Рекомендуются следующие специальные упражнения для мимических мышц:
  1. Поднять брови вверх.
  2. Наморщить брови (хмуриться).
  3. Закрыть глаза (последовательность выполнения этого упражнения: посмотреть вниз; закрыть глаза, придерживая ве-ко пальцами на стороне поражения, и держать глаза закрытыми в течение минуты; открыть и закрыть глаза 3 раза подряд).
  4. Улыбаться с закрытым ртом.
  5. Щуриться.
  6. Опустить голову вниз, сделать вдох и в момент выдоха "фыркать".
  7. Свистеть.
  8. Расширить ноздри.
  9. Поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы.
  10. Опустить нижнюю губу, обнажив нижние зубы.
  11. Улыбаться с открытым ртом.
  12. Погасить зажженную спичку.
  13. Набрать в рот воду, закрыть рот и полоскать, стараясь не выливать воду.
  14. Надуть щеки.
  15. Перемещать воздух с одной половины рта на другую попеременно.
  16. Опустить углы рта вниз при закрытом рте.
  17. Высунуть язык и сделать его узким.
  18. Открыв рот, двигать языком вперед-назад.
  19. Открыв рот, двигать языком вправо, влево.
  20. Выпячивать вперед губы "трубочкой".
  21. Следить глазами за двигающимся по кругу пальцем.
  22. Втягивать щеки при закрытом рте.
  23. Опустить верхнюю губу на нижнюю.
  24. Кончиком языка водить по деснам попеременно в обе стороны при закрытом рте, прижимая язык с разной степенью усилия.

Специальные упражнения в остром периоде прозопоплегии

В остром периоде прозопоплегии лечебная гимнастика проводится с привлечением различных синергических реакций:
  • дыхательно-лицевых,
  • жевательно-лицевых,
  • язычно-лицевых,
  • глоточно-лицевых,
  • глазодвигательно-лицевых,
  • брахио-фасциальных,
  • имитационных синергий лица,
  • глобальных синкинезий.

На первом этапе важно получить любую, пусть даже недифференцированную и генерализованную, двигательную реакцию пораженных мышц лица. Там где это возможно, голове пациента придается положение, обеспечивающее антигравитационные условия работы парализованных мышц. Иногда с целью дополнительной стимуляции остаточной двигательной активности производится усиление проприоцептивных ощущений с кожных поверхностей над пораженными мышцами, путем их легкого покалывания иглой, а также производится натяжение мимических мышц через палец, подставленный с внутренней стороны щеки или губы.

