источник питания для младенца, то ближе к году оно остаётся в его рационе уже скорее как очень полезная и вкусная, но всё-таки - биодобавка.Собственно, сейчас никому и в голову не приходит отбирать у новорождённого материнскую грудь для его же пользы - если это и делается, то скорее в связи с обстоятельствами непреодолимой силы. Большинство же современных мам (благодаря просветительской роли Интернета, печатных СМИ для родителей и работе различных школ подготовки к родам) осознают ценность грудного вскармливания вообще и в частности - тесного телесного контакта маленького ребёнка с мамой в первые месяцы жизни. При благоприятном стечении обстоятельств, стабильном доходе и общем физическом и психическом здоровье вряд ли кому из родительниц придёт в голову, спустя полтора месяца после родов, перевести малыша на искусственное вскармливание, а самой, перетянув грудь, встать к станку и героически штамповать заготовки на благо Родины. Более того, в нынешнее время скорее вероятен противоположный вариант развития событий - мама кормит ребёнка только молоком до 2,5-3-х лет, давая ему грудь в любом месте по первому требованию, практически круглосуточно носит его на себе, удовлетворяет все его капризы и считает себя очень заботливой и «правильной» мамой.

Каждый находит собственный стиль общения с ребёнком, а приверженцы крайностей существовали в любое время; независимо от эпохи процент фанатиков остаётся неизменным - неважно, какие идеалы они отстаивают. Исходя из принятых в семье пищевых традиций и вкусовых пристрастий самого ребёнка, родители сами определяют, как и когда вводить прикормы в его рацион и когда заканчивать грудное вскармливание. Кто-то уже в год кормит своего ребёнка пельменями и мороженым, а кто-то до трёх лет даёт своему только протёртые овощи, а главное - обе семьи считают себя правыми. Ведь, пожалуй, основное, на что опирается каждая любящая мама, это собственная интуиция, любовь к ребёнку и чувствование его потребностей в конкретной ситуации. Не последнюю роль также играет и здравый смысл мамы и других родственников малыша.

Елена Ряплова, руководитель центра родительской культуры, акушерка, психолог, консультант по грудному вскармливанию, мама троих детей:

- Молоко, безусловно, жизненно необходимо для ребёнка до двух, а последние исследования свидетельствуют о пользе молока даже до трёх лет. Но как психолог я могу сказать: кормить ребёнка после двух лет нужно очень грамотно.

- Что значит «грамотно»?

- Ребёнок не должен «висеть» на груди. Есть период, когда он действительно нуждается в молоке, так как без еды он умрёт. Но есть период, когда эмоциональная составляющая выходит на первый план, и тогда с грудными кормлениями нужно быть осторожней.

- Это справедливо для какого возраста?

- Эмоциональная составляющая вообще всегда есть в грудном вскармливании, но когда ребёнок уже получает прикормы и ему 9 или 10 месяцев, то в этом возрасте грудь является уже воспитательным моментом у матери. До 6-7 месяцев для малыша титя и мама - практически одно и то же. Но со второго полугодия жизни ребёнок уже нуждается в том, чтобы ему начали вводить какие-то правила, начали устанавливать границы - это его внутренняя потребность. И в этом возрасте ребёнок действительно нуждается в том, чтобы мать ограничивала доступ к груди.

Это ненормально, когда ребёнок задирает на маме майку в любом месте и в любое время, где и когда ему вздумается. Такая ситуация говорит о том, что какие-то ошибки в воспитании допустила сама мама. Потому после шести месяцев не ребёнок, а мать определяет, будет она давать ему грудь или нет. В силу особенностей этого возраста к шести месяцам у ребёнка уже есть некие моторные навыки, и тот факт, что ребёнок способен отыскать, где у мамы грудь и добраться до неё, невзирая на мамину одежду - это говорит о том, что он уже способен осваивать пространство и ограничения ему жизненно необходимы. Когда-то же он должен познакомиться с правилами.

- Но вводя правила, наверное, нельзя быть чересчур строгой?

- Конечно! Отказывая ему в доступе к груди, мать не лишает его своего внимания! «Ты подошёл ко мне и просишь грудь, но я вижу, что титя тебе сейчас не нужна, ты недавно поел, ты не хочешь молока. Я так решила - сейчас тити не будет» - и переключить внимание ребёнка на другой предмет.

