Хирургическое лечение эпилепсии у детей. Стимуляция блуждающего нерва при эпилепсии

Возможность хирургического лечения следует предполагать у детей с приступами, резистентными к антиэпилептической терапии. Кандидатами для хирургического лечения являются преимущественно дети с фокальными приступами. Хотя данные анамнеза и неврологического обследования могут предполагать фокальную эпилептическую активность, основным методом для определения локализации и распространения эпилептогенных разрядов служит ЭЭГ. Во многих случаях необходимы длительная запись ЭЭГ и видео-ЭЭГ-мониторинг для определения локализации эпилептогенной зоны.

Во многих случаях снижение дозы или отмена антиконвульсантов в условиях стационара помогает повысить вероятность регистрации приступной и межприступной эпилептиформной активности. Если при записи ЭЭГ с использованием сфеноидальных электродов не удается точно локализовать фокус эпилептической активности, необходимую информацию можно получить при введении субдуральных электродов. Применение субдуральных электродов особенно эффективно для выявления эпилептогенного фокуса, располагающегося за пределами височной доли. Кроме ЭЭГ-исследования проводится нейропсихологическое тестирование, тест Вада (интракаротидное введение амобарбитала для определения доминантного полушария), ОФЭКТ или ПЭТ, а также методы нейровизуализации, включая КТ, МРТ и функциональную МРТ.

В некоторых центрах выполняется МЭГ. определяющая эпилептическую активность более точно, чем другие методики. Результаты хирургического лечения у детей с четко установленным очагом эпилептиформной активности на ЭЭГ, соответствующим выявленному структурному поражению на КТ или МРТ в той же зоне, весьма благоприятны и сравнимы с результатами лечения у взрослых со сходной патологией.

Эксперименты на животных показали, что электрическая стимуляция левого блуждающего нерва позволяет прервать или предотвратить развитие приступов. В двойном слепом исследовании с участием 60 детей (из которых 16 детей были до 12 лет) стимуляция левого блуждающего нерва с помощью специального имплантированного прибора привела к уменьшению частоты приступов на 31-42 % в течение 18 мес. Эти результаты позволяют предположить, что стимуляция блуждающего нерва может служить безопасным дополнительным методом лечения пациентов, резистентных к другим видам терапии.

В большинстве случаев родителей первоначально пугает диагноз эпилепсии, им требуются психологическая поддержка и предоставление точной информации об этом заболевании. Врач должен быть готов ответить на вопросы родителей, в том числе о возможной продолжительности заболевания, побочных эффектах медикаментозной терапии и последствиях эпилептических приступов, этиологии заболевания, его социальных последствиях и влиянии на обучение ребенка, а также о том, есть ли вина родителей в развитии эпилепсии у их ребенка. Родители обычно хотят знать, какие ограничения необходимы для ребенка и нужно ли информировать о болезни учителей. Другие интересуются вкладом наследственных факторов в развитие заболевания, включая риск эпилепсии у будущих детей.

Родителям необходимо рекомендовать по возможности относиться к ребенку как к здоровому. Для большинства детей с эпилепсией ограничение физической активности не требуется, за исключением необходимости купания и плавания только в присутствии взрослого, информированного о болезни ребенка. Необходимо объяснить родителям механизм эпилептических приступов, представления об эпилепсии как о заболевании, цель терапии и предоставить информацию о возможных побочных эффектах антиэпилептических препаратов. Родители, понимающие основы действия антиконвульсантов, цель их применения и потребность в соблюдении определенного режима приема препаратов, как правило, отличаются высокой комплайентностью (четко выполняют назначения врача).

В беседе с родителями необходимо рассказать о мерах первой помощи при развитии приступа. К счастью, большинство родителей и детей быстро адаптируются к заболеванию ребенка и к регулярной терапии. В большинстве случаев эпилептические приступы у детей хорошо поддаются контролю при антиэпилептической терапии, интеллект детей соответствует норме, и можно ожидать, что дети смогут вести нормальный образ жизни. Эти дети требуют тщательного контроля в процессе обучения, так как проблема с обучением более распространена среди детей с эпилепсией, чем в общей популяции. Сотрудничество и взаимопонимание между родителями, врачом, учителем и ребенком способствуют улучшению прогноза у пациентов с эпилепсией.