  • Примеры упражнений, основанных на дыхательно-лицевых синкинезиях:
    • Больной закрывает пальцем здоровую половину носа и производит форсированное вдыхание воздуха ноздрей пораженной половины лица. При этом он изо всех сил пытается "играть" крыльями носа и напрягать носогубную складку.
    • Пациент втягивает воздух через сомкнутые зубы (как кит), одновременно он пытается растянуть губы "в ниточку", образовать "ямочки" на щеках, напрячь носогубную складку.
    • Больной быстро вдыхает и выдыхает носом, как бы принюхивается, пытаясь шевелить крыльями носа.
    • Больной пытается выдохнуть воздух через вытянутые в трубочку губы, как при свисте.
    • Пациент попеременно во время вдоха через рот натягивает верхнюю губу на верхние резцы и нижнюю губу на нижние резцы.
  • Примеры упражнений, основанных на жевательно-лицевых синкинезиях:
    • Пациент смещает челюсть в сторону пораженной половины лица, одновременно пытаясь сомкнуть ипсилатеральную глазную щель и оскалить зубы.
    • Больной делает прикус "на резцы" и одновременно пытается оскалить верхние зубы до клыко.
    • Прикусывая зубы "на коренные", пациент стремится опустить углы рта вниз.
    • Больной выдвигает нижнюю челюсть вперед, одновременно пытаясь оттопырить нижнюю губу.
  • Примеры упражнений, основанных на язычно-лицевых синкинезиях:
    • Пациент прижимает кончик языка к твердому небу, одновременно пытаясь наморщить нос и сузить глазную щель.
    • Пациент высовывает язык и поворачивает его в сторону пареза, пытаясь одновременно сузить глазную щель.
    • Пациент упирает кончик языка в щеку на пораженной стороне, пытаясь напряжением m. buccinator адекватно противостоять этому давлению.
    • Больной прикасается языком к верхним резцам, одновременно пытаясь оттопырить верхнюю губу.
  • Пример упражнений, основанных на глоточно-лицевых синкинезиях:
    • Больной делает повторные глотательные движения, как при проглатывании чего-либо горького, одновременно пытаясь прищурить глаза и напрячь носогубные складки.
  • Примеры упражнений, основанных на глазодвигательно-лицевых синкинезиях:
    • Закрывание глаза производится в антигравитационном положении (лежа на спине). Больного обучают закрывать глаз в два приема: сначала прикрывается верхнее веко, а когда объем его движения оказывается полностью исчерпанным, подтягивается нижнее веко до полного смыкания глазной щели.
    • Поворачивая взор в ипсилатеральную сторону, пациент пытается сомкнуть глазную щель. В положении сидя, отклоняя голову назад, пациент одновременно пытается прикрыть верхнее веко (рефлекс кукольных глаз).
    • В положении сидя, наклоняя голову вперед и поднимая глаза кверху, пациент пытается наморщить лоб.
    • Пациент пытается сузить одноименную глазную щель.
    • Кинезитерапевт раздражает ресницы или роговицу больного полоской бумаги, пытаясь вызвать защитный рефлекс мигания.
  • Примеры упражнений, основанных на брахио-фасциальных синкинезиях:
    • Больной изо всех сил упирается обеими руками в нижнюю поверхность стола, пытаясь изобразить на лице гримасу перенапряжения.
    • Пациенту предлагают удерживать или медленно поднимать гимнастическое ядро или гантель, сгибая супинированное предплечье в локтевом суставе, одновременно он пытается напрячь мышцы лица, как при натуживании.
    • Отягощение грузом может быть заменено адекватным сопротивлением руки методиста.
  • Примеры упражнений, основанных на имитационных синкинезиях лица:
    • Чтобы произвести нужное движение парализованной половиной лица больной сначала делает то же самое непораженными мышцами здоровой половины.
  • Примеры упражнений, основанных на глобальных синкинезиях:
    • Лежа на спине, пациент приподнимает голову, пытаясь одновременно совершить определенные действия мышцами пораженной стороны лица: оттянуть угол рта в сторону, "насупить" брови, сомкнуть глазную щель и т.д. Методист оказывает адекватное сопротивление приподниманию головы больного с помощью ладони, приложенной к его лбу.

Упражнения для улучшения артикуляции

После выполнения комплекса упражнений для мимической мускулатуры переходят к гимнастике с произношением букв и слогов.

Упражнения для улучшения артикуляции:
  1. Произносить буквы а, у, и, о.
  2. Произносить буквы п, ф, в, подводя нижнюю губу под верхние зубы.
  3. Произносить сочетания этих букв: ой, фу, фи и т.д.
  4. Произносить слова, содержащие эти буквы, по слогам: о-кош-ко, Фек-ла, и-зюм, Вар-фо-ло-мей, и-вол-га, мо-но-лог, ку-ку-ру-за и т.д.

При произношении слов необходимо обращать внимание на движения губ (оттягивание уголков рта, сжимание губ), следить, чтобы не появились сопутствующие движения.

Слоги и буквы произносить растягивая.

При полном параличе самомассаж, упражнения и лечение положением надо проводить длительно и, что не менее важно, систематически.

Если функция мимических мышц полностью не восстанавливается, методика должна быть направлена на ограничение мимики здоровой половины лица, что помогает маскировать и компенсировать дефект.