Мама не должна полностью растворяться в ребёнке, ни в коем случае, иначе она сойдёт с ума! Потому что не только она сама, но и ребёнок теряет свои границы. Если она сама не знает своих границ, то как она ребёнку даст представление о границах своего и чужого «Я»? Это целиком зависит от мамы! Ведь если у неё не останется своего «Я», своих личных интересов, то вполне возможно в дальнейшем такая мама упрекнёт ребёнка - «я на тебя всю жизнь положила». Как человек, получивший сертификат специалиста по грудному вскармливанию, я могу сказать - необходимо стимулировать маму к тому, чтобы она кормила грудью как можно дольше. Но одно дело, когда мы кормим ребёнка в возрасте до шести месяцев - он ещё мал, он практически несамостоятелен в передвижении, он полностью зависит от мамы и в физическом и в психологическом смысле. И здесь ограничения вводить ещё, конечно же, рано: в первом полугодии закладывается то самое базовое доверие к миру, и происходит это благодаря тому, что ребёнок уверен - мама всегда есть.

И совсем другая картина после 6-ти месяцев: ребёнок сидит, ребёнок учится ползать, и наконец наступает время, когда мама устанавливает границы. Это необходимо не только маме, но и для воспитания ребёнка.

- Как правильно отказать ребёнку, чтобы не было стресса?

- Отказывая ребёнку в чём либо, мы не должны оставлять его без своей психологической поддержки. Неважно, что за правила и ограничения мы вводим, в каждой семье это свои традиции. Наверное, везде есть общие моменты (например, нельзя лезть вилкой в розетку), но в каких-то семьях дают ребёнку поиграть сотовым телефоном, и это считается нормальным, а где-то такой вариант недопустим.

Но в любом случае, когда мы начинаем ребёнку эти правила объяснять, естественно, он может начать сердиться и даже плакать. Тогда мы ему говорим: «я вижу, что ты сердишься». Мы даём понять, что уважаем то, что с ним происходит: «иди, я тебя пожалею». Важно в такие острые моменты не терять контакт - зрительный и телесный. Мы не гневаемся, не кричим, не пугаем ребёнка - наоборот, мы его жалеем, гладим, и мягко говорим: «сюда нельзя, к сожалению». Если мы говорим «нет», это должно быть твёрдое «нет», а не то, что сегодня мы запрещаем это, а завтра «дали слабину» и позволили. Это очень важный элемент воспитания, который идёт из семьи: у ребёнка до 3 лет закладывается самооценка, и семья первичная структура, где это происходит. И поскольку с титей контакт самый тесный, то именно на примере тити мы учим его взаимоотношениям с другими людьми. Он учится осознавать, что «не всегда в жизни ты получаешь то, что хочешь, но это не страшно, это не катастрофа».

- Чего Вы не рекомендуете делать на этапе отучения от грудного вскармливания?

- Я как психолог не рекомендую уезжать от ребёнка: нужно понять, что в этот период он испытывает стресс, и должен пережить его с самым близким человеком, которым является мама. Конечно, оптимально, когда ребёнок сам отказывается от груди (в возрасте трёх лет он готов это сделать, он уже не так зависим от мамы, у него есть и другие интересы). Но не все мамы готовы ждать до этого возраста. Но всегда в любом случае отучение от груди - это инициатива матери. И как психолог, и как консультант по ГВ, я говорю: если вы раздражены, если вас «достало» грудное вскармливание, то нужно либо ограничивать висение на тите, глядя, что за погрешности в воспитании были допущены, либо, если решили отучать, то отучать.

- Расскажите о Вашем опыте отучения от груди.

