Опыт внедрения «сестринского процесса» в работу ожогового отделения

Аганина Е.Н.

Ведерникова О.Л.

(Йошкар-Олинская городская больница)

Роль медицинской сестры в лечении больных общеизвестна и общепризнанна. Однако нельзя не отметить тот факт, что в лечебных учреждениях России медицинская сестра, к сожалению, воспринимается больше как беспрекословный и точный исполнитель назначений врача. К счастью, в последние годы наметилась тенденция к росту активности среднего медицинского персонала: оживились публикации в сестринских профессиональных журналах, растет количество специальной литературы для сестер, пополняются ряды сестринских Ассоциаций. Врачи нашего ожогового отделения с пониманием отнеслись к внедрению «сестринского процесса» в повседневную работу ожогового отделения и активно способствовали разработке отдельных его элементов.

Сестринские истории болезни

Преследуя такие цели как улучшение ухода за больными, мы сосредоточили свое внимание прежде всего на создании сестринских историй болезни, У нас они получили название Сестринских Карт. Изначально учитывались реальные возможности отделения и загруженность среднего медицинского персонала, а потому Сестринские Карты у нас заводятся исключительно на больных, находящихся в палате интенсивной терапии.

Работая над проектом сестринской истории, мы постарались сделать ее информативной, доступной и легкой в обращении. Сегодня каждая дежурная медицинская сестра, заступающая на пост пролистав Сестринские Карты, достаточно быстро получает представление о любом больном, о динамике его заболевания и об особенностях ухода за конкретным пациентом. (См. Приложение I. Рис. N1).

Первый титульный лист содержит некоторые паспортные данные, необходимые сестре ПИТ сведения о давности получения ожога, характере поражающего агента, диагноз. Здесь же помещены сведения, в первую очередь необходимые медицинской сестре для работы, а именно аллергологический анамнез, группа крови и резус-фактор. Внизу листа отведено специально место для сведений о стадии ожоговой болезни и о выполненных операциях. На обороте титульного листа (Рис. N2) находятся данные статуса больного при поступлении, которые заполняются медицинской сестрой, принимающей пациента. Для удобства предлагается подчеркнуть нужное или зачеркнуть ненужное.

Сестринская история болезни (Рис. N3 и N4) содержит также данные об особенностях кормления, пищевой аллергии, динамике веса, сведения о режиме больного и занятиях лечебной физкультурой. Особое место отведено данным об особенности положении больного и причине именно такого положения. В Листе дополнительных манипуляций (Рис. N5) представлены сведения о назначении и выполнении обработки ожоговых ран, ингаляций, закапывании растворов в глаза и т.д.

Сестринские дневники (Рис. N6) фиксируют динамику состояния больного; в них определяется текущий план работы, ставятся задачи на следующий день, а также делаются отметки о необходимости обратить внимание на определенные моменты по уходу у конкретного пациента.

Стандарты работы медицинской сестры ожогового отделения

Специфика хирургического стационара требует, чтобы своевременная и квалифицированная помощь оказывалась больным даже при занятости врача (например, в операционной). Это требует от среднего персонала уверенных профессиональных знаний и умений, сведенных в стандарты (протоколы) действий медицинской сестры при различных клинических ситуациях. В доступной нам литературе, при всем ее разнообразии, мы не встретили стандартов деятельности медицинской сестры именно ожогового отделения, а потому приступили к их разработке самостоятельно. Создавали их в тесном сотрудничестве врачей и сестер, может, поэтому они получились, на наш взгляд, содержательными и доступными по форме. Остановимся лишь на нескольких из них. ( См. Приложение II).

