Можно ли кормить ребенка под мультики?

Пожалуй, не найдется такого ребенка, который не любил бы мультфильмы. «Винни-Пух и Пятачок», «Ну погоди», «Ежик в тумане», «Малыш и Карлсон», «Приключения Бонифация» – все мы в детстве с удовольствием смотрели эти мультфильмы. И если раньше им отводилось лишь некоторое время на телевизионном канале, то сейчас можно смотреть мультфильмы хоть целыми сутками. С новыми возможностями неизбежно появляются и опасности.

У мультфильмов есть как противники, так и сторонники. Одни говорят, что это зло, что они вредят детской психике, другие, напротив, утверждают, что они способствуют усвоению норм поведения, развивают эмоциональную сферу ребенка.

Давайте разберемся, что такое мультфильмы, зачем и когда их смотреть и самое главное – как смотреть, и ответим на основные вопросы, которые волнуют многих родителей. Когда начинать показывать мультфильмы? Оптимальным возрастом для начала показа мультиков считается трехлетний.

Однако существуют определенные требования к «первым» мультикам. Картинка в них должна меняться медленно, чтобы ребенок мог успевать концентрировать на ней внимание, сюжет должен быть несложным, понятным, логичным, продолжительность – минимальной.

Боевик для малыша

Если взрослые смотрят боевики и триллеры, понимая, что это выдумка, то малыш воспринимает мультфильм как реальность. Чем младше ребенок, тем сложнее ему провести границу между экраном и жизнью.

Можно ли кормить ребенка под мультики? Мы часто наблюдаем картину: семья идет в ресторан и берет с собой ноутбук с мультиками. Как вообще относиться к при- ему пищи под фон фильма или мультфильма? Вопрос в том, решили ли вы покормить своего ребенка или занять его во время ужина…

Вся его активность будет направляться на экран с яркой картинкой, а еда в этом случае будет фоном. Таким образом, родители рискуют развить у ребенка привычку есть только под фон телевизора, ноутбука, компьютера. Что, в свою очередь, может сказаться, с одной стороны, на чрезмерной привязанности к «голубому экрану», с другой – на склонности к перееданию и как следствие – к нарушению обмена веществ.

Можно ли включать мультики фоном? Особенность психики ребенка в том, что его внимание может быть сосредоточенно лишь на чем-то одном, на непосредственно выполняемой деятельности – игре, рисовании, приеме пищи, общении с вами или со своими сверстниками. Психологи и медики рекомендуют воздержаться от подобной практики. Во-первых, мультик как фон будет отвлекать от непосредственного занятия. Во-вторых, подобный фон со временем начнет восприниматься как норма, и со временем, приходя домой, делая уроки, ребенок по привычке будет включать телевизор или фильм, и это будет сказываться на продуктивности его деятельности.

Сейчас появилось много телеканалов, по которым круглосуточно показывают мультики. Это невероятно удобно! Однако детские психологи не рекомендуют увлекаться и спешить порадовать ребенка включением в его повседневную жизнь просмотра таких каналов. Ведь мультики, которые там показывают, не предназначены для какого-то отдельного возраста, а направлены на разную целевую аудиторию. Помните, что телепередачи для подростков могут негативно сказаться на детях младшего школьного (7–11 лет) и дошкольного (3–7 лет) возраста.

Дети часто просят поставить один и тот же мультик, могут смотреть его часами по нескольку раз. Для детей это норма. Это вызвано тем, что через просмотр полюбившегося сюжета дети учатся тому, как себя вести в реальной жизни, познают мир, общественные нормы и правила.

Нужно ли смотреть мультфильмы вместе с ребенком? Родители не должны оставлять малыша одного перед телевизором. Во время просмотра ребенку может понадобиться объяснение какого-либо непонятного момента или ему станет интересно отношение родителей к происходящему. После того как мультик кончится, его необходимо совместно обсудить – например, очень полезно спрашивать ребенка, как бы он поступил на месте героев этого мультфильма в той или иной ситуации.