- С первым ребёнком у меня не было того опыта, который сейчас, но уезжать мне интуитивно не хотелось. Мы с мужем сделали вот что: я закрывалась на кухне, муж пытался уложить дочь, она орала не переставая. Через некоторое время сердце моё не выдерживало, я выбегала, хватала ребёнка, и плакала вместе с ней, и конечно, давала грудь. Это было в полтора года, и тогда я не смогла отучить ребёнка от груди. Позже, в год и девять месяцев и дочь стала более сознательной, и отвлекаемость выше, и потребность в груди не такая сильная - в тот момент отучить от груди оказалось попроще. Но и потом в течение примерно года по ночам она каждые два часа приходила ко мне из своей кровати. Титю не брала, но ей было важно ощущать меня рядом. Непрерывный ночной сон у нас получился ближе к 2,5 -3 годам. А вот со второй дочерью мне удалось найти «изюминку» - в полтора года я вдруг сама резко захотела отучить Улю от груди, и придумала такой ход: «титя устала, в ней заканчивается молочко». На моральную подготовку у нас ушла неделя-максимум две. В течение дня отвлекаешь ребёнка, переключаешь внимание: «ой, смотри - птичка полетела!» И периодически внушаешь мысль: «посмотри: титя на месте, ты можешь её потрогать, но она устала, и кушать её мы уже не будем». Когда закрываешь грудь футболкой, то ребёнок, не видя объекта, думает, что объект пропал. Какой-то период - приходится и ночью напоминать об этом. За месяц дочь привыкла - титя на месте, и днём уже не прикладывалась. Ночью, конечно, сложнее: ребёнок находится в другом состоянии сознания - более младенческом. Какое-то время нужно переждать, потерпеть. Баюкать ночью на ручках, напоминать - «титя устала, ты же знаешь». Мне повезло, что и второй, и третий дети быстро эту мысль поняли. Третьего я кормила по полутора, и тоже могла бы кормить и больше, но что-то случилось у него с прикусом, и он сильно травмировал соски. Три консультанта по ГВ не смогли спасти мою грудь, а я сама упустила момент, когда он начал неправильно захватывать грудь. Пришлось отучиться в полтора года, но это тоже произошло достаточно безболезненно. У ребёнка будет ещё масса стрессов в жизни и посильнее этого, но когда один из первых своих стрессов он проходит с поддержкой мамы, то у него формируется внутренний ресурс, уверенность, в том, что он способен преодолевать трудности.

Это не рекомендация отучать детей от груди! Нужно руководствоваться внутренним чувством: если грудное вскармливание приносит удовольствие обоим, то пусть мама кормит как можно дольше. Но важно, чтобы мама умела выстраивать отношения и границы: не как с новорождённым, но уже как с полуторалетним. Многие мамы этого не понимают, и в дальнейшем есть опасность того, что при длительном вскармливании ребёнок в психологическом плане «садится на шею». Ко мне на консультацию пришла недавно женщина с девочкой 4-х лет, которая буквально на днях отучилась от груди. И вот мы разговариваем, а девочка постоянно дёргает маму, привлекает её внимание и моё. Не скажу, что ребёнок вёл себя агрессивно, но он хотел постоянного внимания. У меня сложилось ощущение, что психологический возраст девочки отстаёт от реального возраста. Это не связано с тем, что мама долго кормила её! Это связано с тем, что мама не простроила при этом отношения с повзрослевшим ребёнком.

Юлия Розенсон, акушерка, перинатальный психолог, руководитель направления подготовки к родам в семейном клубе, воспитывает сына и дочь:

- Сроки окончания грудного вскармливания для всех индивидуальны или есть какая-то общая для всех закономерность?

- Конечно, всё индивидуально, и это зависит от многих факторов - какие-то дети в возрасте год с небольшим сами готовы безболезненно расстаться с грудью, а кто-то и до двух лет находится в болезненной эмоциональной зависимости от неё и прикладывается к титьке буквально каждые два часа. Но если говорить в среднем, то нормально развивающийся ребёнок примерно в полтора года (в силу психологических особенностей этого возраста) готов бросить грудь.

Безусловно, сроки развития у всех детей индивидуальны, но сигналом для родителей должно служить то, что ребёнок:А) проявляет интерес к самостоятельной еде, копирует взрослых и уже хочет научиться учится есть и пить сам;Б) учится отдавать, делится игрушками или пробует кормить кукол, людей, животных и очевидно испытывает радость от процесса отдавания (кормления);В) проявляет интерес к горшку и к его содержимому. В каждой ситуации надо смотреть на конкретного ребёнка и не упустить момент его психологической готовности к отлучению. В этот самый момент готовности отучение от груди пройдёт наиболее безболезненно.

- А если затянуть?

- Если упустить момент готовности ребёнка (не обязательно это полтора года, но в среднем сроки таковы), если упустить, то грудное вскармливание может перерасти в эмоциональную привязанность, которая будет утомлять как мать, так и самого ребёнка. Большой ребёнок, с зубами во рту, который уже самостоятельно ест пищу, уже отлично понимает, что мамина грудь - это не только еда, это много больше, чем еда!