Особая нагрузка на медперсонал выпадает при поступлении больного в состоянии шока, которое требует незамедлительного оказания квалифицированной помощи и слаженной работы коллектива, где каждый работник, врач и мед.сестра, знает свою работу и круг своих обязанностей и не ожидает дополнительных указаний. Неслучайно, что первый созданный нами стандарт назывался «Последовательность мероприятий, проводимых мед. сестрой при поступлении тяжело обожженного в шоке». Неотложная и сложная ситуация возникает при поступлении больного с симптомами ингаляционной травмы, а потому не менее наболевшим оказался стандарт «Тактика медицинской сестры по уходу за больными с ингаляционной травмой». Эти разработки были апробированы в повседневной работе и признаны удачными. В последующем созданы очередные алгоритмы: «Тактика медицинской сестры при планировании плазмафереза», «Тактика медицинской сестры при планировании аутодермопластики», «Тактика медицинской сестры при планировании купания пациента» и т. д.

Памятка для больных ожогового отделения

Сестринский процесс предполагает более тесное сотрудничество медицинской сестры и пациента. Одним из важных моментов этого является своевременно информирование пациента об основных этапах лечения и их особенностях: будет ли он оперирован, в чем заключается та или иная манипуляция, на что стоит обратить ему особое внимание, чего следует остерегаться, а о чем беспокоиться напрасно не нужно.

Как правило, все неизвестное порождает страх. Медсестер вслед за врачами «засыпают» одними и теми же вопросами, ответы на которые типичны. Это стоит медперсоналу немалого количества времени. Существенно облегчить ситуацию помогают Памятки для пациентов и их родственников (См. Приложение III). Вот названия лишь некоторых из них: «Памятка для больного, идущего на фибробронхоскопию (ФБС)», «Что следует знать пациенту, если ему предстоит пересадка кожи», «Вопросы, наиболее часто интересующие наших пациентов, если им предстоит перевязка под наркозом», «Что необходимо знать больному с ожогами в области шеи» и т.д. Памятки были написаны медицинскими сестрами, которые заблаговременно посредством опроса выявили наиболее часто возникающие вопросы у пациентов по той или иной проблеме. Лучшие работы были отобраны и отредактированы врачами. Теперь перед первой перевязкой под наркозом, операцией, плазмаферезем и т. д. пациенту предлагается ознакомиться с соответствующим материалом, написанным простым и доступным языком. Стоит ли говорить о том, сколько сил и времени было сэкономлено таким образом.

Заключение

Со времени внедрения элементов сестринского процесса в работу ожогового отделения прошло два года, но уже сейчас можно говорить о некоторых позитивных сдвигах в нашей службе.

Прежде всего, в лице медицинской сестры мы вместо послушного исполнителя назначений врача получаем самостоятельно мыслящего профессионала, который к выполнению назначений подходит творчески, и в состоянии выявить определенные проблемы у конкретного пациента, наметить план их решения и добиться намеченной цели, не выходя за рамки лечебной тактики врача. А сегодня в условиях лекарственного дефицита уход становится едва ли не единственной безотказной пилюлей, которую мы можем предоставить пациенту.

Стандарты работы помогают медицинским сестрам планировать свою работу, концентрируя внимание на главном. Памятки для больных экономят драгоценное время и поднимают взаимоотношения медперсонала и пациента на новый уровень. Что же касается сестринских историй, то они оказались достаточно серьезными документами самоанализа и самоконтроля, причем как для среднего персонала, так и для врачей. В конечном счете, они могут стать источником новых идей для медсестер по совершенствованию ухода и пересмотра лечебной тактики для врачей, а так же могут послужить основой для научных разработок. При этом следует заметить, что все эти новшества были внедрены без увеличения штатного расписания и без введения дополнительных сестринских ставок.

Об отнощении самих медицинских сестер к внедрению сестринского процесса можно судить по результатам анонимного анкетирования, где на вопрос «Хотели бы Вы прекращения эксперимента и возвращения к привычным принципам ухода?» из четырех вариантов ответа в 100% случаев был избран следующий «Считаю эксперимент удачным, и более того, думаю, что следует продолжить работу в данном направлении».