Как правильно организовать просмотр мультфильмов? Наиболее подходящим временем для просмотра является первая половина дня. Психологи не рекомендуют показывать мультики перед дневным и ночным сном, особенно впечатлительным и легковозбудимым детям. Взрослые должны заранее определить, в каких местах можно сделать паузы, разбив слишком длинные мультфильмы на части. Во время просмотра малыш должен сидеть строго напротив экрана на расстоянии не менее двух метров. Родителям нужно внимательно следить – если у ребенка начали краснеть или слезиться глаза, телевизор необходимо выключить. Перед тем, как показывать детям тот или иной новый мультик, родители должны обязательно предварительно сами просмотреть его.

Насколько хорошо должны быть прорисованы лица, допускается ли искажение размеров лиц, фигуры, частей тела? В детальной прорисовке лиц нет необходимости, важно, чтобы было понятно, чей образ хотят показать на экране. Что касается пропорций частей тела, то тут лучше выбирать те мультфильмы, где пропорции соблюдаются. И избегать тех, где отдельные части чрезмерно выражены, а остальных практически не видно. Например, как в мультфильмах «Южный парк», «Масяня».

Меняй минуты на часы

По данным Госкомстата, на воспитание детей российские родители затрачивают в среднем 37 минут в день с учетом выходных, праздников и отпусков. У экрана телевизора, по данным ВЦИОМ, российский ребенок проводит около 4 часов. Сохрани себя Внимательно отнеситесь к агрессивным сюжетам. Если ребенок видит на телеэкране агрессию, это может спровоцировать у него жестокое поведение или отключить инстинкт самосохранения. Не все дети одинаковы. Среди малышей, смотрящих ТВ, есть дети, которые неспособны критично относиться к своим поступкам. Под воздействием «жестких» мультфильмов они ведут себя как губка. А потом во дворе, в песочнице, повторяют точь-в-точь увиденное на экране по отношению к сверстнику, животному.

Дети часто отождествляют себя с героями мультиков и играют в них. Стоит ли поддерживать такую игру? Мультфильм является частью культуры, и все увиденное на экране воспринимается как элемент культуры. Усваиваются стереотипы поведения, социальные и гендерные роли, стили в одежде и манере общения. По сути, мозгу ребенка все равно, видел ли он бытовую ситуацию в жизни или на киноэкране. Он примеряет ее на себя как норму поведения, так как у ребенка очень сильно выражена способность (и потребность) в имитации, подражании.

Девочки, просмотрев фильмы о принцессах, королевах, балеринах, представляют себя именно такими и не только подражают поведенческим особенностям персонажей, но и перенимают их душевные качества.

Вашей дочке полюбился мультик о Белоснежке? Подумайте, каковы качества этого персонажа. Красота, скромность, доброта, обаятельность, трудолюбие. Хотите видеть эти качества в ребенке? Этот сюжет как раз для вас. Кто-то хочет видеть свою дочь бойкой, ловкой, смелой, оптимистичной. Для формирования таких качеств можно также найти массу «полезных» фильмов, таких, например, как «Пеппи Длинный чулок». Этот фильм еще и о детской фантазии.

Представьте теперь, какие качества перенимают те же девочки, просмотрев мультфильмы о Сейлор Мун, что она там делает, что происходит на экране? Есть ли что-то женственное в этих образах? И оправданны ли те убийства, которые происходят на экране? Мы не станем перечислять все «вредные» мультфильмы, думаю, что вы сами их определите, если ненадолго оторветесь от «важных» дел, сядете рядом с сыном или дочкой и посмотрите вместе телевизор.

Родители, включая телевизор, пытаются занять ребенка, но совсем забывают, что для детского организма и психики главное не просмотр мультфильма или общение с компьютером, а защита, уважение, любовь и живое общение.

Автор: Павел Плешков (психолог, психофизиолог)