- Это неприятно и неудобно для женщины, но чем это опасно для самого ребёнка?

- Возникает болезненная эмоциональная привязанность. Ребёнок не учится чувствовать границы своего «Я», своей личности, и не чувствует границ других людей, что впоследствии затруднит налаживание коммуникаций с окружающими. По Фрейду, психологическое развитие человека в детстве проходит три этапа:- оральная стадия (с рождения и до полутора лет человек познаёт мир на вкус, все предметы «тянет в рот»);- анальная стадия (после полутора и до трёх лет человек овладевает способностью делиться и отдавать, в том числе сознательно учится пользоваться горшком (то есть, по сути, «отдавать» то, что ему не нужно));- генитальная (в возрасте от трёх до пяти лет человек проявляет здоровый интерес к половым различиям и идентифицирует себя по половому признаку).

Излишнее затягивание того или иного этапа развития (как, кстати, и лишение его), приводит к фиксации сознания в той или иной стадии. Так, фиксация на оральной стадии (к чему относится и болезненное, затянувшееся, превращённое в зависимость грудное вскармливание) может способствовать к дальнейшем к появлению другого рода зависимостей (таким, как курение или переедание). Но подчеркну: как дефицит приводит к этому (когда мама не кормит грудью или кормит слишком мало), так и избыток (затянутое вскармливание) тоже. Важно придерживаться золотой середины.

- Как правильно отучать ребёнка от груди, чтобы не травмировать его психику?

- Постепенно, не резко. Но с другой стороны, если уж решили отучать, если чувствуете, что и вы сами, а главное - и ребёнок готовы, то нужно сделать это, не сомневаясь. Когда-то же всё равно надо отучать, никто не висел на груди до института (хотя некоторые мамы кормят и до школы)! Ему страшно оторваться от мамы, но с её поддержкой, с лаской, вниманием он сможет преодолеть этот сложный момент отрыва, чтобы двигаться дальше в своём развитии. Прежде всего надо прекращать ночные «кормёжки» - отучение от них, как правило, происходит труднее всего. И днём - если мама уверена, что ребёнок сыт, то не надо давать грудь по требованию, он уже не младенец, который погибнет без молока. По требованию вообще нужно после 3-х месяцев постепенно переставать кормить, ну, а к шести месяцам это точно! Отвлекать, переключать внимание. НЕ забирать, конечно, насильно грудь у плачущего ребёнка, но и не предлагать ему всякий раз, когда вам кажется, что пора бы ему и приложиться к груди. Позднее отучение - в психологическом плане - продолжается: мама начинает оставлять ребёнка, и он понимает, что мама имеет право иногда уходить, но она всегда возвращается. Ребёнок учится чувствовать границы своего и маминого «Я». Это безусловные достижения этого периода - подготовка к самостоятельности, постепенный отрыв от мамы. Пусть он получает грудь, но при этом будет знать, что и кроме груди в мире много интересного.

Затянутое грудное вскармливание, которое изматывает ребёнка и мать, сказывается и на неврологии. И бывает, что даже роды прошли идеально, но впоследствии мама сводит на нет все эти положительные моменты, допустим, непрерывным грудным вскармливанием до трёх лет. Он становится раздражительным, и мама нервничает, ведь её саму ситуация постоянного висения на груди фактически уже самостоятельного ребёнка тоже не радует. Мама чувствует себя жертвой по полной программе, и ребёнок тоже не может полноценно развиваться. Повторю: всё индивидуально, но примерно в полтора года уже пора отучать ребёнка от грудных кормлений, чтобы не лишать его возможности развиваться дальше.

- Но и преждевременный отрыв от груди тоже не очень хорош?

- Расскажите о своём собственном опыте окончания грудного вскармливания.

- И сына и дочь я кормила до полутора лет. С сыном просто поняла, что уже хватит - так и сказала ему: тити больше не будет. Одну или две ночи нам пришлось трудно - муж очень помогал, успокаивал сына, поил водичкой. Дочке тоже было полтора года, когда я решила закончить грудное вскармливание.

- То есть не дочка решила, а мама?

- Расскажите о вашем опыте грудного вскармливания?

- Обычно мамы чувствуют это интуитивно.

- Но не получится ли, что мы тем самым не учтём интересы ребёнка?

- Но не поменяем ли мы одну зависимость на другую?

- С какого возраста целесообразно заканчивать грудное вскармливание?